zabika.ru   1 2 3

Раздел 3. Методические рекомендации по СРСП и СРС:

Язык художественной литературы характеризуется  образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств. В художественной, поэтической речи, кроме типичных для нее языковых средств, используются и средства всех стилей, и средства разговорной речи. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы; слова высокие, поэтические и жаргонные, грубые; профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в языке художественной литературы подчиняются основной его функции — эстетической. Если разговорная речь выполняет по преимуществу функцию общения, или коммуникативную, научный и официально-деловой стили — функцию сообщения, или информативную, то язык художественной литературы предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняясь задачам данного произведения.

В художественной литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрением материей, без которой не может быть создано произведение. Художник слова — поэт, писатель — находит, по выражению Л. Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором. Все это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка. Со многими изобразительно-выразительными средствами, использующимися в языке художественной литературы, вы хорошо знакомы.

Во-первых, это тропы. Троп(греч. tropos — поворот) — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-то отношении. (Словарь-справочник лингвистических терминов.) Наиболее распространенные виды тропов: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, ирония, аллегория, перифраза, синекдоха. Например: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.) — олицетворение; Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин.) — синекдоха; Ну, скушай же тарелочку, мой милый! (И. Крылов.) — метонимия и т. д.


Во-вторых, к выразительным средствам языка относятся стилистические фигуры, или фигуры речи: анафора, эпифора, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм, инверсия, риторический вопрос, риторическое обращение, антитеза, градация. Пример анафоры:

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!
                                                                         (А. Толстой.)

Тропы и стилистические фигуры используются не только в языке

художественной литературы, но и в публицистическом, научном стилях и в разговорной речи.

В-третьих, к средствам художественной выразительности относятся

ритм (стиха и прозы), рифма, интонация.


СРСП №1
Вспомните или найдите в литературоведческом словаре, в словаре лингвистических терминов, в толковом словаре определения названных выше тропов и стилистических фигур. Подберите примеры к каждому выразительному средству.

Найдите в стихотворении А. Толстого тропы и стилистические фигуры. Проведите наблюдение над существительными в словосочетаниях житейский вихрь, сокрушительным набегом, струны рвал, заносил холодным снегом. Как изменяется их обычное значение в стихотворении? Сделайте вывод о своеобразии обычных слов в поэтической речи (письменно). Подготовьте чтение, отражающее специфику каждого из этих стихотворений, передающее настроение и мысли автора, красоту стихотворной речи.


                                                         * * *
                                     Не ветер, вея с высоты,

                                    Листов коснулся ночью лунной;

                                    Моей души коснулась ты —

                                     Она тревожна, как листы,

                                    


Она, как гусли, многострунна,

                                    Житейский вихрь ее терзал

                                    И сокрушительным набегом,

                                     Свистя и воя, струны рвал


                                     И заносил холодным снегом.

                                     Твоя же речь ласкает слух,

                                     Твое легко прикосновенье,

                                     Как от цветов летящий пух,

                                     Как майской ночи дуновенье...
                                                                         (А Толстой.)


СРСП №2
Вспомните или найдите в литературоведческом словаре, в словаре лингвистических терминов, в толковом словаре определения названных выше тропов и стилистических фигур. Подберите примеры к каждому выразительному средству.

Найдите в стихотворении И.С. Тургенева «В дороге» тропы и стилистические

фигуры. Проведите наблюдение над прилагательными в словосочетаниях нивы печальные, с улыбкою странной, небо широкое. Как изменяется их обычное значение в стихотворении? Сделайте вывод о своеобразии обычных слов в поэтической речи (письменно). Подготовьте чтение, отражающее специфику каждого из этих стихотворений, передающее настроение и мысли автора, красоту стихотворной речи.

                                               

В ДОРОГЕ


                                     Утро туманное, утро седое,

                                     Нивы печальные, снегом покрытые,

                                     Нехотя вспомнишь и время былое,

                                     Вспомнишь и лица, давно позабытые.

