zabika.ru 1

Теория массовой коммуникации. Тема 2


31.10.2002 05:00 | РУДН

ТЕМА 2

ТЕОРИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (СМК). ДВА ИСТОРИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ

ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОСТАВА ПОНЯТИЯ "ТЕОРИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (МК)".

СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ МК. ОПРЕДЕЛЕНИЯ МК. НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА МК

ЗАПАДНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ

Единая теория массовой коммуникации исторически складывалась и до сих

пор формируется из научных подходов, позиций и исследований многих ученых

- представителей как общественных, так и естественных и технических

отраслей знания. Она вызревала в русле исследований по социологии и

психологии (Г.Тард, Г.Лебон - конец XIX - начало XX века, Л.С.Выготский -

30- годы, Т.Адорно, Г.Лассауэлл, Г.Маркузе, М.Хоркхаймер, П.Лазарсфельд,

Р.Мертон и др. - 40-е годы, Ю.Хабермас, С.Московичи, А.Менегетти и др. -

60 -е - 80-е годы XX века). (Мы называем лишь ключевые периоды, дававшие

толчки и новые импульсы теории в соответствии с новыми социальными

реалиями). Она вызревала в русле исследований проблем теории информации и

новой науки - кибернетики (Н.Винер, К.Шеннон, С.Бир и др. - 40-е - 50-е

годы), научных разработок в области теории информации, культурологии и

эстетики восприятия (М.Бахтин - 30-е годы, А.Моль, Ю.Лотман - 60-е - 70-е

годы, журналистики и журнализма (советская школа журналистики 60-70-х

годов XX века, формировавшаяся преимущественно на базе одноименного

факультета МГУ им. Ломоносова. Наиболее известны работы Э.Багирова). До

конца еще не оценен, как теперь все более выясняется, тот вклад, который

сделали в теорию массовой коммуникации, разрабатывая естественнонаучные,

философские и филологические концепции, русские мыслители Н.Ф.Федоров,

П.А.Флоренский, В.И.Вернадский, А.Ф.Лосев.

Изучая труды названных и многих других отечественных ученых по


проблемам создания сообщений и текстов, запечатления их в том или ином

духовном или материальном виде и передачи определенным способом

современникам или потомкам, можно выделить два историко-концептуальных

подхода к определению самого понятия "теория массовой коммуникации".

Первый, наиболее широкий, простирает возможности исследования

массовой коммуникации до периода первобытного общества, через изучение

процессов общения древних людей и племен друг с другом, особенностей

средств этого общения, приемов и знаков передачи трудовых,

сакрально-обрядовых, бытовых и культурных текстов. По мере накопления

человеком социально-культурного опыта усложнялись орудия труда, и вместе с

тем упрощались способы со-общений друг с другом, племени и общности людей

с другими племенами и общностями. А это означает, что упрощались и

приобретали все большую массовость способы и знаковые системы

коммуникативных процессов. В хозяйственной, экономической деятельности

развивалась коммуникация, дававшая импульсы новым видам деятельности и

коммуникации.

Как пишет Н.С.Булгаков "христианство знает свободу в хозяйстве, но не

обещает свободы от хозяйства и через хозяйство" (Н.С.Булгаков. Героизм и

подвижничество. М., 1992, с.220). Он приводит выдержку из "Дневника"

Ф.М.Достоевского, где писатель задает вопрос: "Если бы все знания

свалились на человечество в виде подарка, что бы тогда сталось с людьми?"

И отвечает: "Люди вдруг увидели бы, что жизни уже больше нет у них, нет

свободы духа, нет воли и личности, что исчез человеческий лик и настал

скотский образ раба".

Подобное суждение есть и у Н.Ф.Федорова. Только касается оно уже

непосредственно искусства, то есть художественной коммуникации. Он писал в


"Статьях об искусстве", что молитва и молитвенное (вертикальное) положение

были первым актом искусства. Назначение человека - быть существом

свободным, а следовательно, и самосозданным (курсив мой - В.Б.).

