zabika.ru 1 2 3

Тема 4. Житийная литература Х1 – ХШ вв. Жанровые и стилистические особенности «Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Жития Феодосия Печерского», созданных Нестором.


Киево-Печерский патерик. История его создания, основные редакции. Идейная направленность патерика, отражение монастырского быта и характера взаимоотношений монастыря с князьями. Пушкин о патериковых рассказах. Их литературное значение.

4) Тема 6. «Слово о полку Игореве». Историческая основа «Слова» и летописные повести о походе Игоря на половцев. Идея «Слова» – единение русских князей для защиты русской земли от вражеских нападений. Сюжетно-композиционные особенности памятника, роль исторических, публицистических и лирических отступлений в раскрытии центральной идеи «Слова».

Образная система памятника: образы князей, природы, образ русской земли, образ Бояна. Жанровое своеобразие и стиль «Слова», его связь с письменной культурой и устным народным творчеством.

«Слово» и русская культура ХУШ – ХХ вв. Мировое значение памятника.

5) Тема 7. Литература периода феодальной раздробленности и объединения северо-восточной Руси (ХШ – ХУ вв). Повести о татарском нашествии. Распад Киевского государства, возникновение новых политических и культурных центров во Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах, новгородской земле; их связь с традициями Киева.

Повести о татарском нашествии. Тема общенародного единства и героизма. «Повесть о битве на реке Калке» (1223), фольклорные мотивы повести. Борьба Северной Руси со шведскими феодалами и ливонскими рыцарями. «Слово о погибели русской земли». Гражданский и патриотический пафос «Слова» и поэтические формы его выражения.

Московская литература Х1У – ХУ вв. Возвышение Москвы в Х1У в. как политического центра, объединяющего русские земли, отражение этого процесса в литературных памятниках.

Историческое значение Куликовской битвы 1380 г., нашедшей отражение в целом ряде литературных произведений. Летописные повести «Сказание о Мамаевом побоище», их источники и стиль.

«Задонщина». Прославление победы над полчищами Мамая в результате объединения всех русских земель вокруг Москвы.


Развитие жанра исторической повести. «Повесть о нашествии Тохтамыша» и «Повесть о Темир-Аксаке».

6) Тема 9. Русская агиография конца ХУ – ХУ в. Творчество Епифания Премудрого. Усиление культурных связей с южнославянскими странами. Риторико-панегирический стиль русской агиографии. Изменение жанровой, композиционной и образной структуры жития. «Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского», его политическая направленность и стилистическое своеобразие.

Творчество Епифания Премудрого. «Житие Сергия Радонежского» и «Житие Стефана Пермского». Прославление просветителя-миссионера коми-пермяцкого населения Урала. Композиционные и стилевые особенности «Жития», принципы изображения человека.

Общая характеристика творчества Пахомия Логофета – агиографа, представителя византийско-славянского панегирического стиля.

7) Тема 10. Теория «Москва – третий Рим» и ее отражение в литературе. Исторические предпосылки возникновения теории «Москва – третий Рим», ее формирование и отражение в литературе второй половины ХУ века. «Повесть о взятии Царьграда» (1453) Нестора Искандера. Идейно-художественное своеобразие «Повести». Характер изображения царя Константина и султана Магомета. Картины боя и средства их изображения. Истолкование повести московскими идеологами.

Повести о Вавилонском царстве. «Сказание о князьях Владимирских». Решение вопроса о происхождении законов царского достоинства в данных повестях.

Борьба церковных и антицерковных группировок – «иосифляне» и «заволжские старцы». Ересь «жидовствующих», ее социальное, рационализаторское содержание.

8) Тема 17. Раскол русской церкви. «Житие протопопа Аввакума». Раскол русской церкви, его социальная сущность и значение. Старообрядческая литература ХУП века. Личность протопопа Аввакума и его «Житие».

10.2 Перечень тем лабораторных занятий

1) Тема 1. Состав переводной литературы на Руси. Древнехристианская книжность на Руси. Библейские канонические книги и апокрифы. Демократизм содержания и формы апокрифов. Связь апокрифов с фольклором. Отражение в них социальных противоречий. Элементы реалистичности.


Тематические и стилистические особенности переводных житий и житийных сборников («Четьи Минеи», «Прологи», «Патерики»).

Исторические хроники Иоанна Малалы, Георгия Амартола. «Естественнонаучные» сочинения: «Шестоднев», «Физиолог», «Пчела».

Переводные воинские повести: «Александрия» и «Девгениево деяние». Проблема положительного героя и характер их изображения. «История Иудейской войны» Иосифа Флавия. Идейно-художественные особенности переводных дидактических повестей об Акире Премудром и Варлааме и Иоасафе.

