zabika.ru 1 2 3


Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по гуманитарному образованию
УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

_______________ А.И. Жук

________________
Регистрационный № ТД-______/тип.
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальностям:

1-23 01 08 “Журналистика (по направлениям)”

1-23 01 10 “Литературная работа (по направлениям)”



СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Заместитель министра информации

Республики Беларусь
________________ И. Н. Лаптенок

________________


Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию

______________ В. Л. Клюня

______________

Начальник Управления высшего и среднего специального образования

Министерства образования Республики Беларусь

_______________ Ю. И. Миксюк

_______________

Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

_______________ И. В. Казакова

_______________





Эксперт-нормоконтролер

______________ С. М. Артемьева

______________


Минск 2008

СОСТАВИТЕЛИ:


Т. Д. Орлова, профессор кафедры литературно-художественной критики Белорусского государственного университета, доктор филологических наук, профессор;

Л. П. Саенкова, заведующая кафедрой литературно-художественной критики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент
РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Отдел кино- и телеискусства Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Республики Беларусь;
Н. А. Агафонова, доцент кафедры белорусской и мировой художественной культуры учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат искусствоведения, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой литературно-художественной критики факультета журналистики Белорусского государственного университета

(протокол № 10 от 10.04.2008 г.)

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 22.05.2008 г.)

Научно-методическим советом по группе специальностей журналистики

Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию

(протокол №5 от 23.05.2008)

Ответственный за выпуск: Саенкова Л. П.

Пояснительная записка

Дисциплина «История искусств» дает основу для понимания многовекового культурного процесса и значимости его на современном этапе развития общества. Для студентов факультета журналистики важно не только освоение понятий, видов искусства и художественных стилей, необходимых для понимания культуры в целом, но также овладение навыками проблемно-тематического и структурно-композиционного анализа. Скупой объем учебного времени заставляет выбирать из многообразного материала только явления первостепенной значимости. В тематической организации предмета помогает опора на параллельно читаемые курсы по литературе, истории, философии, культурологии.


Для журналистов важна интерпретация полученных знаний, меняющиеся во времени взгляды на искусство, его роль в обществе, роды и формы видов искусства.

Материал дисциплины предполагает размышление о значительных художественных явлениях мирового искусства, художественных стилях и методах, судьбах европейской цивилизации, ее расцвете, развитии, причинах упадка. Американский культуролог Вил Дюрант справедливо заметил, что любая история культуры «приковывает к себе наше внимание не только своим размахом и величием, еще важнее другое: она чрезвычайно напоминает, иногда с пугающей ясностью, цивилизацию и проблемы наших дней. В том и состоит преимущество изучения полного жизненного охвата некоторой цивилизации, что здесь проявляется возможность сравнить каждую стадию или каждый аспект ее деятельности с соответствующим моментом или элементом нашей собственной культурной траекторий» (Дюрант В. Цезарь и Христос. М., 1995. С. 8.).

Цель дисциплины «История искусств» – общее концептуальное освоение историко-художественного материала, ознакомление с источниками и исследовательской литературой, а также установление связи между художественными феноменами. При чтении дисциплины «История искусств» ставятся следующие задачи: дать студентам четкую, хронологически обусловленную систему развития разных видов искусства, взаимосвязанных с самыми разными процессами, происходящими в обществе; раскрыть нравственно-психологические и этические закономерности, влияющие на появление того или иного стиля; способствовать не только расширению кругозора в области мирового искусства, но и воспитанию художественного вкуса, осознанию того, что является настоящей эстетической ценностью. Это является особенно важным моментом как в усилении личностного потенциала, так и в профессиональном становлении специалистов в такой сфере, как журналистика.

В соответствии с поставленной целью и задачами студентам необходимо определиться в знании:

– фундаментальных законов развития мирового и отечественного искусства;


– различать эталоны – образцы классики, экспериментальные формы и стандарты, функционирующие в средствах массовой информации;

– уметь связывать полученные знания с актуальной профессиональной практикой в СМИ.

Для закрепления и расширения знаний предлагаются список основной и дополнительной литературы, тесты, вопросы к экзамену.

Предлагаемый материал ограничен художественной культурой Западной Европы, России. История и особенности развития белорусского искусства рассматриваются в отдельной дисциплине, суть и структура которой изложены в отдельной программе.