Происходит возвышение человека над природой. Но как только человек,

осознав свое величие, начинает производить "устрашающие или

чувственно-привлекающие действия" (заметим, что это и является

коммуникацией, коммуникативными действиями, о чем пойдет речь далее),

человек падает вновь. "Если начало искусства было божественное, а в

настоящее время искусство стало индустриально-милитарным, т.е. скотским и

зверским, то возбуждается вопрос: как снова дать искусству такое

направление, которое соответствовало бы его божественному началу? Что

нужно противопоставить индустриально-милитарной выставке произведений

соблазна и орудий истребления?" (Н.Ф.Федоров. Сочинения. М., 1982,

с.562.). Это было сказано начале XX века. В начале XXI века индустрия

культуры и искусства, средств массовой коммуникации стала еще более

изощреннее в отношении воздействия на человека по части его соблазна и

устрашения, а поставленные вопросы остаются открытыми.

Так же как и у Н.Федорова исследования процессов устной, письменной,

печатной и разного рода другой технической (фото-, кино-, радио-,

телеммуникации) обращено у ряда отечественных и западных мыслителей к

самим началам человечества и социального знания о человеке и мире. Русские

философы В.Вернадский, П.Флоренский, М.Бахтин, Л.Выготский, Ю.Лотман не

разделяли человечество на массовое и немассовое. Так же как человек вошел

в мир бесшумно (онтогенез), так и массовость человечества не заявляла

как-то единовременно о своей массовости (филогенез). Концептуально две


позиции на массовую коммуникацию расходятся как раз в пункте "массовость".

Когда коммуникация действительно стала массовой? Тогда ли, когда

проводились первобытные священнодействия, сакральные ритуалы, когда

расходился по рукам первый гуттенберговский том священных текстов, или

когда запрыгали на экране картинки прибытия поезда, а в наушниках запищала

морзянка?

Теория массовой коммуникации в том смысле, в каком ее понимали

западные теоретики, столкнувшиеся с феноменом наращивания со-общений

посредством технических средств коммуникации, на наш взгляд, является лишь

развитием взглядов как названных русских, так и западных (Г.Лебон, Г.Тард,

Х.Ортега-и-Гассет, А.Моль, С.Московичи, А.Менегетти и др.) ученых.

Водораздел ("массораздел") прошел, на наш взгляд, в плоскости такого

понятия, как публика . Даже деление воспринимающих сообщения социумов на "

элиту " и " толпу " зависит от этого понятия, введенного в эпоху начала

интенсивного развития технических средств коммуникации (рубеж XIX - XX

вв.) Г.Тардом. Любая эволюция, по его мнению, происходит благодаря

чередованию двух процессов - творческого изобретения и массового

подражания. Г.Тард конкретизировал то, что Г.Лебон понимал под выражением

"рассеянная толпа". На основании объективной дифференциации социума под

постоянным, систематическим и усиливающимся воздействием новых видов

коммуникации, а также политических процессов, направленных на

либерализацию, он обозначил новое социальное образование - публику. Ее

составили новые "срезы" социума, объединяемые общими источниками

информации. В его теории толпа и публика - "два крайних полюса социальной

эволюции" (Г.Тард. Публика и толпа//Психология толп. М., 1998, с. 227).

Заслугой Г.Тарда явилось выдвижение гипотезы о том, что между характером


передачи информации и способом общественного устройства существует прямая

зависимость. Каждому типу коммуникации соответствует некоторый тип

социума. Более того, тип коммуникации является определяющим фактором в

развитии общества. Надо отметить, что канадский ученый М.Маклюэн, пожалуй,

самый яркий представитель второго подхода к проблеме массовой

коммуникации, высказал подобные идеи полвека спустя.

Если изобретение печати послужило массовому расширению коммуникации в

диахроническом (вертикальном, историческом) процессе, то изобретение

других технических средств дало толчок массовости коммуникации как в

диахроническом, так и в синхроническом (горизонтальном, относительно

одновременном) процессе. Последнее проявилось особенно интенсивно и ярко.

