zabika.ru 1 2 ... 17 18

Щёкин Г.В. Теория социального управления: Монография. К.: МАУП, 1996. - 408 с.


ISBN 5-86926-086-8.

Предпринята попытка комплексного освещения проблем управления в русле социальных наук и культурно-исторического подхода. Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социального управления, концепции власти и научные школы мирового менеджмента, предмет и содержание науки управления, ее основные принципы и методы.

Предложен системный подход к управлению социальными системами, даны дифференцированные определения основных понятий управления и его класси­фикация.

Для специалистов, преподавателей и студентов, занимающихся проблемами социального управления.

Одобрена Ученым советом Межрегиональной Академии управления персоналом (МАУП).

Шеф-редактор В.Е. Коломиец Редактор Е.Н. Коденко Компьютерная верстка Л. Р. Самсонова Корректоры Л.Н. Гримальская

С.С. Рогузько Оформление обложки А.М. Назаренко

ISBN 5-86926-086-8 © Щёкин Г.В., 1996

© Межрегиональная Академия управления персоналом (МАУП), 1996

Подписано к печати 21.03.96. Формат 60x90i/i6. Бумага типографск.

Офсетная печать. Уч.-издл. 22,7. Тираж 3000 экз. Зак. № 6-183.

Межрегиональная Академия управления персоналом (МАУП).

252039, Украина, Киев-39, ул.Фрометовская, 2, МАУП.

АО Книжная типография научной книги. Киев-30, ул.Б Хмельницкого, 19

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящей монографии предпринята попытка комплексного освещения проблем социального управления с философских, со­циологических и психологических позиций, т.е. в русле основ­ных социальных наук, исследующих общество как биосоциаль­ный феномен.

Современную науку управления принято разделять на два уро­вня знаний. Первый представлен теориями социального управле­ния, являющимися частью более общих политико-экономичес­ких и социально-философских концепций, объясняющих меха­низм функционирования социума на различных исторических этапах. Второй более конкретен и обеспечивает научно-методи­ческую базу для выработки практических рекомендаций по ра­ционализации труда и совершенствованию управления в виде прикладных теорий организации и управления (83). Оба уровня знаний основываются на фундаментальных законах и закономер­ностях общественного развития и социального управления, а также конкретном историческом опыте, отражающем эволюци­онные изменения мирового менеджмента. Указанной логике ос­вещения проблем социального управления и подчинена структу­ра настоящей монографии.


Введение содержит определение основных понятий уп­равленческой теории и практики, к которым относятся власть и господство, руководство и администрирование, управление и ме­неджмент. Предложена современная типология менеджмента;

отражены социально-психологические основы власти и социаль­ного управления, которые, по мнению автора, являются во мно-

гом ключевыми для понимания названных феноменов. При этом автор выступает против механического перенесения сугубо пси­хологических понятий на социальные явления. Однако признает, что их изучение и использование в управленческой теории и практике позволяет яснее понять взаимосвязь индивидуального и общественного, психологического и социального целого.

Раздел I освещает пути образования основных рас чело­века, их основные отличия; происхождение t 'людов и их совре­менную классификацию; социально-психологические особеннос­ти этносов; развитие культуры и происхождение власти; общест­венное разделение труда и социальное расслоение; этапы соци­ального управления и основные пути организации общества. Це­лью этого раздела, таким образом, является максимально полное раскрытие объекта и субъекта социального управления в их историческом развитии, а также эволюционно связанных с ним социальных институтов и явлений.

Раздел II рассматривает общество и основные подходы к его изучению, изложенные в различных социально-философ­ских, социологических и психологических концепциях. Подроб­но освещаются механизмы социальной селекции, отбора и рас­пределения членов общества по различным стратам его социаль­ной структуры, закономерности социальной мобильности и стра­тификации, мегоды их изучения и измерения, а также основные типы общества и соответствующие им типы социального харак­тера.

В разделе III излагается краткая история социального управления, концепции Платона, Аристотеля, Полибия, Сыма Цяня, Конфуция, Н.Макиавелли, М.Вебера, К.Ясперса и других социальных мыслителей, занимавшихся проблемами обществен­ного устройства. Менеджмент обосновывается как всеобщий принцип социального управления, приводятся его основные научные школы. Рассматриваются основные виды социального управления, относящиеся к главным сферам организации об­щества.


