zabika.ru 1 2 ... 6 7

Содержание


Введение…………………………………………………………………….. 3стр.
Глава 1. Теоретические аспекты беспризорности и безнадзорности, Социально-психологические особенности беспризорных детей.



    1. Беспризорность как социально-педагогическая проблема. История беспризорности………………………………………………….….5стр.




    1. Дети-сироты и беспризорные дети как объект социально-психологи-ческой работы……………………………………………………....22 стр.


1.3 Современные социально-педагогические проблемы воспитания детей в сиротских учреждениях……………………………………...…………38 стр.
Глава 2. Проблема бездарности и беспризорности в Республики Казахстан.
2.1. Анализ состояния беспризорности и бездарности в Казахстане...44 стр.
2.2.Формы и методы профилактики беспризорности и безнадзорности не-

совешеннолетних детей…………………………………..………..55 стр.
2.3. Законодательство Республики Казахстан о профилактике право-

нарушений, беспризорности и бездарности среди несовершеннолетних…………………………………...………….68 стр.
Глава 3. Пути решения проблемы беспризорности и безнадзорности в Республике Казахстан.

3.1. Меры по профилактике безнадзорности и беспризорности в

Республике Казахстан……………………………………………..77 стр.
3.2. Совершенствование работы проводимой государственными органами

по борьбе с преступностью среди беспризорных подростков.....86 стр.

Заключение…………………………………………………………….......95 стр.

Список используемой литературы……………………………………...99 стр.

Введение
Оказание помощи детям, по разным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.

В любом государстве и в любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию безнадзорных детей.


Ребенок, потерявший родителей-это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.

Очень остро стоит вопрос о сильнейшей, правовой незащищенности подростков. О возможности самых разнообразных злоупотреблений (инъекции психотропных препаратов в качестве наказания, сексуальная эксплуатация, неконтролируемости расходования выделяемых на содержание ребенка бюджетных средств, махинации с сиротскими льготами на жилплощадь и т.п.).

Все большую активность приобретают идеи создания учреждений социальной защиты с нормальным психическим климатом в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности, гарантию свободного и творческого развития беспризорных детей.

Полное обеспечение, бесплатное образование, предоставление обычных мест, проживание в уютной, полной обставленной комнате и питание за счет государства. Бытовое положение детей-сирот в нашем государстве намного лучше, чем в некоторых семьях, однако все это создает дополнительные проблемы для выпускников детских домов, ведь они выходят в (реальный мир) совершенно не готовыми к самостоятельной жизни.

Дети находятся в сиротских учреждениях лишь до окончания школы. После им приходятся сталкиваться с реальным миром, в котором они будут строить свою дальнейшую судьбу. А у общества свои стереотипы, согласно которым дети-сироты, заведомо представляются, мягко говоря, испорченными. Большинство людей отказываются брать их на работу, что приводит к комплексу «низкосортности». Когда ребенок покидает детский дом, даже с желанием больших жизненных достижений, он сталкивается с подобным отношением в обществе, которое для него превращается в замкнутый круг: нет первоначальных средств, нет возможности заработать, нет возможности развиваться, он теряется.

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран.

Беспризорность-это перманентная проблема. Поэтому решить ее раз и навсегда невозможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.


К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей. Как и они, в последствии лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства.

Профилактика беспризорности и безнадзорности – это одна из главнейших социальных проблем, которой государство должно уделять постоянное внимание.


Глава 1. Теоретические аспекты беспризорности и безнадзорности, Социально-психологические особенности беспризорных детей.


    1. Беспризорность как социально-педагогическая проблема. История

беспризорности.

Борьбе с беспризорностью во все времена уделялось большое внимание. Приведём исторический обзор борьбы с беспризорностью:

4 февраля 1919 года - издается декрет об учреждении Совета защитников детей «Принимая во внимание тяжелые условия жизни в стране и лежащую на революционной власти обязанность сберечь в опасное переходное время, подрастающее поколение, СНК настоящим декретом утверждает особый Совет защиты детей». К работе привлекаются органы БЧК на местах.

5 марта 1920 года – по губерниям разослано постановление наркомата образования, в котором указывается на необходимость создание специальной детской милиции, на скорейшей организации бесплатного питания беспризорников, их лечения, организации приемников, потому что «должно заметить крайне вредное помещение детей в общие участки милиции».

1921 год – 27 января по предложению Ленина Президиум ВЦИК издал постановление, согласно которому при ВЦИК образовывалась «Комиссия по улучшению жизни детей». Председателем был избран Ф. Дзержинский, в комиссию входили представители наркоматов просвещения, здравоохранения, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, ВЦСКС, БЧК.

1922 год – борьба с последствиями голода, реэвакуация детей, открытие стационарных учреждений.