В 1979 г. увидела свет небольшая по формату книга Ю.П.Буданцева "В

контексте жизни". Это было время кульминации противопоставления буржуазной

и социалистической идеологии, в этом ключе выдержаны и многие положения

по-своему новаторского труда. Автор понимал и понимает социализм как

общественное устройство жизни, более прогрессивное и гуманное по сравнению

с прагматичным индивидуализмом Запада. Автор пишет, что если в нашей

стране существуют лишь отдельные, редкие осколки представлений, связанных

с переоценкой роли техники в пропаганде, то в буржуазной науке - целые

Гималаи таких концепций. Антиисторические по существу, они с "научной

точки зрения" оправдывают недооценку живых, естественных средств массовой

коммуникации и даже внутри их отдают пальму первенства электронным

средствам, телевидению как самому позднему о времени появления, а значит,

по логике технократов, и самому эффективному средству. Подразумевались

прежде всего работы того же М.Маклюэна.


Ю.П.Буданцев выдвинул в качестве методологии изучения

массово-коммуникативных процессов системный, конкретно-исторический

подход. В его основе следующее положение: возникновение и развитие средств

МК синхронно возникновению и развитию человеческого общества, причем

определяющим моментом является именно общественное развитие. Массовую

коммуникацию этот исследователь трактует как широкое поле общения

посредством естественных СМК (системы СМК-1 - СМК-3, в зависимости от

общественно-исторических формаций по К.Марксу), а также технических СМК

(система СМК-4). Общение, если исходить из его теории МК, может быть

прямым (непосредственное участие в коммуникативом действии) и посредством

материализованного в каком-либо носителе текста. Развитие СМК неотделимо

от раскрепощения человеческих "сущностных сил".

Рассмотрим позиции и ряда других исследователей по вопросу состава

понятия "массовая коммуникация" и теории МК.

П.Лазарсфельд и Р.Мертон рассматривают МК в контексте организуемого

ими социального действия и провоцируемых массовых вкусов. Поэтому, если

обобщить их суждения о МК и ее основных функциях, то можно сделать вывод,

что массовая коммуникация представляет собой поток коммуникативных

действий с целью (помимо чисто информационных, просветительских целей):

присвоения статуса общественным проблемам, личностям, организациям и

общественным движениям;

укрепления социальных норм;

наркотизации социума.

"То, что массовая коммуникация повышает уровень информированности

широких слоев населения является бесспорным. Вместе с тем, возрастающий

поток сообщений массовой коммуникации может непреднамеренно (а часто и

преднамеренно - В.Б.) преобразовывать энергию людей от активного участия к


пассивному знанию". (П.Лазарсфельд, Р. Мертон. Массовая коммуникация,

массовые вкусы и организованное социальное действие.// М.М.Макаров.

Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000, с.144-145).

В научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, дается

большое количество определений понятия "коммуникация". Оно обозначает

феномен, находящийся в фокусе изучения процессов как в области

фундаментальных, так и социальных наук, интегрирующих эти процессы через

сообщение. Этими словами начинается статья об изучении коммуникации в

Международной энциклопедии коммуникации [Gerbner G, Schramm W.

Commukations, Studi of// International Encyclopedia of Communikations/

Vol. 1. P.358.]. Причины интегративной природы теории коммуникации авторы

энциклопедии объясняют тем фактом, что корни ряда основных проблем

современной коммуникационной революции и изучающей ее науки уходят в глубь

веков. Ведь как мы уже отмечали, информативно-системные связи составляют

основу социальности человечества в создании, сохранении и исторической

трансляции для будущих поколений его социально-культурных ценностей и

традиций.

Истинной, личностно освоенной социальностью считает коммуникацию

немецкий философ Ю.Хабермас. Но таковой она становится не сразу, а лишь по

мере того, как начинает обеспечивать людям возможность совершенно

свободного и беспристрастного обсуждения высших ценностей. Последние

исторически изменяются, и поэтому требуют постоянного спора о себе. Исходя

из этого, у Ю.Хабермаса сама теория познания предстает как коммуникативный

процесс, как коммуникация [См.: Современная западная теоретическая

социология. Вып. 1. Ю.Хабермас. М.. 1992]. Немецкий ученый развил свою

концепцию на основе ряда положений своего предшественника в немецкой


философии - К.Ясперса, утверждавшего, что истина - это коммуникация, и,

стало быть, истинная коммуникация - это коммуникация по поводу искания

истины.

