zabika.ru 1

Тема урока: Стихотворения И.С.Тургенева - гимн вечной жизни.



Цели урока:


  1. Дать понятие о стихотворениях в прозе, познакомить с идейно- художественными особенностями «Стихотворений в прозе» Тургенева;

  2. Учить анализировать произведения малого жанра;

  3. Воспитывать чувство прекрасного;

  4. Развивать эмоциональную сферу, чувство прекрасного.


Тема урока: объяснения нового материала.

Форма урока: урок с применением ИКТ.

Оборудование: портрет Тургенева, слайды, аудиозаписи.

Ход урока:



  1. Орг.момент:

Вступительное слово: Тема нашего урока –стихотворения в прозе – гимн вечной жизни. Сегодня мы познакомимся с этими удивительными произведениями. Это и есть цель нашего урока. Стихотворения в прозе, как отмечал И.Бунин, объясняет лаконичность, иносказательность, а главное, бездна мысли.

История создания «Стихотворений в прозе».

Стихотворения в прозе написаны Тургеневым между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни писателя. Отсюда и название, которое он для них придумал «старческое». Редактор журнала, где стихотворения впервые были напечатаны, заменил название другим, оставшимся навсегда – «Стихотворения в прозе».

Прежде чем мы начнем знакомство с самими стихотворениями обратимся к словарю:

Стихотворения в прозе – это лирическое произведения в прозаической форме.

Оксюморон – сочетание несочетаемого.

Рефрен – припев, повторение одних и тех же слов после каждой строфы.

Некролог – статья по поводу смерти кого либо.

Стихотворения в прозе – своеобразный итог размышлений писателя о жизни, литературе и искусстве. В них нашли отражение почти все темы и мотивы творчества писателя. В них он ставит и решает самые сложные и разнообразные социально- нравственные и эстетические проблемы.

Что же объединяет их?

  • Лиризм, передающий настроение автора


  • Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то восторг, то смятение.

  • Характер исповеди.

  • Философские раздумья над основными вопросами бытия.

  • Острая наблюдательность.

  • Музыкальность.

Чтение стихотворения «Русский язык» слайд №4 музыка «Полонез Огинского»


  1. Какими словами (эпитетами) он определяет значение русского языка?

(Могучий, великий, правдивый, свободный)

  1. Из скольких предложений оно состоит?

(3 предложения)

  1. Какие это предложения по эмоциональной окраске?

(2 восклицательных, 1 вопросительное)

  1. Какие чувства переполняют это стихотворение?

(любовь к своему народу, к языку, чувство патриотизма)
Работа в группах учащихся.
Каждая группа получила свое задание.

Работа ведется по плану:

  1. Распределить роли чтеца, комментатора;

  2. Прочитать выразительно стихотворение;

  3. Проанализировать стихотворение по плану ;

  4. Обобщение.


План анализа стихотворения в прозе:

  1. Название;

  2. Тема, основная мысль;

  3. Авторская позиция;

  4. Художественные средства.


1 группа Стихотворение «Воробей» слайд №5- 12 музыка Шопен «Ноктюрн»
Вопросы:

  1. Определить основной мотив стихотворения, его главную мысль?

(мотив любви, любви, которой подвластны все существа этого мира, а не только человек).

  1. Проследите за поведением воробьев и собаки. Как вы думаете, почему собака отступает?

(собака почти не совершает действий, а воробей действует).
  1. Автор – созерцатель, а не участник этого противоборства. Что же он понял, наблюдая за участниками битвы?


(Любовь сильнее смерти).

  1. Какие чувства испытывает автор, какие слова помогают нам понять это?

  2. В какой из этих иллюстраций, по вашему мнению лучше всего отражает «характер» воробья?


2 группа Стихотворение «Память Вревской» слайды №17-25 музыка Бетховена «лунная соната».
Рассказ о истории создания:
Тургенев был знаком с Юлией Петровной Вревской, баронессой. Она принадлежала к высшим кругам общества. Необыкновенно красивая, она в 1958 г. 17- летней девушкой вышла замуж за генерала Вревского, который служил на Кавказе, где в то время шла война. В том же 1958 г. Вревский погиб на поле боя. Юлия Вревская, совсем юной, овдовела.

Свет ее не интересовал, её душа жила другим – жаждой самопожертвования. Она отправилась на Балканы, в качестве медсестры, уаживала за тифозными больными, сама заразилась и умерла.
Вопросы по тексту:

  1. В какой форме написано это стихотворение? (в форме некролога)

  2. Какова основная мысль? (тема героизма)

  3. Как автор относится к своей героине?

  4. Какие художественные средства? (прием контраста)



3 группа Стихотворение «Как хороши, как свежи были розы». Слайды 1725 Музыка Бетховена «Лунная соната».
Беседа по стихотворению

  1. Ваши впечатления?

  2. Какие образы возникают в вашем воображении?

  3. Как это стихотворение дополняет ваше представление о Тургеневе?


Работа в группах


  1. Назовите принципы построения этого стихотворения.

  2. Какие лексические особенности этого стихотворения раскрывают авторскую мысль.

  3. Какие синтаксические особенности этого стихотворения раскрывают авторскую мысль?


Вывод: Теперь обратимся снова к слайду №3

Увидели ли мы в этих стихотворение эти общие черты? (да).

Стихотворения в прозе Тургенева – это размышления о Родине, о языке, о любви, о вечности жизни, о смысле человеческого бытия. Они метафоричны, поэтичны, музыкальны, прекрасны и чисты. Язык их прозрачен и величествен. Поэтому их назвали стихотворениями в прозе.


Задание на дом: Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений.

Попробовать написать свое стихотворение в прозе.