zabika.ru 1 2 ... 14 15

Г.М.Раздыкова


ИсТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Учебное пособие

для магистрантов и студентов гуманитарных специальностей

Павлодар


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова

Г.М Раздыкова

ИсТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ


Учебное пособие

для магистрантов и студентов гуманитарных специальностей

Павлодар

Кереку

2010
УДК 37(574)(09)(07)

ББК 74.6(5Каз)я7

Р 17

Рекомендовано к изданию Ученым советом

Павлодарского государственного университета

им. С. Торайгырова
Рецензенты:


Козина В.В. - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории Казахстана Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова;

Дукенбаева З.О.- доктор исторических наук, профессор, декан факультета послевузовского образования Павлодарского педагогического института;

Кадысова Р.Ж. - доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Павлодарского государственного университета им.С.Торайгырова
Раздыкова Г.М.

Р17 История мусульманского образования в Казахстане : учебное

пособие для студентов и магистрантов гуманитарных

специальностей / Г.М. Раздыкова. – Павлодар :

Кереку, 2010. – 150 с.
ISBN
Учебное пособие предназначено для студентов и магистрантов, обучающихся по специальности «Культурология». Написанное на конкретном материале учебное пособие дает представление о догматике и об обрядности ислама. Пособие включает в себя вопросы для самоконтроля, дополнительную и основную литературу, список тем рефератов, тестовые вопросы и приложения.

Учебное пособие предназначено для студентов и магистрантов гуманитарных специальностей, всем тем, кто интересуется историей культуры и ислама в Казахстане.

УДК 37(574)(09)(07)

ББК 74.6(5Каз)я7

ISBN

© Раздыкова Г.М., 2010

© ПГУ им. С. Торайгырова, 2010
За достоверность материалов, грамматические и орфографические ошибки ответственность несут авторы и составители

Содержание

Введение

1 Хозяйственно-культурный фактор в формировании основных принципов ислама в Казахстане в конце XIX – начале XX вв.

1.1. Историография мусульманского образования

1.2. Бытовые факторы и характер народного ислама у казахов

1.3. Специфика деятельности мусульманского духовенства

1.4. Особенности религиозного воспитания детей в казахской семье

2 Учебно-методический процесс в мусульманской системе просвещения в конце XIX – начале XX вв.

2.1. Организация учебного процесса в мусульманских школах

2.2. Учебно-методическая база мусульманских школ и методика преподавания дисциплин

2.3. Правовое и материальное положение мусульманских школ

Заключение

Вопросы итогового контроля

Темы для самостоятельного изучения

Тесты

Ключи к тестам

Список основной и дополнительной литературы

Приложение 1. Проект мечети и мектебе в г. Каркаралы

Приложение 2. Таблица анкеты о магометанских школах

Введение



Учебное пособие «История мусульманского образования в Казахстане» рекомендовано студентам и магистрантам специальности «Культурология» Павлодарского государственного университета им. С.Торайгырова.

Ислам с момента его распространения в Казахстане играет важнейшую роль в формировании этнической культуры и самосознания казахского народа. В условиях отсутствия государственных институтов в XIX – начале XX вв. ислам являлся ключевым фактором в сохранении этноконфессиональной идентичности, развитии духовной культуры и национального возрождения.


Исторический опыт функционирования ислама в Казахстане углубляет наши представления о культурных и общественно-политических аспектах становления и развития мусульманских институтов на его национальных окраинах. Общественная значимость изучения повседневной жизни казахов-мусульман определяется необходимостью сохранения и возрождения культурной памяти и толерантных отношений в современном обществе, этнического многообразия Российской Федерации, в которой последователи ислама составляют вторую по численности, после православных, группу верующих.