Раздел IV раскрывает политику как социальное явление и политологию как науку, а также взаимосвязи государства и об­щества, политической жизни и политической деятельности, по­литических партий и политических систем. Представлены основ­ные концепции теории власти и ее типология, формы государст­венного правления и политические режимы. Показаны основные тенденции в ycтaнoвлeнии форм и видов управления обществом Приведены основные проблемы политической психологии.

Раздел V посвящен рассмотрению предмета и содержания науки управления, ее основных принципов и методов, системы социального управления, содержания и организации процессов менеджмента, стилей руководства и основных характеристик со­циальных организаций.

Заключение содержит только некоторые обобщения и выводы, поскольку многие из них помещены в резюмирующей части каждой главы монографии.

При подготовке работы широко использовались труды соци­альных мыслителей давнего и недавнего прошлого, а также со­временные учебные, справочные и периодические издания, при­веденные в сносках и в перечне литературы. Это обусловлено тем, что, хотя монография и представляет собой научное изда­ние, она, как и большинство других работ автора, предназначена прежде всего для учебных целей, т.е. познания сложных объектов окружающей реальности сквозь призму не одной, а возможно большего числа различных точек зрения. Такое познание пред­полагает наличие достаточного запаса здоровой критичности, на что и рассчитывает автор, адресуя свой труд непредвзятому и толерантному читателю.

ВВЕДЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Теория (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — это система основных идей в той или иной отрасли знания (47). В современном понимании теорией в противополо­жность "голой" эмпирии называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую це­лостность, т.е. такое научное знание, в котором факты подводят­ся под общие законы, а связи между ними выводятся из послед­них. При этом всякому теоретическому познанию в силу того, что теория неизбежно содержит гипотетический элемент, при­сущ определенный момент неуверенности, вероятностный харак­тер. С позиции веры в упорядоченность всех мировых событий считается: чем проще теория, тем ближе она к истине (47).


Управление — это прежде всего наука, сочетающая в себе как прикладные, так и теоретические, исторические моменты. До того, как перейти к рассмотрению основных теоретических и ме­тодологических аспектов науки социального управления, раскро­ем содержание понятий управление, администрирование, менедж­мент, власть, руководство и других.

УПРАВЛЕНИЕ

С научной точки зрения управление это направленная коор­динация и организация объекта управления. Это сфера челове­ческой деятельности, возникшая в результате разделения труда, с помощью которой человек воздействует на технологические,

экономические и социальные процессы для достижения опреде­ленных целей. Управление — это процесс, обеспечивающий (при использовании по целевому назначению) необходимое протека­ние процессов преобразования энергии, вещества и информа­ции, поддержание работоспособности и безаварийности функци­онирования объекта путем сбора и обработки информации о со­стоянии объекта и внешней среды, выработки решений о воз­действии на объект и их использования (109).

Управление как явление объективного мира очень много­образно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выде­ляют три основные его компонента: неживую природу, живую природу и человеческое общество (65, 91). Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его ос­новным классам:

• процессы управления в неживой природе (в технических системах). Управление производственно-техническими про­цессами и физическими телами, системами машин, т.е. уп­равление техническими системами, называют управлением вещами. Эта область управления изучается преимуществен­но техническими науками);

• процессы управления в живых организмах (в биологических системах). Управление процессами, протекающими в живой природе, и процессами, связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими сис­темами. Эта область управления является предметом изуче­ния естественных наук;


• процессы управления в обществе (в социальных системах). Управление как воздействие на деятельность людей, объеди­ненных в социальные группы с их различными интересами, т.е. управление социальными системами, называют управле­нием людьми или социальным управлением. Эта область управления является преимущественно предметом изучения социальных наук (65, 91).

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Итак, управление в обществе называется социальным управ­лением (65). Социальное управление включает два основных подкласса: управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной (совместной) деятельностью людей (65).

Важнейшими видами социального управления являются адми­нистративно-государственное управление, управление социаль-

но-культурной сферой, управление материальным производст­вом.

Люди как главная производительная сила общества познают и используют законы природы и общества в процессе производст­ва, распределения, обмена и потребления материальных и духов­ных благ (91). Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом — система управления различными сферами общества. Например, управление общест­венным производством включает процессы управления народ­ным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, пред­приятием и управление внутри каждой системы каждого уровня. Это — уровни управления (91).

В рамках социального управления выделяют также две основ­ные формы управления: управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Управление человечески­ми ресурсами включает процессы управления социальным разви­тием, управления рабочей силой, управления образованием, уп­равления занятостью, управления трудом, управления социаль­ным обеспечением и др. Это подвиды социального управления.