1923 год – переход к плановой работе. На борьбу с беспризорностью брошено 15000 педагогических работников.

1925 год – в марте состоялось. Первая конференция по борьбе с беспризорностью. «Необходимо обдумать, как координировать усилия существующих разнообразных организаций в деле ликвидации беспризорности. Это вопрос не благотворительности – это вопрос здоровья всего общественного организма» Н. Крупская (из выступления)

В ноябре собирается 4 съезд заведующих губотделами по борьбе с беспризорностью. «Дело не только в том, что мы окружены целыми морем детского горя, но и в том, что мы рискуем получить из этих детей антиобщественных, антисоциальных людей в корень испорченных, врагов здорового образа жизни… беспринципных людей, которые с легким сердцем уйдут в лагерь наших врагов, которые пополняют армию преступности».

К этому времени приходит понимание той опасности для государственного строя только что победившей революции, которую несут с собой дети, выкинутые на улицу, и не случайно делом борьбы с беспризорностью впрямую занялось ЧК. Тогда был моден плакат «6 000 000 детей, не обслуженных школой – страшная угроза стране и революции. Помогите организовать труд беспризорников».

Создание обществ «Друзья детей», которые занимались организацией ночлежек, приютов, рабочих мастерских, летних лагерей отдыхов и детских площадок для беспризорников.

Создаются органы СПОН – социально-провавой охраны несовершеннолетних, занимающиеся профилактикой новой беспризорности.

При ЦИК СССР создаются фонды Ленина по помощи беспризорным детям.

Из 44,991 преступления, совершенных несовершеннолетними – 75% на совести беспризорников.

1925 год – в стране 20 тысяч беспризорников, из них 90 тысяч нуждаются в немедленной помощи. Компания по усыновлению детей, загрузка детских домов. Общество «Друзей детей» созданы в 17 губерниях, они имеют свои клубы, столовые, чайные, приюты.

Государство выделяет 50 млн. рублей на борьбу с беспризорностью.


В детских домах 241 тысяча детей, что 55% от общего числа сирот.

1926 год – Декрет об учреждении Совета защиты детей. «Тут прямо-таки надо бросится на помощь, как если бы мы видели утопающих детей…Я хотела, бы сама встать во главе этой комиссии и хочу реально включить в работу аппарат ВЧК… я думаю, что наш аппарат один из наиболее четко работающих. Его развитие есть повсюду. С ним считаются. Его побаиваются. А между тем даже в таком деле, как спасение и снабжение детей встречаются и халатность хищничество». Ф. Дзержинский.

1927 год – на Пленуме ВЦИК отмечены большие успехи в борьбе с беспризорностью. Выделено еще 7 млн. рублей.

Принят трех летний план в борьбе с беспризорностью.

1930 год – изменение характера беспризорности. Увеличение доли «Семейных» детей, криминально-ориентированных подростков, нуждающихся в «специальном» воспитании. Расширение сети «перевоспитывающих» учреждений для «морально-дефектных» детей.

1931 год – говорится о ликвидированной, в основном, уличной детской беспризорности. Создание Комитетов – прообразов будущих Комиссий по делам несовершеннолетних.

1932-33 годы – начало широкого наступления на преступность, в том числе и несовершеннолетнюю. Переполненные тюрьмы и лагеря.

Организованная борьба с бродягами и нищими, наводнившими города после знаменитого голода. В центре Москвы окружали целые кварталы и отстреливали песчаных крыш. Были ли среди них дети - пока не известно.

Хроника борьбы с беспризорностью – 90-ые годы.

1991 год – распад СССР, разрушение единой системы органов МВД и народного образования. Транзитные приемники отказываются принимать «чужих».

Начало самого крутого витка экономической реформы, стремительной обнищание населения и ухудшение криминогенной ситуация.

Количество преступников от 14 до 17 лет составило 188 тысяч человек, из них 30% - нигде не работают и не учатся.

Комплексные программы по борьбе с беспризорностью и реабилитации детей, попавшими в экстремальные ситуации, разработанные педагогами и другими специалистами, гибнут в столах различных ведомств.


Создаются первые приюты, в которые могут принимать по 30-50 детей.

1993 год – первые публикации в прессе, поставившие остро вопрос о детской беспризорности в Казахстане. Местные власти начинают бомбордировть органы милиции письмами с требованием отчета о проделанной работе, вокзалы осаждают армии иностранных фото – и телерепортеров.