На изучение дисциплины «История искусств» в соответствии с типовым учебным планом (специальность 1-23 01 08 «Журналистика (по направлениям)») отводится 144 часа. Из них – 60 аудиторных часов (24 часа – лекции, 36 часов – семинарские занятия).

На изучение дисциплины «История искусств» в соответствии с типовым учебным планом (специальность 1-23 01 10 «Литературная работа (по направлениям)») отводится 90 часов. Из них – 60 аудиторных часов (24 часа – лекции, 36 часов – семинарские занятия). Рекомендуемыми формами контроля могут быть экзамен и зачет.

В проведении лекционных и практических занятий рекомендуется использовать медийные технологии, многообразный визуальный материал.

Примерный тематический план




Наименование раздела, темы

Количество аудиторных часов

всего

в том числе

лекции

семинарские занятия

Раздел I. История искусств: Эпоха первобытности – XVIII в.




Художественная культура Древнего мира.

2

2






Искусство и художественная культура Античности.

2

2






Мировоззрение и художественный мир Средневековья и эпохи Возрождения.

2

2






Искусство эпохи Возрождения.

2

2






Искусство Нового времени (XVII–XVIII вв.).

2

2




Раздел II. История искусств: XIX – XX вв.



Художественная культура века европейской классики (XIX в.). Особенности мировоззрения и художественных стилей в европейском искусстве.

2

2






Модерн и символизм в европейской художественной культуре к. XIX – нач. XX вв.

2

2






Традиции и новаторство в русском искусстве к. XIX – нач. XX вв. Особенности русского модерна.

2

2






Феномен полистилизма в европейском искусстве 1-й половины ХХ века. Парижская школа искусства.

2

2






Авангардные открытия в русском искусстве 10–20-х годов ХХ века. Советский авангард.

2

2






Начало экранной культуры ХХ века. Кино как новый вид искусства.

2

2






Художественная культура модернизма. Особенности искусства 2-й половины ХХ в.

2

2




Темы семинарских занятий

Раздел I. История искусств: Эпоха первобытности – XVIII в.



Первобытное общество: рождение человека и культуры. Художественная культура Древнего мира.

4


4




Античность – основа европейской цивилизации.

4




4



Искусство европейского Средневековья.

4




4



Художественная культура Европы Нового времени.

4




4

Раздел II. История искусств: XIX – XX вв.



Художественные стили европейского искусства 1-й пол. ХIХ в. (неоклассицизм, романтизм, реализм). Основные художественные принципы импрессионизма и постимпрессионизма.

4




4



Предпосылки возникновения модерна. Символизм и виды модерна. Живопись, архитектура, графика русского модерна. Художественные журналы эпохи модерна.

4




4



Многообразие авангардных стилей в европейском искусстве 1-й пол. ХХ в. (фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, бытовой мифологизм).

4




4



Мировоззренческие основы советского авангарда. Эстетические особенности беспредметного искусства.

4




4



Художественно-техническая предыстория экранной культуры ХХ в. Социально-эстетические особенности искусства модернизма.

4




4




Итого:

60

24

36



Раздел I. История искусств: эпоха первобытности –XVIII век

Тема 1. Художественная культура Древнего мира

Истоки художественной культуры в первобытном обществе. Первые скульптурные изображения и основы декоративно-прикладного искусства. Шедевры живописи из Альтамирской пещеры и пещер Франции. Первые погребальные культовые строения. Древний Египет как социокультурный феномен. Принципы архитектурной композиции в зодчестве Древнего Египта. Египетские пирамиды как символ веры в загробный мир. Основы живописного творчества Древнего Египта. Художественная культура древних скифов. Особенности декоративно-прикладного скифского искусства.

Тема 2. Искусство и художественная культура Античности

Социокультурные истоки античной цивилизации. Мифологические сюжеты как мировоззренческая основа античного искусства. Скульптурное искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись, живопись. Эстетические особенности древнегреческой архитектуры. Архитектурный комплекс сооружений на афинском Акрополе. Расцвет драматического искусства Древней Греции. Преемственность традиций художественной культуры Древней Греции в Древнем Риме. Музыкальное искусство Древнего Рима. Особенности древнеримской архитектуры. Древнеримская базилика. Древнеримской портрет. Особенности древнеримской скульптуры. Театральное искусство Римской империи.



следующая страница >>