Американский социолог Чарльз Кули имел в виду под коммуникацией

механизм, с помощью которого осуществляются и развиваются все

многообразные человеческие взаимоотношения, символы, заключенные в разуме,

а также средства для передачи их в пространстве и сохранения во времени.

Как видим, от понимания коммуникации в широком смысле общения как такового

авторы все чаще переходят к определениям, основанным на технических

возможностях этого общения.

В прикладных моделях коммуникации, то есть моделях, которые в

середине XX века были призваны объяснить процессы в резко развившихся

технических системах, отслеживаются составляющие коммуникативной цепочки с

целью прогнозирования новых эффективных коммуникативных действий (термин

Ю.Хабермаса). Основными прикладными моделями коммуникации явились модель

Клода Шеннона (математическая) и Норберта Винера (кибернетическая).

Схема коммуникации по Клоду Шеннону:

Шеннон выделял три уровня коммуникации: технический, семантический, а

также уровень эффективности. Технические проблемы коммуникации связывались

им с точностью передачи информации от отправителя к получателю.

Семантические проблемы - с интерпретацией сообщения получателем в

сопоставлении с изначальным значением. Проблема эффективности говорит о

результатах изменения поведения в связи с переданным сообщением.

В модели Н.Винера самым важным ее компонентом является положение об

обратной связи. "Информация, поступающая обратно в управляющий центр,

стремится противодействовать отклонению управляемой величины от

управляющей" [Винер Н. Кибернетика. М., 1968, с.160].


Особо рассматривает Н.Винер функционирование социальной информации. В

группах необщественных животных информация не возрастает, поскольку нет

активного информационного обмена. В случае эффективной социальной

организации информации больше, чем содержит каждый из членов социума.

Идеи К.Шеннона развил С.Бир. В частности он определил обратную связь

как "возврат части выходной информации на ее вход, которая затем

изменится. Положительная обратная связь вызывает увеличение уровня сигнала

на выходе и, следовательно, на входе; отрицательная обратная связь при

увеличении сигнала на выходе вызывает уменьшение сигнала на входе, и таким

образом, в принципе является стабилизирующей" [Бир С. Мозг фирмы. М.,

1993, с. 407-408].

Таким образом, стандартная модель массовой коммуникации, принятая

большинством исследователей, состоит из следующих элементов:

Одним из основателей социологического направления теории массовой

коммуникации является Гарольд Лассауелл. В его работах (как и в трудах

Н.Винера) информационные связи исследуются как неотъемлемые атрибуты

жизненной материи. Однако общественные структуры обладают своими

специфическими качествами, которые порождаются необходимостью сохранения

социальных институтов, духовных ценностей и их идеологического

обеспечения. Исходя из этого, Г.Лассауэлл выделял три основные функции

социально-коммуникативных процессов: контроль за средой, корреляция всех

компонентов общества для его сохранения и развития, передача социального

наследия другим поколениям. По его мнению в демократических обществах

рациональные выборы ценностей зависят от просвещенности, которая, в свою

очередь, зависит от коммуникаций, но особенно от равноценности внимания к

ним среди лидеров, экспертов и массы рядовых людей.


Вопросы для самопроверки

1.Назовите фамилии ученых, заложивших основы современной теории массовой

коммуникации.

2.Определите два подхода к исторической точке отсчета возникновения

массовой коммуникации (МК).

3.Что такое публика?

4.Опрелеите понятия синхронической и диахронической коммуникации.

5.Трактовка МК профессором Ю.П.Буданцевым.

6.Основные цели МК по П.Лазарсфельду и Р.Мертону.

7.Как определил немецкий социолог Ю.Хабермас теорию познания?

8.Какие уровни коммуникативного воздействия выделял К.Шеннон?

