zabika.ru 1 2 3


ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ

ТКП 238-2010(02190)



ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПО

ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


АРГАНIЗАЦЫЯ I ПРАВЯДЗЕННЕ РАБОТ ПРЫ УЗНIКНЕННI АВАРЫЙНЫХ СIТУАЦЫЙ З НЕБЯСПЕЧНЫМI ГРУЗАМI ПРЫ ПЕРАВОЗКЕ

IХ ЧЫГУНАЧНЫМ ТРАНСПАРТАМ ПА

ТЭРЫТОРЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ


Издание официальное











Минтранс

Минск



ТКП 238-2010(02190)


УДК 656.2.073.436:658.345.8(476)(083.74) МКС 13.300 КП 01

Ключевые слова: аварийная ситуация, опасные грузы, перевозка железнодорожным транспортом


Предисловие
Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

1аРАЗРАБОТАН государственным объединением «Белорусская железная дорога».

ВНЕСЕН Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

2аУТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.01.2010 № 32-Ц

3аВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ (с отменой Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железной дороге Республики Беларусь, утвержденных Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Белорусской железной дорогой 27 февраля 1998 г.).



Настоящий технический кодекс установившейся практики не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь


Издан на русском языке


II


ТКП 238-2010(02190)

Содержание
1аОбласть применения.................................................................................................................................1

2аТермины и определения...........................................................................................................................1

3аОбщие положения.....................................................................................................................................2

4аПорядок действий при возникновении аварийных ситуаций.................................................................3

5аОсобенности организации работ по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами

отдельных классов....................................................................................................................................6

6 Проведение работ по локализации загрязнений и нейтрализации опасных грузов ………………….10

Б


иблиография...............................................................................................................................................15

III

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ


ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПО ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

АРГАНIЗАЦЫЯ I ПРАВЯДЗЕННЕ РАБОТ ПРЫ УЗНIКНЕННI АВАРЫЙНЫХ СIТУАЦЫЙ


З НЕБЯСПЕЧНЫМI ГРУЗАМI ПРЫ ПЕРАВОЗКЕ IХ ЧЫГУНАЧНЫМ ТРАНСПАРТАМ

ПА ТЭРЫТОРЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ
Organisation and carring out of works in case of emergency situation with

dangerous goods during their transportation by railway on the territory of

Belarus




Дата введения 2010-05-01


1 Область применения
1.1аНастоящий технический кодекс установившейся практики (далее – технический кодекс) устанавливает требования по организации и проведению работ при возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь.

1.2аТребования настоящего технического кодекса обязательны к применению всеми государственными органами, организациями и физическими лицами, осуществляющими транспортную деятельность по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом на территории Республики Беларусь, независимо от форм собственности и источника финансирования.

2 Термины и определения
В настоящем техническом кодексе применяют термины с соответствующими определениями, установленные в нормативных правовых актах Республики Беларусь [1], [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:

аварийная карточка - утвержденный документ установленной формы, регламентирующий первичные оперативные действия причастных работников железнодорожного транспорта и аварийно-спасательных формирований по ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами при их перевозке железнодорожным транспортом;

аварийно химически опасное вещество (АХОВ) – опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (розливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях;

нейтрализация - составная часть мер по ликвидации последствий аварийных ситуаций, связанная с удалением, рассеиванием, превращением в неопасные формы опасных грузов, их паров, продуктов горения и разложения;


номер ООН - четырехзначный идентификационный номер вещества или изделия, присваиваемый Организацией Объединенных Наций.
3 Общие положения
3.1 Настоящий технический кодекс разработан в целях совершенствования системы по предупреждению и ликвидации аварий и инцидентов при перевозке опасных грузов и определяет меры безопасности и порядок действий при возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь.

3.2 Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами (кроме радиоактивных материалов), установлены в аварийных карточках на опасные грузы [3].
3.3аОсновными тактическими формированиями по локализации и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами являются пожарные аварийно-спасательные поезда Белорусской железной дороги (далее – ПАСП). Деятельность ПАСП организуется и осуществляется в соответствии со стандартом организации [4].

3.4аВосстановительные поезда Белорусской железной дороги осуществляют работы по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами в пределах своих тактико-технических возможностей и направляются к месту аварийной ситуации в порядке, действующем на Белорусской железной дороге.

3.5аДля ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами, в соответствии с планами ликвидации аварийных ситуаций, могут привлекаться силы и средства грузоотправителя (грузополучателя), которые после получения требования от Белорусской железной дороги в кратчайшие сроки должны быть направлены к месту возникновения аварийной ситуации.

3.6аПри недостаточности сил и средств Белорусской железной дороги для выполнения всего комплекса аварийно-восстановительных работ на месте аварии в установленном порядке могут привлекаться силы и средства Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций.


3.7 Действия работников железнодорожного транспорта и привлекаемых сил и средств при возникновении аварийных ситуаций должны быть оперативными, соответствовать характеру и масштабам аварийной ситуации и проводиться с учетом свойств грузов, соблюдением мер безопасности, предусмотренных настоящим техническим кодексом, в соответствии с требованиями нормативного правового акта [2].

3.8аВ ходе аварийно-восстановительных работ работники восстановительных поездов руководствуются действующими на Белорусской железной дороге нормативными документами по организации восстановительных работ и мерам безопасности при ликвидации последствий крушений, аварий и сходов подвижного состава.

3.9 Расследование причин аварий и инцидентов при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом осуществляется согласно [5].

3.10 Непосредственное руководство аварийно-спасательными службами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайной ситуации, и обеспечение их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.

Руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации назначается начальник отделения Белорусской железной дороги, на территории которого произошла чрезвычайная ситуация. Если зона чрезвычайной ситуации вышла за пределы отделения Белорусской железной дороги, руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации назначается первый заместитель Начальника Белорусской железной дороги.
4 Порядок действий при возникновении аварийных ситуаций
4.1аПри возникновении аварийной ситуации с опасным грузом на перегоне машинист локомотива оценивает ситуацию и сообщает об этом по поездной радиосвязи или любым возможным способом диспетчеру поездному, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, машинистам попутных и встречных поездов.

Сообщение должно включать в себя информацию о месте и времени происшествия, характере аварийной ситуации, количестве сошедших и поврежденных вагонов, поврежденном пути, наличии пострадавших, указанном в перевозочных документах наименовании опасного груза и номере аварийной карточки (номере ООН груза при наличии), количестве опасного груза в зоне аварии. В случае возникновения аварийной ситуации на электрифицированном участке машинист должен указать сведения о необходимости снятия напряжения в контактной сети для проведения аварийно-восстановительных работ.


Локомотивная бригада имеет право вскрыть пакет с перевозочными документами для уточнения сведений о перевозимых грузах.

После передачи сообщения об аварийной ситуации локомотивная бригада принимает меры, руководствуясь указаниями, содержащимися в аварийной карточке на опасный груз.

4.2аПри получении от машиниста сообщения об аварийной ситуации, а также при возникновении аварийной ситуации в пределах станции, дежурный по станции сообщает о случившемся начальнику станции, диспетчеру поездному, в центр оперативного управления территориального органа МЧС, после чего принимает меры, руководствуясь указаниями, содержащимися в соответствующей аварийной карточке.

4.3 Диспетчер поездной, получив сообщение об аварийной ситуации, немедленно сообщает об этом дежурному по отделению. В случае возникновения аварийной ситуации в районе оперативного управления центра управления перевозками службы перевозок Управления Белорусской железной

дороги (далее - ЦУП) диспетчер поездной передает информацию диспетчеру дорожному старшему района управления ЦУП.

4.4аДежурный по отделению, получив сообщение об аварийной ситуации немедленно передает поступившую информацию диспетчеру дорожному старшему района управления ЦУП, начальнику отделения, главному ревизору по безопасности движения поездов отделения, начальнику отдела перевозок, главному врачу отделенческого центра гигиены и эпидемиологии, начальнику общетехнического отдела, руководителям причастных отделов и структурных подразделений отделения, начальнику отряда военизированной охраны, территориальным органам МЧС и Госпромнадзора. В зависимости от создавшейся ситуации принимает решение о направлении к месту происшествия ПАСП, других аварийно-восстановительных формирований.

4.5аДиспетчер дорожный старший района управления ЦУП немедленно передает информацию об аварийной ситуации главному специалисту по организации перевозочного процесса ЦУП, который сообщает о ней Начальнику Белорусской железной дороги, главному ревизору по безопасности движения поездов, начальнику службы перевозок, начальнику военизированной охраны, главному врачу дорожного центра гигиены и эпидемиологии, начальнику общетехнической службы, начальникам причастных служб Управления Белорусской железной дороги, в Государственное учреждение «Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации МЧС Республики Беларусь» и в Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС Республики Беларусь.


В случае необходимости сообщает в органы внутренних дел на транспорте и прокуратуру.

4.6аПри возникновении аварийной ситуации с опасным грузом, представляющей угрозу населению или окружающей среде, руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, при необходимости совместно с представителями местных органов власти, территориальных органов МЧС, здравоохранения, внутренних дел, специалистами грузоотправителя (грузополучателя) организует выполнение следующего комплекса мероприятий:

– осуществить разведку очага аварийной ситуации и зоны возможного заражения на наличие аварийно химически опасных веществ, опасных биологических агентов, определить границы опасной зоны, принять меры по ее ограждению и оцеплению;

– при необходимости провести эвакуацию населения близлежащей территории (радиус зоны эвакуации определяется исходя из свойств и количества груза, особенностей местности и погодно-климатических условий);

– оценить пожарную обстановку;

– выявить людей, подвергшихся воздействию ядовитых (токсичных) и едких веществ, биологически опасных препаратов, и организовать оказание им медицинской помощи;

– определить порядок ликвидации аварийной ситуации, в котором установить последовательность аварийно-восстановительных работ, порядок действий аварийных бригад с применением средств индивидуальной защиты, выбрать методы нейтрализации опасного вещества на основе указаний аварийной карточки.

4.7аРаботники центра гигиены и эпидемиологии, прибыв к месту аварийной ситуации, исходя из сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки, вносят начальнику отделения рекомендации, касающиеся:

– необходимости эвакуации населения, находящегося в опасной зоне, и ограничения доступа посторонних лиц в зону аварии;

– условий отдыха и питания;

– защиты источников водоснабжения;

– предотвращения экологических последствий аварийной ситуации.

При необходимости, работники центра гигиены и эпидемиологии Белорусской железной дороги организуют взаимодействие с территориальными органами государственного санитарного надзора.


4.8 Возможность возобновления движения поездов и маневровой работы через территорию, подвергшуюся загрязнению в результате аварийной ситуации, дальнейшее использование подвижного состава по назначению определяется руководителем работ после получения соответствующего заключения специалистов центра гигиены и эпидемиологии.

4.9аПри невозможности устранить утечку опасного груза из поврежденного вагона-цистерны силами ПАСП производится перекачка опасного груза в исправный порожний вагон-цистерну. Перекачка опасного груза производится с учетом специализации вагонов-цистерн.



следующая страница >>