Таким образом, объектом и предметом теории социального управления как науки выступают социальные системы и управ­ление ими. Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и со­циальными системами) и подразделяется на такие основные ви­ды: административно-государственное (политическое) управле­ние; управление социально-культурной сферой (духовным про­изводством); управление производственной сферой (материаль­ным производством).


Иными словами, классификация видов управления соответ­ствует классификации основных сфер (областей) организации общества: экономическая— область материального производства, распределения и потребления материальных благ;

политическая — область классовых, национальных и межгосударственных отношений, отношений власти и господст­ва; культурная— область духовного производства, рас­пределения и потребления духовных благ.

Каждый вид управления включает уровни (организация — ре­гион — отрасль — государство) и основные формы: управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурса­ми. Основные формы и уровни управления включают соответ­ствующие подвиды управления. Классификация управления представлена на рисунке 1.



МЕНЕДЖМЕНТ

Как явствует из приведенной классификации процессов уп­равления англоязычное понятие менеджмент нельзя однозначно заменить русскоязычным термином управление, поскольку в пер­вом случае речь идет лишь об одном из видов управления, а именно об управлении производством (хотя ряд исследователей в последнее время склонны распространять данное понятие на социальное управление в целом, что, как будет показано в даль­нейшем, не лишено основания).

Оксфордский словарь английского языка, как известно, дает четыре трактовки термина менеджмент: 1) способ, манера обще­ния с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость и административные навыки; 4) орган управления, ад­министративная единица. В то же время, в чисто функциональ­ном плане менеджмент можно оценить как процесс, посредст­вом которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям (71). Итак, понятие менеджмент пра­вомерно относить только к классу управления социальными сис­темами и его основным видам. В частности, различают социаль­но-политический менеджмент, менеджмент непроизводственной сферы, менеджмент производственной сферы. Как и управление, понятие менеджмент, кроме основных видов, включает соответ­ствующие уровни, основные формы и многочисленные подвиды (финансовый менеджмент, менеджмент персонала, маркетинговый менеджмент и т.д.). В целом, менеджмент это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, на­правленный на то, чтобы сформировать и достичь цели органи­зации через других людей (60).


АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

В социальных науках администрацией принято называть лю­бую крупномасштабную организацию профессиональных служа­щих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы осущест­влять политику тех, кто принимает решения (16). Администра­ция — это рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного и эффективного ис­полнения общественной политики и имеющая достаточно ост­рую иерархию власти.

В узком смысле слово администрирование означает профессио­нальную деятельность государственных чиновников, направлен­ную на осуществление решений руководства. В широком смысле администрирование — это не только профессиональная деятель-

10

ность чиновников, но и вся система административных институ­тов с достаточно строгой иерархией, посредством которой ответ­ственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз. В данном случае понятие администрирование соот­ветствует понятию административно-государственное управление, представляющего особую социальную функцию, направленную на упорядочение развития в интересах всего общества, где госу­дарственный чиновник выступает социальным агентом власти. Государственное администрирование означает скоординированные групповые действия в государственных делах: 1) связанные с тре­мя сферами власти — законодательной, исполнительной, судеб­ной и их взаимодействием; 2) имеющие важное значение в формировании государственной политики и являющиеся частью политического процесса; 3) значительно отличающиеся от администрирования в производственной и культурной областях;

4) тесно связанные с многочисленными социальными группами и индивидами, работающими в различных компаниях и органи­зациях (16).

Таким образом, администрирование представляет собой управ­ленческий процесс более высокого и более масштабного уровня, чем менеджмент (в узком смысле). Административное управле­ние больше направлено на выработку и постановку масштабных и перспективных целей (организации, отрасли, региона, государ­ства), а менеджмент — больше на реализацию поставленных за­дач и поиск оптимальных путей их решения. При этом админи­стрирование, как и менеджмент, относится только к классу со­циального управления.


ВЛАСТЬ

Власть представляет собой форму социальных отношений, ха­рактеризующуюся способностью влиять на характер и направ­ление деятельности и поведения людей посредством экономи­ческих, идеологических и организационно-правовых механиз­мов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия (власть экономическая, политическая, государственная, семейная и др.) (46). Сущностью власти являются отношения руководства, гос­подства и подчинения.

Наиболее важным видом власти является политичес­кая власть, т.е. реальная способность данной социальной группы или индивида проводить свою волю, определяющуюся в конечном счете объективными потребностями и интересами. Главными средствами ее осуществления являются политика, ад­министративные акты, правовые нормы.