Теория массовой коммуникации. Тема 5

Курсы лекций


Теория массовой коммуникации. Тема 5

31.10.2002 05:00 | РУДН
ТЕМА 5

КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ УЧЕНИЙ О МАССАХ И ПСИХОЛОГИИ

МАСС. МАРКСИСТСКИЕ И НЕМАРКСИСТСКИЕ (Г.ЛЕБОН, Г.ТАРД И ДР.) ВЗГЛЯДЫ НА

МАССЫ. РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ О МАССАХ И ИХ МЕСТЕ В КУЛЬТУРНО-КОММУНИКАТИВНЫХ

ПРОЦЕССАХ УЧЕНЫМИ СЕРЕДИНЫ И КОНЦА XX ВЕКА (А.МОЛЕМ, Т.АДОРНО,

Т.ХОРКХАЙМЕРОМ, С.МОСКОВИЧИ, Ю.ХАБЕРМАСОМ)

Когда мы давали понятие коммуникации, мы не касались качественных,

оттеночных сторон ее, связанных с определением "массовая". В трудах о

массовой коммуникации априорно сложилось такое положение, когда вроде и

вопросом задаваться не стоит - о какой именно массовости идет речь: и так

все ясно. Однако в контексте наших размышлений о коммуникации как общении

по выявлению истины, смыслов жизне- и мироустойства, необходимо

конкретизировать значение и историко-социологические корни понятий "масса

(ы)", "массовая (ое)".

В переводе с латинского слово не означает ничего более, нежели "ком",

"кусок". Как наполнилось оно своими социальными содержаниями? Прежде всего

надо отметить, что К.Маркс, В.И.Ленин, философы и социологи-марксисты


понятие масса (ы) употребляли в двух случаях.

Во-первых, в своем абстрактном значении, и тогда оно само по себе не

становилось атрибутом социологического тезауруса, а было синонимом слова

"слои" ("трудящиеся массы", "народные массы", "беднейшая масса" и т.д.).

Уже в полемике с младогегельянцами, которые считали массу враждебной

истине и прогрессу, К.Маркс и Ф.Энгельс подчеркивали, что именно массы

творят историю в соответствии со степенью собственной зрелости.

Во-вторых, под массой подразумевалась наиболее передовая и

сознательная часть общества, прежде всего пролетариат, к которому в

результате революционной пропаганды должна непременно присоединиться и

другая часть - "низшие классы", "городская и деревенская беднота, живущая

в условиях мелкобуржуазного существования", "обыватели из их медвежьих

углов" (выражения В.И.Ленина из разных его работ, в основном - посвященных

полемике с народниками). В работе "От какого наследства мы отказываемся?"

В.И.Ленин цитирует по-немецки К.Маркса из "Святого семейства": "Вместе с

основательностью исторического действия будет расти и объем массы, делом

которой оно является". (В.И.Ленин. Избранные сочинения в 10 т. Издание

второе. М.. 1990. Т.1, с.399).

У Карла Поппера мы нашли объяснение такого уверенного, если не

сказать - самоуверенного и безапелляционного взгляда ученых-марксистов.

Объяснение носит лингвистический оттенок. Он пишет о некоторых

марксистских терминах, обычно переводимых словами "class-conscious"

("классово-сознательный") и "class- consciousness" (" классовое сознание

"). Эти термины обозначают результат процесса, посредством которого люди

осознают свою классовую ситуацию. Будучи классово-сознательными, они знают

не только свое место, но также и свой истинный классовый интерес. К.Поппер


вместе с тем отмечает, что кроме этого значения слово, используемое

К.Марксом, имеет и другое значение, которое обычно утрачивается при

переводе. Буквальный перевод - это "self- conscious" ("самосознательный"),

однако даже в обыденном языке это слово имеет, скорее, значение

"осознавать собственную ценность и силу ", т.е. быть полностью уверенным в

себе, уверенным и гордым своим классом, верящим в его историческую миссию.

Именно поэтому Маркс и марксисты применяют его почти исключительно к

рабочим, и очень редко к буржуазии. Каким же образом рабочий знает, что

все это осуществится? "Поскольку он классово-сознателен, он должен быть

марксистом. Сама марксистская теория и ее научное пророчество пришествия

социализма есть неотделимая часть исторического процесса, в ходе которого

классовая ситуация "проникает в сознание", утверждая себя в умах рабочих".

(К.Поппер. Открытое общество и его враги. М., 1992, т.II, с. 136).

В "Кратком философском словаре" (Политиздат, 1940 г.) в статье

"Личность и история" приводятся слова И.Сталина о понимании массы

марсксистским учением: "Краеугольный камень марксизма - масса ,

освобождение которой, по его мнению, является главным условием

освобождения личности, т.е., по мнению марксизма, освобождение личности

невозможно до тех пор, пока не освободится масса, ввиду чего его лозунг

:"Все для массы" (Сталин)".