Отбор и характер перевода иноязычных памятников, их значение для древнерусской литературы.

2) Тема 2. Литература раннефеодального древнерусского государства (вторая половина Х1 – ХП вв.). «Повесть временных лет» как литературный памятник. Общественно-политическая жизнь древнерусского государства. Основные темы и жанры оригинальной литературы Киевской Руси. «Повесть временных лет» – величайший исторический и литературный памятник, ее состав, редакции и источники. Гипотезы А.А.Шахматова, В.М.Истрина, Д.С.Лихачева, Б.А.Рыбакова. Возникновение летописных сводов на основе устных народных эпических сказаний, исторических преданий, погодных записей, местных летописей и юридических документов. Редакторские приемы составителей летописных сводов. Характер миросозерцания летописцев, их политическая позиция: защита единства русской земли в борьбе с врагами, политической и религиозной ее независимости от Византии, осуждение княжеских междоусобиц. Отражение в летописи классовой борьбы и общественных интересов.

Повесть временных лет» и фольклор. Использование топонимических легенд и родовых преданий, обрядовой поэзии и народных сказаний, пословиц, поговорок и загадок.

Принципы средневекового историзма. Приемы отбора событий, изображения человека, характера стиля. Язык и стиль «Повести временных лет», связь стиля с народно-поэтической и книжной традицией. Значение «Повести временных лет» для последующего развития русского летописания и литературы.


3) Тема 4. Житийная литература Х1 – ХШ вв. Анонимное «Сказание о Борисе и Глебе». Основная публицистическая тенденция «Сказания» – осуждение братоубийственных распрей и пропаганда родового старшинства в системе княжеского наследования. Черты сходства и отличия «Сказания» от канонических житий. Элементы исторической повести в «Сказании». Приемы изображения героев. Стиль «Сказания».

4) Тема 5. Хождение как литературный жанр. «Хождение игумена Даниила». «Хождение» игумена Даниила в святую землю. Широта интересов Даниила. Чувство родины в «Хождении». Легендарные и апокрифические элементы «Хождения».

5) Тема 6. «Слово о полку Игореве». Проблема подлинности. История открытия, издания и изучения памятника. Историческая основа «Слова». Проблема авторства «Слова».

6) Тема 7. Повести о татарском нашествии. «Повесть о разорении Рязани Батыем» как образец древнерусской воинской повести. Композиционные и стилевые особенности повести. Апофеоз мужества и героизма русского народа в борьбе с поработителями. Изображение князей, дружины, эпический характер образа народного мстителя – Евпатия Коловрата.

7) Тема 8. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина». Соотношение «Задонщины» и «Слова о полку Игореве». Сходство и различие обоих памятников. Своеобразие стиля «Задонщины», связь с фольклором.

8) Тема 11. Русская литература второй половины 15 – начала 16 вв с преобладающими областными тенденциями. Новгородская литература. Защита прав Новгорода на политическую и церковную самостоятельность. Общерусские тенденции в новгородском летописании. Ересь «стригольников». Отражение борьбы против этой ереси в «Повести о новгородском посаднике Щиле». Культ архиепископа Иоанна в Новгороде и политическое значение этого культа. «Повесть о путешествии архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим». Фольклорные мотивы «Повести о новгородском белом клобуке». Идея преемственности церковной власти от Рима к Новгороду.


Тверская литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Описание Индии, личность путешественника. Патриотизм Афанасия Никитина, общерусский характер его произведения. Особенности языка и стиля «Хождения».

Муромо-Рязанская литература. «Повесть о Петре и Февронии», отразившая общие антибоярские и демократические устремления русского государства конца ХУ – начала ХУ1 в. Сочетание исторических подробностей с фантастикой народных сказок. Своеобразие стиля, лиризм и непосредственность повествования. Элементы агиографического стиля, разрушение житийного канона.

9) Тема 12. Литература периода укрепления централизованного государства (ХУ1 в.). Острая классовая борьба между служилым дворянством и родовитой боярской знатью. Расцвет публицистики. Сочинения митрополита Даниила и Максима Грека. Различие их литературных и идейных позиций.

Публицистические сочинения Ивана Пересветова. «Челобитная», «Сказание о Магмет-салтане».Политический идеал Пересветова, антибоярская направленность его произведений. Программа общественных преобразований, необходимых для укрепления централизованной власти. Стиль публицистики Пересветова.

Письма Андрея Курбского к Ивану Грозному, выражение в них идеологии опального и реакционного боярства. Стиль писем Курбского. Иван Грозный как писатель. Автобиографические элементы в письмах Грозного, ирония и сарказм, способы их выражения. Элементы просторечия в стиле посланий Грозного.