Среди различных видов власти выделяется государст­венная власть, которая доминирует в обществе, является основным объектом в политической борьбе. Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами — идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и иными косвенными способами, но только она обладает моно­полией на принуждение с помощью специального аппарата.

Система власти всегда основана на отношениях субординации, т.е. многоуровневого подчинения, иерархии (46).

ГОСПОДСТВО

Господство это механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает рас­членение социальных групп на господствующие и подчиненные, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение и обособление особого аппарата управления. Власть предшествует господству, хотя она не всегда приобретает харак­теристики господства (46).

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

В большей части научной литературы по управлению термины управление, администрирование и руководство употребляются как синонимы (51). Однако, на практике в понятие управление вкла­дывается, в основном, смысл технологической организации объекта управления, т.е. оперативного управления, руководство же — это, прежде всего, управление людьми, а администрирова­ние административное управление, основная функция которо­го состоит в определении политики организации, региона, отрасли, государства. Таким образом, выделяют две различные функции — административную, т.е. функцию по разработке политики, и функцию собственно управленческую, оперативную, исполнительскую, которые объединяет и обеспечивает непосредственное руководство людьми (22, 51).


Административное управление — это та область управления, которая занимается целями, функциями и проблемами организа­ционных компонентов как единого целого. Это определение ох­ватывает ее структурные единицы от государства в целом до ма­лого предприятия. Оперативное же руководство нацелено глав­ным образом на управление процессом по осуществлению наме­ченного. Оно связано с решением текущих задач, возникающих при осуществлении запланированных работ, проектов или меро­приятий. Чем выше ранг должностного лица, тем большей адми-

12

нистративной властью он обладает, тем большее влияние он ока­зывает на формирование определенной политики, в то время, как большая часть времени руководителя низшего ранга уходит на оперативное руководство (51).

Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякой политики: власть и по­литика нераздельны и взаимообусловлены (69). Значение поня­тия власть появилось как перенос понятия уважения, престижа, влияния на должностной статус лица или учреждения. Власть является средством осуществления политики и одновременно ее причиной (69). По своей сути она подобна авторитету одной из основных форм осуществления власти, с помощью которой обеспечивается контроль за действиями людей и их согла­сование как в общих, так и в индивидуальных интересах.

Существуют универсальные свойства власти: ее всеобщность (функционирование во всех сферах общественных отношений), способность проникать во все виды человеческой деятельности, связывать людей и социальные группы и одновременно противо­поставлять их. Поэтому понятие власть, как и сама власть, воз­никает в отношениях между людьми или группами людей, об­ществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием (индивидуальным или коллективным) и волей, способностью к руководящей деятельности- "Поле власти" при этом может быть предельно малым (личность самого человека, власть отца, на­пример) и предельно большим, таким, как государственная власть, и выходящим за рамки государственно-территориального пространства, например, власть идеологий, религий, политичес­ких явлений и т.д. Обобщенная картина власти в обществе и за его пределами представляется системой пространств ("полей") власти разного содержания, разных масштабов и форм, типов и видов (69).


Власть наделена единым принципом деятельности — командо­ванием в различных его формах (распоряжение, приказание, убеждение и т.п). Выраженная в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, интеллектуальных, волевых и эмоцио­нальных воздействиях, власть существует в двух основных фор­мах — реальной и погенциальной, что сближает ее с понятием лидерство Общие организационные, регулятивные и контроль­ные функции власти конкретизируются во множестве видов уп­равленческой деягельносги: выборе целей, принятии решений, определении задач исполнителей, их подборе, создании органи-зациии, разработке ее структуры и тд. (69)

13

Таким образом, в отношениях понятий власть и управление прослеживается определенная соподчиненность и взаимозависи­мость: власть предполагает управление объектом, а управление предполагает осуществление над ним власти. Иными словами, понятие власть первично к понятию управление, поскольку не каждый работник управления (например, специалисты, техни­ческие исполнители, часть функциональных руководителей) обладает реальной властью, но каждый работник, наделенный властными полномочиями, выполняет вполне определенные функции управления.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