Вот такое значение вкладывала в понятие "массы" марксистская наука.

Отсюда шел и однозначный, классовый смысл понятий "массовая информация" и,

с конца 60-х гг., "массовая коммуникация", которое идеологи СССР

позаимствовали на Западе, но вложили свое классовое содержание (об этом

пойдет речь в одной из последующих лекций). Отсюда проистекала и борьба с


буржуазными концепциями массовой информации и коммуникации, и трактовка в

словарях, например у С.И.Ожегова, социального смысла слова "массы" -

"широкие, трудящиеся круги населения, народ". В качестве примера дается

фраза "оторваться от масс - утратить связь с народом".

А как развивались немарксистские взгляды на понятие "массы",

"массовое (ая)"?

Надо сказать, что здесь тоже абсолютизируется содержательное

наполнение слова "массы", "массовость", но уже не в конкретную, а

абстрактную сторону. Массы - это большое количество различных

индивидуальностей, слоев, групп, кругов и т.д., возникших с упадком

феодализма, крушением относительно гомогенной, однородной общности

крестьян и ремесленников в связи с развитием промышленности, расширением

экономических связей, городского уклада жизни, миграции сельского

населения, научно-техническим прогрессом. Для обозначения ряда

специфических черт современного общества употребляется понятие "массовое

общество" (mass society), которое связывается с "индустриализацией и

урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением,

бюрократизацией общественной жизни, распространением средств массовой

коммуникации и "массовой культуры" (Философский энциклопедический

словарь", М., 1983, с.349).

Эта вторая концепция - концепция не классового, а массового общества

- была представлена на протяжении трех последних столетий несколькими

последовательными эскизами, сделанными, как образно говорит С.Московичи "с

оригинала, родившегося в недрах психологии толп". (С.Московичи. Век толп.

М., 1998, с.49). Среди предшественников он называет французских социологов

Тэна и Токвиля. Последний использовал идею массового общества для

характеристики буржуазного общества с точки зрения соотношения в нем


свободы и равенства. Возвышение буржуазного государства в процессе реформ

во имя равенства приводят к установлению контроля государства над всеми

сферами общественной жизни и удушению свободы. С конца XIX в. идеи

массового общества получают развитие в элитарной критике так называемого

"омассовления" и деспотизма масс (Ф.Ницше, А.Шпенглер, Х.Ортега-и-Гассет,

Н.Бердяев).

В рамках нашей массово-коммуникативной тематики интересно привести

высказывание и английского философа Г.Спенсера (1820-1903). Он

рассматривал общество (в духе своего времени) как растущий социальный

организм (агрегат), по физиологическому разделению труда одинаковый с

индивидуальным организмом. Однако если в последнем единицы его

составляющие тесно соединены между собой, то в первом (обществе) они

свободны, могут не соприкасаться друг с другом, так как более или менее

широко рассеяны. "Социальный агрегат, хоть и не конкретный, а дискретный,

все-таки становится живым целым при помощи эмоционального и

интеллектуального языка " (курсив наш - В.Б.). Г.Спенсер подчеркивает и

основное различие двух организмов - индивидуального и социального. У

первого сознание сконцентрировано в его небольшой части, у второго - оно

распространено по всему агрегату. Все единицы его обладают приблизительно

равной способностью ощущать счастье и несчастье. Так как гармонии между

частями организма уже не существует, то его благосостояние,

рассматриваемого отдельно от благосостояния единицы, уже не может

сделаться целью, к которой она должна стремиться. (Г.Спенсер.

Синтетическая философия. Киев, 1997, с.288).

По сути, Г.Спенсер дает одно из первых определений массовой

коммуникации, называя ее эмоциональным и интеллектуальным языком для


формирования общества как живого целого, для создания, как он выражается,

"социального сенсориума ума". Прекрасное выражение, образно вбирающее в

себя и очувствленный ум, и разумное чувство! Повторим его еще раз:

социальный сенсориум ума. . Оно как нельзя лучше характеризует то "живое

единство" общества, о необходимости создания которого в России писали век

спустя ее выдающиеся мыслители П.А.Флоренский, И.А.Ильин и другие, понимая

под ним соборность, и которое официальная идеология тщетно создавала путем

массового внедрения в единицы ("единица - ноль!") голой сознательности.

