zabika.ru 1 2 ... 39 40


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Учебная программа дошкольного образования является техническим нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение тем, виды деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания. Содержание учебной программы дошкольного образования разработано в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 года, образовательными стандартами дошкольного образования.

В структуру учебной программы дошкольного образования (далее - учебная программа) входят "Пояснительная записка", "Характеристика физического и психического развития ребенка", "Содержание дошкольного образования", "Показатели развития воспитанника", приложения, список рекомендуемой литературы.

В разделе "Характеристика физического и психического развития ребенка" представлены подробные описания психического и физического развития детей от рождения до одного года, от одного года до двух лет, от двух до трех лет, от трех до четырех лет, от четырех до пяти лет, от пяти до шести лет, от шести до семи лет, в которых выделен ведущий вид деятельности, отражена сущность формирования психических познавательных процессов и способов познания, раскрыта динамика развития ребенка в условиях разнообразных видов деятельности, представлен примерный распорядок дня.

Содержание учебной программы представлено базовым компонентом и содержанием образовательных услуг сверх базового компонента в соответствии с количеством часов, установленным типовым учебным планом дошкольного образования.

Базовый компонент - минимальное обязательное содержание дошкольного образования, которое соотносится с целью дошкольного образования, имеет развивающую и воспитывающую направленность. Базовый компонент показан в смысловых содержательных блоках, отражающих целевую сущность направлений развития воспитанников и содержание соответствующих им образовательных областей.


Содержание в образовательных областях представлено по годам жизни ребенка: от рождения до одного года, от одного года до двух лет, от двух до трех лет, от трех до четырех лет, от четырех до пяти лет, от пяти до шести лет, от шести до семи лет с учетом значимости каждого периода жизни в его развитии, скорости и интенсивности ежегодных психических новообразований в познавательной, физической, социально-нравственной, эстетической и эмоциональной сферах. В основу построения содержания образовательных областей положена реализация линейного и концентрического принципов, отражающих как количественный рост детских представлений и приращение умений и навыков, так и их повторение, постепенное углубление, совершенствование и качественное изменение. Преобладание того или иного принципа обусловливается содержанием образовательных областей, а также возрастными возможностями развития воспитанников, дидактическими закономерностями формирования у них системы представлений, умений и навыков. При этом освоение детьми представлений, овладение умениями и навыками являются лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования. По каждой образовательной области представлены показатели развития воспитанников, являющиеся ориентирами для взрослых в определении реализации содержания учебной программы и детских достижений.

Содержание образовательных услуг сверх базового компонента - "Хореография", "Иностранный язык", "Детское ручное ткачество" - определяется закономерностями развития детей в дошкольном возрасте и не должно превышать максимально возможную нагрузку на воспитанника, определенную типовым учебным планом. Оно не дублирует содержание базового компонента и способствует расширению, раскрытию возможностей и удовлетворению индивидуальных потребностей каждого воспитанника с учетом зоны его ближайшего развития в условиях разных видов деятельности.

Содержание дошкольного образования в "Материнских школах", группах кратковременного пребывания (адаптационные группы, игровые сезонные площадки, прогулочные, вечерние, дежурные, выходного дня) определяется базовым компонентом.


Содержание учебной программы основано на признании самоценности детства и построено на основе личностно-деятельностного и культурологического подходов, в рамках которых деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития ребенка (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Содержание учебной программы реализуется в видах деятельности, способствующих зарождению и становлению у воспитанника психических новообразований, субъектной позиции и его самовыражению в деятельности.

В основу содержания учебной программы положены следующие принципы:

принцип амплификации развития (А.В.Запорожец), предполагающий расширение возможностей развития психики ребенка за счет максимального формирования всех специфически детских видов деятельности, в результате чего происходит не только его интеллектуальное, но и личностное развитие;

онтогенетический принцип, ориентирующий на учет закономерностей формирования интеллекта, эмоций, форм, функций речи и различных видов деятельности ребенка в онтогенезе;

принцип учета ведущего вида детской деятельности, рассматривающий игру как одно из важнейших условий социализации детей от рождения до семи лет;

принцип целостности и системности, отражающий тесную взаимосвязь и взаимообусловленность развития психических процессов и психических новообразований;

принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка, обращенный к организации и управлению его деятельностью с учетом направленности интересов и становления субъектности в условиях совместной деятельности со взрослым;

принцип проблематизации содержания образования, являющийся источником психического развития детей;

принцип интеграции, обусловливающий органичное объединение содержания каждой образовательной области, как с содержанием всей учебной программы, так и с другими образовательными областями;

принцип культуросообразности, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе познания культуры мира, своего народа, ближайшего социального окружения;


принцип интегративности, предусматривающий возможность использования поликультурного содержания в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, конструктивной, музыкальной);

принцип преемственности, отражающий преемственные связи как между первым уровнем основного образования - дошкольным и первой ступенью общего среднего образования, так и в содержании образовательных областей учебной программы на основе поступательного развития воспитанников, которое обеспечивается усложнением задач, степенью проявления их самостоятельности и включением в различные виды детской деятельности.