Особая проблема — психология власти и управления, ее глу­бинные, подсознательные и эмоционально-волевые основы (69). Они традиционно исследовались в русле социальных наук (фи­лософии, социологии, психологии), а также в литературном и политическом творчестве лучших умов человечества. Действи­тельно, проявление власти, лидерства для человека естественно, глубоко заложено в биологических, природных и социально обусловленных началах его интеллектуальной и эмоционально-волевой жизни. Не меньшее значение и ту же сложную биосоциальную природу имеет и другая, зеркальная сторона власти — подчинение, добровольное или вынужденное согласие воспринимать воздействия власти и следовать им. Командование и исполнение — два равным образом универсальных принципа власти. Они нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности — склонной властвовать ("ведущей") и подчиняющей­ся, принимающей власть ("ведомой"). Оба типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в форме крупных социальных структур и отношений между ними — государства и общества, правительства и населения и т.д. Цивилизованное человечество ориентировано на координацию этих отношений, на превраще­ние их в организованные и, по возможности, бесконфликтные (69).


В работах современных исследователей власть и социальное управление стали рассматриваться как сложный социальный и психологический феномен, включенный в достаточно широкий историко-культурный контекст (55). Данный подход привел к тому, что исследователи все больше обращаются к религиозной и политической символике, политическим ритуалам, воплощаю­щимся в дипломатии, обрядах государственных празднеств, по-

14

гребении политических деятелей и т.д.; широко используют этнографические материалы и рассматривают те психологичес­кие аспекты истории власти, которые зачастую оставались в тени. Цель таких исследований — выяснение механизма реализа­ции на практике идеи господства, конкретных психологических факторов, способствующих функционированию власти, условий достижения влияния политического руководства, обеспечиваю­щего господство над людьми (55).

Власть и сопровождающее ее насилие не могут осуществляться без определенного психологического воздействия, внушения. Са­мо создание властного авторитета есть психологический акт, не­обходимыми предпосылками которого являются мотивы покор­ности, готовности к повиновению. Определенные действия пред­ставителей высших эшелонов управления (устраивание празд­неств, проведение торжеств, участие в церемониях) выполняют демонстративную, репрезентативную функцию, накладывающую свой отпечаток на их образ жизни. Эта репрезентативная функ­ция у разных народов и в разное время играла важную роль в со­здании психологических мотивов господства.

Анализируя проблемы реализации власти и социального уп­равления, исследователи большую роль отводят коллективным политическим представлениям, преобладающим в том или ином обществе, т.е. представлениям людей об их месте в окружающем мире и о своей истории. Такие представления базируются на историко-культурном наследии того или иного народа, но могут быть и специально сформированными господствующими соци­альными силами. Политическая власть и господство утвержда­лись также через систему мифологических и религиозных пред­ставлений. В принятых в традиционных обществах ритуалах, тра­дициях, церемониалах освящалась социальная практика управле­ния (55).


Власть и господство над людьми — это сложный и многогран­ный процесс взаимодействия экономических, социальных, поли­тических и психологических факторов, различных социальных сил и действующих лиц. При этом сами власть имущие находят­ся в определенной психологической и социальной зависимости от тех, над кем они господствуют. Этим, в частности, определя­ется специфика психологического воздействия на подчиненных в различных обществах в разные эпохи, отличие методов и сте­пени психологического воздействия в традиционных и индустри­альных обществах. Например, о средневековых и более ранних обществах зрелищная, репрезентативная функция господства бы-

15

ла намного эффективнее, чем в развитых индустриальных об­ществах. Но вместе с тем иррациональные мотивы, символика и ритуалы сохраняют свою эффективность и в развитых европей­ских странах.

Важным является также вопрос о различных типах взаимоот­ношений между господствующими и подчиненными, о зависи­мости степени реализации власти и самого типа подчиненных, их образованности, признаваемых ими ценностей, принадлеж­ности к разным социальным слоям, а также национального ха­рактера, темперамента, пола и возраста (55).

Коррелятом власти является уважение; этическую ценность она представляет собой лишь тогда, когда так направляет ува­жающего ее, что тот оказывается в состоянии осуществлять боль­шее количество более высоких ценностей, не подвергаясь непос­редственно воздействию со стороны власти (98). При этом влас­ти присуще нечто демоническое, поэтому она всегда нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть со­циальной истории. "Поистине это демоническая сущность влас­ти: она даже там, где человек борется за идеальную цель в выс­шей степени самоотверженно, считая успех прочным только то­гда, когда он с исключительной жизненной силой отстаивает свой собственный интерес, решительно осуществляет свое собст­венное желание, связывая страстное стремление к собственной значимости непосредственно со своими делами. Кто обладает властью, тот одержим ею"* (98).

* G e r h Rilter, Die Odmonie der Mareht — 1947



следующая страница >>