Как писал Н.А.Бердяев, равенство - зло, когда во имя его убиваются

качества и отвергается величие индивидуальности. По его словам,

последовательная метафизика демократизма глубоко враждебна всякому

призванию и всякому величию. Это плоскостная метафизика, боящаяся всего

горного и возвышающегося. Для нее власть в мире должна принадлежать

механике количеств (курсив наш - В.Б.) , не высокоиндивидуальному, а

средне-общему. Марксизм утверждает общественность враждующих,

разъединенных, распавшихся атомов. Индивидуалистическая отчужденность и

разъединенность лежит в основе всякой "политики", всякой "общественности"

нашей эпохи. Современный социологизм глубоко противоположен всякой

соборности в религиозном смысле этого слова. (Н.Бердяев. Философия

творчества, культуры и искусства. В двух томах. М., 1994, т. 1, с. 271,

258).

Философ противопоставлял такой отчужденности универсализм творческой

индивидуальности, так как всякий микрокосмический творческий акт имеет

универсальное, космическое значение. Всякий творческий акт имеет

универсальное космическое значение, он освобождает от мертвенной власти

низших, материализованных иерархий, расковывает бытие. "В своей свободе и


своем творчестве личность не может быть оторвана и отъединена от космоса,

от вселенского бытия" (там же, с. 160). Однако он предупреждал об

опасности сектанства, неправда и неправота которого - в оторванности от

космоса, в неприятии универсальной ответственности всякого за всех и за

все. Всякая секта хочет спастись сама, она не хочет спасаться с миром.

Эти рассуждения мы привели ввиду чрезвычайной актуальности их в

нынешней социально-политической реальности. Один лишь только пример: много

говоря о своем свободном вдохновенном творчестве, работники бывшего (до

апреля 2001 г.) НТВ не распространялись о том, что куда сильнее творчества

их связывала и спаивала как раз "мертвенная власть низших

материализованных иерархий " - деньги и стоящие за ними руководители

канала. В последовавших во время раскола коллектива письмах и выступлениях

ряда сотрудников звучали мысли и о "партии НТВ", и о "секте НТВ", об

авторитарной системе руководства каналом (навязывании мнения, скрытом

шантаже молодых, зависимых сотрудников).

Так же, как и в производящих коммуникативные действия структурах,

общая масса воспринимающих эти действия, или провоцирующая , совершающая

их людей также может быть неоднородна. Здесь отдельные индивидуальности,

"атомы" общества под влиянием ряда причин могут объединяться в

долговременные движения и партии, импульсивно-случайные группы, секты,

другие образования. Причем ряд русских и западно-европейских ученых начала

XX века, исходя из общего принципа человеческой деятельности

"творчество-потребление-подражание", выделяли в общей массе общества такие

его сегменты как "творцы" и "публика".

Уже была кратко обозначена позиция Н.Бердяева. Французские социологи

Г.Лебон и Г.Тард тоже видели кардинальные изменения в обществе не в


пролетаризации человека или в обобществлении экономики, а в массификации

(С.Московичи), то есть в смешении и стирании социальных групп. Г.Лебон дал

развернутое описание феномена толпы и способов воздействия на нее, а

Г.Тард продолжил анализ массовых процессов, в которых важнейшими считал

такие направления, как распространение идей, формирование общественного

мнения и непосредственное общение. Он выделил также два процесса -

изобретение и подражание, благодаря чередованию которых происходит любая

эволюция. Творческое изобретение - важнейший фактор исторического

прогресса, но в массовом поведении определяющим является закон подражания.
В развитие теории Лебона, Г.Тард подчеркивает, что в основе любого

воздействия на массу лежат ее бессознательные представления, поэтому

влияние на толпу при использовании ряда приемов может обладать

гипнотическим эффектом и необходимым для воздействующих групп результатом.
В своей концепции Г.Тард пошел и дальше своего предшественника. Если