Содержание учебной программы ориентировано на развитие способностей детей в различных видах деятельности и создание оптимальных условий для стимулирования и поддержки эмоционального, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, проявления самостоятельности, инициативности.

С учетом целей и задач содержание учебной программы структурировано по пяти направлениям: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое развитие воспитанника. Каждое направление представлено образовательными областями (отдельными дидактическими единицами содержания), которые в единстве составляют его комплексную характеристику.

Направление "Физическое развитие воспитанника". Содержание реализуется в образовательной области "Физическая культура" и предусматривает формирование культуры движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, броски) и их освоение, активности, позитивного отношения к миру и себе, основ здорового образа жизни, первичных представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, воспитание физических и личностных качеств.

Направление "Социально-нравственное и личностное развитие воспитанника". Содержание реализуется в образовательной области "Ребенок и общество" и предполагает формирование у него стремления к самопознанию, позитивного отношения к себе, взрослым и сверстникам, первоначальных представлений о личной гигиене и культуре питания, основах безопасной жизнедеятельности, мире и родном крае, отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, трудолюбия, приобщение к общечеловеческим ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.


Особую роль в социальном развитии играет воспитание основ культуры безопасной жизнедеятельности и трудовое воспитание. Традиционные виды труда - самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд - представлены в образовательных областях "Ребенок и общество", "Ребенок и природа", "Искусство".

Направление "Познавательное развитие воспитанника". Содержание реализуется в образовательных областях "Ребенок и общество", "Элементарные математические представления", "Ребенок и природа", "Развитие речи и культура речевого общения", "Искусство" и направлено на обеспечение развития психических познавательных процессов и способностей, овладение способами и средствами деятельности; формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире, умения устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к нему, таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность и др.

Направление "Речевое развитие воспитанника". Содержание реализуется в образовательных областях "Развитие речи и культура речевого общения", "Развiццё маўлення i культура маўленчых зносiн", "Обучение грамоте" и обеспечивает овладение нормами и правилами родного языка, развитие коммуникативных способностей, элементарное осознание языковой действительности, подготовку к обучению грамоте. При этом коммуникативная функция рассматривается как основная в речевой деятельности воспитанников, а диалог - как универсальная форма речевого общения.

Направление "Эстетическое развитие воспитанника". Содержание реализуется в образовательной области "Искусство" и предусматривает воспитание основ общей и художественной культуры, развитие эстетического отношения к миру, художественных способностей и эстетических чувств, детского творчества средствами фольклора и художественной литературы, изобразительного искусства (архитектура, дизайн, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), музыкального искусства, хореографии, театра.


В учебной программе прослеживается взаимосвязь и взаимообусловленность направлений образовательных областей на основе интеграции содержания.

Реализация содержания учебной программы обеспечивает разностороннее развитие и саморазвитие личности ребенка, формирование у него нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.

Содержание дошкольного образования осуществляется в соответствии с типовым учебным планом дошкольного образования.
Типовой учебный план дошкольного образования



Nп/п

Перечень образовательных областей

Количество учебных часов2 на изучение образовательных областей по группам воспитанников

второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

первая младшая (от 2 до 3 лет)

вторая младшая (от 3 до 4 лет)

Средняя (от 4 до 5 лет)

старшая (от 5 до 6 лет)

старшая (от 6 до 7 лет)

1

Физическая
культура

1

2

3

4

4

4

2

Ребенок и
общество

2

2

2

2


1

1

3

Элементарные математические представления

-

-

0,5

1

1

1

4

Ребенок и
природа

-

-

0,5

1

1

1

5

Развитие речи и культура речевого общения

1

2

2

2

2

2

6

Обучение
грамоте

-

-

-

-

1

1

7

Искусство

1

4

4

5

5

5




Общее количество учебных часов (игр, занятий) в неделю, в том числе при организации образовательных услуг сверх содержания образовательных областей

5

10


12

15
2*

15
3*

15
3*




Максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю на одного воспитанника (в астрономических часах)2

0,4 - 0,6

1,6

3

5,6

7,5

9

<1> Под учебными часами в учреждении дошкольного образования понимается длительность проведения специально организованных форм образовательного процесса - игры (занятия), соответствующей возрастным возможностям воспитанника согласно санитарно-эпидемиологическому законодательству.

<2> Максимальная допустимая учебная нагрузка определяется путем умножения общего количества учебных часов в неделю, отведенных на изучение образовательных областей по группе воспитанников, на длительность одного учебного часа (занятия) в зависимости от возраста воспитанников.

<*> Учебные часы, отведенные на реализацию образовательных услуг сверх содержания следующих образовательных областей: "Развитие речи и культура речевого общения": "Иностранный язык" (приложение 2); "Искусство": "Детское ручное ткачество" (приложение 3), "Хореография" (приложение 4).

Реализация содержания дошкольного образования обеспечивается посредством научно обоснованных методик, информационных и образовательных технологий на основе паритетного взаимодействия с семьей.



следующая страница >>