Начало книгопечатания в Москве. Обобщающие литературные работы второй половины ХУ1 в.: «Великие Четьи Минеи» митрополита Макария как свод древнерусских житий. «Домострой», утверждавший нормы семейной жизни; «Степенная книга» как свод жизнеописаний русских государей до Ивана Грозного включительно; «Стоглав», устанавливающий государственные нормы общественной жизни.

10) Тема 13. Литература ХУП века. Повести о «смутном времени». «Смутное время». Отражение в литературе первой крестьянской войны (1606) и борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией. Тема патриотизма. «Повесть 1606 года», «Новая повесть о преславном Российском царстве», «Сказание» Авраамия Палицына, «Летописная книга», приписываемая И.М.Катыреву-Ростовскому. Традиции и новаторство в изображении исторических событий и личности человека. Демократизация литературы, усиление светского элемента и проникновение народной идеологии.


«Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». Появление нового героя и новых принципов воплощения исторических событий. Связь с устной народной поэзией и книжной традицией. Эволюция жанра исторической повести во второй половине ХУП века.

11) Тема 14. Бытовая повесть ХУП вв. Усиление экономических и культурных связей России с Западной Европой. Роль Украины и Белоруссии в развитии русского литературного процесса. Развитие школьного образования. Развитие новых жанровых форм: бытовой повести, сатиры.

Бытовая повесть второй половины ХУП века. «Повесть о Горе Злочастии». Отражение конфликта между старшим поколением, живущим по домостроевским традициям, и молодым поколением с его тягой к новой морали и личной свободе. Появление вымышленного героя. Связь повести с фольклором.

«Повесть о Савве Грудцыне». Приемы раскрытия характера центрального героя. Роль и место любовной интриги в сюжете «Повести». Исторические и бытовые элементы в ней. Соотношение традиции и новизны в идейном содержании «повести», ее жанре и стиле.

«Повесть о Фроле Скобееве». Новое понимание морали и норм общественного поведения, разрыв с традициями. Стремление к реалистическому изображению быта, новые качества характера героя, элементы сатиры и юмора.

12) Тема 15. Сатирические повести ХУП века. Демократическая сатира второй половины ХУП века. Причины возникновения сатирических жанров.

Усиление сатирических элементов в изображении действительности в «Повести о Карпе Сутулове». Образ купеческой жены Татьяны – хитрой, энергичной и умной женщины.

Обличение несправедливости и взяточничества судей в повестях о Шемякином суде и Ерше Ершовиче. Обличение социального неравенства в «Азбуке о голом и небогатом человеке». Антиклерикальная сатира: «Калязинская челобитная». Использование пародийных форм и форм аллегорической сатиры. Роль демократической сатиры в развитии реализма.

13) Тема 16. Эволюция житийного жанра «Х1 – ХУП вв». Изменение традиционных форм жития, усиление бытовых повествовательных элементов. «Житие Юлиании Лазаревской». Изображение в нем жизни и быта дворянской усадьбы конца ХУП – начала ХУП в. Элементы древнерусской агиографии и новаторство в изображении идеального женского характера. Стиль «Жития». «Сказания о явлении Унженского креста».


14) Тема 17. Житие протопопа Аввакума. Идейно-художественное своеобразие «Жития», связь с традицией и новизна. «Житие Аввакума» как образец раннего автобиографического жанра. Новаторство Аввакума в области языка и стиля. Элементы реализма в произведениях Аввакума.

15) Тема 18. Литературная деятельность Симеона Полоцкого. Зарождение литературного направления барокко. Развитие виршевой поэзии. Стихотворство второй половины ХУП века. Причины возникновения стихотворства, его истоки. Силлабические вирши. Элементы барокко в поэзии Симеона Полоцкого, ее просветительский характер. Своеобразие панегирических виршей Симеона Полоцкого. Сатиры «Купецтво» и «Монах». Сильвестр Медведев и Карион Истомин как последователи Симеона Полоцкого.


    1. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине «Древняя русская литература»



Вид СРС

Форма отчетности

Вид контроля

Объем в часах

1

Подготовка к лекционным занятиям

Проработка конспектов лекций, учебников, чтение художественных текстов

Собеседование с преподавателем

7,5

2

Подготовка к лабораторным занятиям

Чтение конспектов лекций, учебников и исследований, составление конспекта, чтение художественных текстов, анализ

Работа на занятии, проверка конспекта

15


3

Выполнение письменных контрольных работ, анализ текстов

Контрольная работа

Проверка контрольной работы

8

4

Подготовка к контрольным мероприятиям

РК1, РК2, текущий контроль

Проверка тестовых заданий

6

5

Изучение материала, не вошедшего в содержание аудиторных занятий

Конспекты

Собеседование с преподавателем, проверка конспектов

8,5




Всего:







45



<< предыдущая страница   следующая страница >>