тот говорил лишь о "рассеянной толпе", то Тард выделил в ней новое

социальное образование - публику, взяв за основу в качестве критерия

способ воздействия на массу (опосредованный - непосредственный). Публика,

таким образом, является социальной группой, объединенной общим источником

информации. Тард на полвека ранее М.Маклюэна высказал мысль о зависимости

каждого типа социального сообщества от типа коммуникации. В свою схему

распространения идей в акте коммуникации он включил три основных закона :

повторяемости, противоположения и приспособления. По первому закону идеи

распространяются в геометрической прогрессии, когда каждая новая истина,

присовокупленная к агрегату истин, знаний или положений - это не просто

сложение, а скорее умножение. Второй закон - противоположения


характеризуется как стремление идей распространяться от одного индивида к

другим в результате их наложения на уже существующие . Закон

приспособления - это использование появившегося изобретения, подражание

ему. Возникает часто своеобразная конкуренция идей, индивид сталкивается с

проблемой выбора "лучей подражания". Эти лучи бывают или причиной нового

изобретения, или причиной внутренней борьбы в человеке, воспроизводящейся

в миллионах экземпляров в каждый момент жизни народа, что является

фактором, обеспечивающим исторический прогресс. (Г.Тард. Социальные

законы. С-Пб, 1901, с. 43-53).

В результате такой борьбы в обществе могут распространяться

оппозиционные идеи. Поэтому Тард задается вопросом "что хуже для общества,

- быть разделенным на партии, секты, борющиеся за противоположные системы

и учения, или же состоять из индивидов, находящихся в мире друг с другом,

но в постоянной внутренней борьбе с собственным Я "? Называя себя

"мечтателем о вечном мире" философ пишет, что всякая борьба стремится

закончиться, но ее действие благотворно, так как происходит "расширение

социального поля", происходит прогресс в науке и культуре. К этому

приводят три великие силы, последовательно выработанные вековыми спорами :

религия, юриспруденция, наука. Переход дискуссий и споров из области

частной жизни на страницы прессы Г.Тард считает показателем

цивилизованности общества. Акт коммуникации он называет "интермозговым

отношением умов". Такая модель взаимного отражения позволяет понять

"единение умов, которое, будучи организовано раз и увековечено традицией,

подражанием предкам, производит на индивида давление часто тираническое, а

еще чаще полезное (там же, с. 35)".

После 2-ой мировой войны в западной социологии с новой силой


развертывается критика различных сторон буржуазного массового общества

(Э.Фромм, Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе и др.). Представители

Франкфуртской школы Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер опубликовали в 1944 г.

в США книгу "Диалектика просвещения", через восприятие которой

сформировалась современная социология средств массовой коммуникации.

Выясняя причины провала Марксовой теории социальных революций, они ввели в

научный оборот понятие " индустрия культуры". Этот феномен помог

господствующему классу ассимилировать рабочий класс путем массового

насаждения различными способами и направлениями своей идеологии. Авторы

книги обнаружили типологическую общность массы как пассивного и вполне

лояльного продукта социально-политического строя "позднего капитализма"

(М:Хоркхаймер Т. Адорно. Диалектика просвещения. Философские фрагменты.

М.-С-Пб, 1997).

Эта и подобные ей работы абсолютизировали социальное отчуждение и

отрицали существование сил, способных разрушить сами основы массовости. В

противовес им ряд социологов (например Д.Белл) пытались найти смягчающие,

позитивные моменты в деятельности массового общества, в частности

подчеркивали роль массовой коммуникации в становлении

социально-экономической и политической однородности различных слоев

населения, роль первичных и промежуточных социальных групп. В этих своих

попытках найти позитивные стороны массовизации они доходили и доходят

подчас до прямой апологетики современной буржуазной действительности.

Вопросы для самопроверки

1. Как трактовали понятия "масса" "народные массы" в марксистской теории?

2. Что такое "массовое общество"?

3. Что делает массу живой и целой по мнению английского социолога

Г.Спенсера?


4. Как определял Г.Спенсер коммуникацию?

5. Что писал Н.Бердяев о равенстве?

6. Что противопоставлял Н.Бердяев равенству?

7. Приведите пример из лекции о навязывании каналом МК своего мнения

аудитории.

8. Что лежит в основе воздействия на массу по Г.Тарду?