В Казахстане развиваются правоохранительные структуры, но ошибка была допущена, когда разорвали единую систему работы с трудными подростками, разделив оперативно – следственную, профилактическую работу, приемники и ВТК по разным управлением, а то и по ведомствам. Согласно новому УК РК вводится административный арест для несовершеннолетних правонарушителей от 20 до 40 суток – гуманно, по сравнению с этапами и колониями, а где держать, если приемники и так переполнены

Собираются ввести детские и семейные суды, а кто этим будет заниматься, если судей не хватает? Собираются разделить потоки детей в приемниках на криминальный и случайный, а где те приюты, где будут жить подкидыши?

Как становятся беспризорниками. Их быт и времяпрепровождение.

Как становится беспризорниками, откуда брались беспризорники?

Исследователи беспризорности говорят, что: 95-98% ребят, оказавшихся на улице, были из пролетарской и крестьянской среды из тех слоев, которые были малообеспечены или в связи со смертью родителей.

В целом всех беспризорников можно разделить на две большие категории: сироты и полупризорные дети. С течением времени соотношение этих категории менялось в пользу последних, и теперь «полупризорные» дети из неблагополучных семей составляют большинство.

Революция, гражданская война, голод и эпидемии вышвырнули на улицу тысячи сирот, чьи родители погибли или просто разбрелись по необъятной стране. На улице можно было выжить. Бежали из старых детских домов, где было голодно, которые разорялись военными действиями, еще до революционные сироты.

Но со временем среды беспризорников становилось все больше тех, кто ушел из дома сам, потому что в семье, потерявшей кормильца или в семье безработного, просто-напросто было, нечего есть. Уходили старшие, давая возможность выживать малышам или на поиски заработков. Убегали и от плохого обращения, и от побоев, от пьянства и много от чего другого, так к круглым сиротам добавились тысячи беспризорников. Понятно, что на работу они устроиться не могли, поскольку и взрослым ее не хватало.


Что же касается нового поколения, у нынешних, быть может, живы ещё родители, эти дети сбежали из дому, иногда в поисках приключений, но чаще всего потому, что знали: едва ли где-нибудь ещё можно быть столь несчастными и голодными, как дома».

Среди нынешних беспризорников много детей, искалеченных условиями неблагополучной семьи из отсталых слоев населения. Не всегда бродячая жизнь беспризорника вызывается материальной необеспеченностью. Нынешний беспризорный подросток часто нуждается не только в пище, жилище и одежде, сколько в специальном культурном воздействии, в перевоспитании, в новых бытовых условиях.

Исторический беспризорник значительно отличается от беспризорника нынешнего, и не только потому, что законы моды тогда и сейчас были несколько различны, просто тогда жилось хуже тем, кого раздевали. Поэтому носили в основном единственный вид одежды – тряпье, в худшем варианте – лохмотья. Это достаточно удобно, потому что основным достоинством тряпья была возможность носить его зимой, и летом с одинаковым успехом.


Место обитания.

Помимо хорошо известных асфальтовых котлов, беспризорники жили везде: в заброшенных сараях, под мостами, на чердаках, в ямах, на развалинах, и иногда просто на улицах, в наглую разводя костры по причине голода и холода.

Некоторые из беспризорников жили в пещерах, как береговые ласточки, а что бы не было темно – провели туда электричество от близ лежащей трамвайной линии. Милиция туда почти не ходила, а если и забрела случайно, то с ногами в дрожащих руках. Но постоянных мест жительства беспризорники почти не имели, так как были людьми беспокойными, непоседливыми и вели преимущественно кочевой образ жизни в зависимости от времени года, политической и экономической конъектуры.

Если в двадцатых годах можно было ссылаться на голод, неурожай, войны, восстания и расстрелы, для объяснения причин появления такого количества несовершеннолетних бродяг, то сейчас эти аргументы не существуют.


В 1988 году их было 20% от общего числа, а к этому не наберется и 10% убегающих из детских домов и интернатов (особенно много бегунков из учреждений для умственно отсталых) или оставшись одних после смерти родителей.

Основная масса беспризорников имеет папу или маму, а достаточно часто – и того, и другую. Так что сейчас нет нечего страшнее для современного ребенка, чем его собственные родители, которые бывают пьяницами, наркоманами, сумасшедшими, уголовниками и безработными. Убегают от побоев, издевательств, голода.

Приватизация жилья тоже внесла свою лепту в увеличение количества беспризорников: это когда в конец обезденевшие родители продают квартиру первому встречному и съезжают в какую-нибудь коммуналку, а ребенок, приходя из школы, застает в квартире совсем новые физиономии и записку в дверях: «поживи у соседей».

Говорить о беспризорности, наверное, можно начиная с 1989 года. С этого момента начался абсолютный распад и семьи, и государственных структур, которые должны заниматься детьми. Если раньше худо-бедно за ними осуществляли хотя бы формальный призор, то теперь они стали беспризорными в полном смысле слова.



следующая страница >>