Давлению атеизма и целенаправленной секуляризации успешней всего противостояли местные формы бытования ислама, которые А. Беннигсен назвал термином «параллельный» или «неофициальный» ислам. Ислам в Казахстане отличается от фундаментального ислама. Основными догмами он схож с арабским исламом, но в повседневной практике корни его другие. Он опирается на многовековые традиции и обычаи казахского народа. Казахский ислам – это красивый симбиоз ислама и домусульманских культов. Многовековая история и культура казахского народа является яркой и неотъемлемой частью всемирной истории. На протяжении столетий на территории Казахстана формировалось неповторимое цивилизационное пространство, воплотившее в себе достижения арабо-тюркского мира, традиции и нравственные ценности ислама и христианства. Развитие мусульманского образования и история народного ислама, формирование национальных систем образования стало определяющим фактором данного процесса, органично совмещавшего в себе интеграционные тенденции, что открывало широкие перспективы для сохранения этнической самобытности казахского народа. В этой связи нам представляется актуальным изучение истории народного образования казахов, которое, с одной стороны, переживало в конце XIX – начале ХХ вв. общее для всего мусульманского образования Российской империи возрождение, а с другой стороны, имело свою специфику, отражавшую местные этнические особенности.

Изучение функционирования традиционных мусульманских мектебов и медресе – самых массовых и остававшихся вплоть до начала ХХ в. единственными доступными для широких масс казахского населения формами культурно-общественного социума казахов Степного края – позволяет выделить определенные закономерности и характерные этнические черты в народном исламе казахов.


Система просвещения у казахов представлена сетью мусульманских мектебов и медресе. О необходимости систематического и всестороннего изучения педагогического наследия мусульманской системы просвещения свидетельствует тот факт, что, являясь частью духовной культуры, оно влияло на формирование национального самосознания казахов. Даже в условиях кочевого быта была широко распространена грамотность. Народные традиции, народная этнопсихология, этнопедагогика, традиционная литература в мектебах получили свое развитие и стали основой для формирования традиционного народного самосознания. Так, великий казахский поэт, просветитель и мыслитель Абай получил первоначальное образование в аульном мектебе, а продолжив образование в медресе, стал одним из выдающихся деятелей казахской культуры.

Ислам в Казахстане является неотъемлемой частью отечественной истории, казахской духовной культуры, а также основным фактором академических знаний и общественно-политической жизни. Решение проблемы соотношения ислама единого и ислама регионального имеет важное научно-практическое и методологическое значение как в плане определения подхода к изучению и восстановлению этнографической картины ислама, так и в плане применения полученных результатов к изучению конкретных форм его бытования.

Цель и задачи курса: Основная задача курса – дать магистрантам целостное представление о предметном содержании курса, специфике его исторического развития и современном состоянии. В основу изложения материала положен проблемно-аналитический принцип, позволяющий увидеть ислам в единстве его духовного содержания при всем многообразии его культурно-исторических проявлений.

Для достижения поставленной цели основное внимание было сосредоточено на решении следующих задач:


  • выявить этнографические особенности народного ислама казахов;
  • на основе анализа материального и социального положения мулл в Степном крае определить специфику их деятельности;


  • реконструкции деятельности мусульманских учебных заведений и духовенства в Степном крае.

  • показать особенности воспитания и обучения детей в условиях традиционного казахского общества;

  • реконструировать учебный процесс в мусульманских мектебах и медресе;

  • охарактеризовать учебно-методическую базу мусульманских школ;

  • раскрыть своеобразие правового и материального положения мусульманских школ.

Хронологические рамки
охватывают конец XIX – начало XX вв., период масштабной активизации мусульманского образования. В этот период в культуре казахов сохранялось еще множество традиционных черт, восходивших к более ранним этапам истории духовной культуры казахов. Развитие мусульманского образования являлось логическим следствием предшествующего культурного развития края, поэтому допустимо некоторое ретроспективное отступление к истории Степного края первой половины XIX в. Это позволяет в полном объеме использовать имеющиеся архивные сведения и собранный полевой этнографический материал.



следующая страница >>