zabika.ru 1

Елена Цинкевич, гимназия №35 г. Минска


Урок: химия, 9 клас.

Тема урока: Полисахариды. Целлюлоза: строение, свойства, применение.

Связь с имеющимися знаниями:

Знают, что такое углеводы (сахариды), полимеры и строение и свойства одного из представителей полисахаридов – крахмала.

Цель урока:

В конце урока ученики: характеризуют строение, свойства целлюлозы, знают области применения целлюлозы.
Цель урока языком учащихся: могу описать состав и особенности строения целлюлозы ее физические и химические свойства, знаю области применения целлюлозы.

НаШтоБуЗУ:

1. Знаю формулу целлюлозы и особенности ее строения .

2. Могу описать физические и химические свойства целлюлозы и составить уравнния, соответствующих реакций.

3. Могу объяснить, чем сходны и чем отличаются крахмал и целлюлоза по строению и свойствам.

4. Перечисляю области применения целлюлозы.

Ключевой вопрос: Почему целлюлоза используется для изготовления тканей, веревок, канатов? Можно ли ее заменить крахмалом? Почему?

Ход урока:

Начало урока:

Учитель демонстрирует изделия из целлюлозы (бумага, ткани, нитки, деревянные поделки, вата) и задает вопрос учащимся: знают ли они , что является основным компонентом всех этих изделий? Учащиеся называют целлюлозу и вместе с учителем дают классификацию данного вещества. Вспоминаем, что целлюлоза имеет такую же формулу как и крахмал. После этого формулируем тему урока, цель и НаШтоБуЗУ (Учащиеся делают это самостоятельно, т.к. изучение веществ идет по сходному плану). Учитель сообщает ключевой вопрос.

Основной этап урока:

Индивидуальная работа по заполнению таблицы с помощью учебника § 43, 44. В процессе работы ребята используют светофоры для информирования о готовности или для того, чтобы задать вопрос, если что-то непонятно.

Полисахариды: крахмал и целлюлоза.


I. Заполните таблицу, использую текст § 43, 44:

Характеристики

Крахмал

Целлюлоза

1. молекулярная формула







2. Структурные звенья , их количество







3. Строение молекулы (линейное или разветвленное)







4. Физические свойства







5. Химические свойства







6. Где содержится в растениях







7. Применение








После выполнения задания учащиеся работают в парах: сверяют результаты, устраняют неточности, затем в парах отвечают на вопросы.

Вопросы и задания для обсуждения и выполнения в парах:

1. Сделайте сравнительный анализ строения и свойств крахмала и целлюлозы (чем сходны, чем отличаются?).

2. Как влияет строение крахмала и целлюлозы на их свойства?

3.(призовой, для тех, кто справится быстрее)

Осуществите превращение, поясните, где могут проходить эти реакции:

углекислый газ  глюкоза  целлюлоза  глюкоза  этанол  углекислый газ

После выполнения работы, пары меняются тетрадями и составляют комментарии с использованием критериев активной оценки.
Заключительный этап:

Обсуждение результатов. Учитель предлагает учащимся ответить на ключевой вопрос.
Рефлексия:

С помощью светофора учащиеся сигнализируют о степени усвоения темы (обращаясь к НаШтоБуЗУ)

Что помогало Вам сегодня учиться? Какой этап урока был самым сложным, какой простым? Какой вид деятельности помог Вам лучше разобраться с новой темой? Что хотели бы еще узнать по данной теме?

Д/З § 44, вопросы после параграфа

НаШтоБуЗУ к д/з:

1. Знаю формулу целлюлозы и особенности ее строения .

2. Могу описать физические и химические свойства целлюлозы и составить уравнения, соответствующих реакций.

3. Могу объяснить, чем сходны и чем отличаются крахмал и целлюлоза по строению и свойствам.

4. Перечисляю области применения целлюлозы.

5. Могу устно ответить на вопросы после параграфа.