                                     Вспомнишь обильные страстные речи,

                                     Взгляды, так жадно, так робко ловимые,


                                     Первые встречи, последние встречи,


                                     Тихого голоса звуки любимые.

                                     Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

                                     Многое вспомнишь родное, далекое,

                                     Слушая ропот колес непрестанный,

                                     Глядя задумчиво в небо широкое.
                                                                              (И. Тургенев.)
СРСП №3



                                                СТАРАЯ ЯБЛОНЯ


                                     Вся в снегу, кудрявом, благовонном,

                                      Вся-то ты гудишь блаженным звоном


                                     Пчел и ос, завистливых и злых...
                                     Старишься, подруга дорогая?

                                     Не беда. Вот будет ли такая

                                     Молодая старость у других!
                                                                              (И. Бунин.)

Поясните художественный образ, созданный в последнем  стихотворении

словосочетанием молодая старость. Как он связан с содержанием стихотворения в целом, с другими художественными деталями стихотворения?

                                        ГЛАЗА

                        

Привычные к степям — глаза,

                        Привычные к слезам — глаза,

                        Зеленые — соленые —

                        Крестьянские глаза!


                        Была бы бабою простой —

                        Всегда б платили за постой —

                        Все эти же — веселые —


                        Зеленые глаза.


                        Шел мимо паренек с лотком...

                        Спят под монашеским платком

                        Смиренные — степенные —

                        Крестьянские глаза.
 
                        Привычные к степям — глаза,

                        Привычные к слезам — глаза...

                        Что видели — не выдадут

                        Крестьянские глаза!
                                               (М. Цветаева.)
Какие другие, кроме названных в задании, изобразительно выразительные средства вы находите в стихотворении М. Цветаевой?

СРСП №4
Прочитайте текст выразительно, подчеркивая его ритмичность,

плавность, музыкальность звуковой формы. Запишите его.

Погода была прекрасная еще прекраснее чем прежде но жара все не ун..малась. По ясному небу едва(едва) неслись высокие и редкие обл..ка (изжелт..)белые как весенний запоздалый снег плоские и продолговатые как опустившееся паруса. Их узорч..тые края пушистые и легкие как хл..пчатая бумага медленно но вид..мо изменялись с каждым мгновением они та..ли эти облака и от них не падало тени. Мы долго бр..дили с Касьяном по ссечкам. Молодые отпрыски6 еще (не)успевшие вытянуться выш.. аршина6 окружали своими тонкими гладкими стебельками поч..рневшие низкие пни круглые гу..чатые наросты с серыми каймами те самые наросты из которых вывар..ва- ют трут лепились к этим пням земл..ника пускала по ним свои розовые усики грибы тут же тесно сидели семьями. <...>

Легкий вет..рок то просыпался то утихал подует вдруг прямо в лицо и как(будто) разыгра..тся все весело зашумит зак..вает и задвиж..тся кругом грац..озно зак..чают- ся концы пап..р..тников обраду..ш(?)ся ему... но вот уж он опять замер и все опять стихл.. . Одни кузнечики дружно трещат словно озлоблен(?)ые ут..мителен этот непрестанный кислый и сухой звук. Он идет к (неотступному жару полудня он словно рожден им словно вызван им из раскаленной земли. (И. Тургенев.)



1. Какими изобразительно-выразительными средствами  языка передает

автор зрительные впечатления, раскрывает взаимосвязь картины природы с эмоциональным состоянием героев?

2. На примере первого абзаца расскажите о средствах связи между предложениями в тексте.

СРСП №5
Выразительно прочитайте описание сельского кладбища в романе «Отцы и дети» И. Тургенева, определите позицию автора по отношению к главному герою романа. В чем она выражается? Напишите сочинение о внутренней связи этой сцены с картиной В. Перова «Старики родители на могиле сына».

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашенными5 крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны?

Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильная? О нет! Какое бы

страстное, грешное6, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...

СРСП №5
Выпишите и сгруппируйте естественно-научную, нравственно-

этическую и социально-политическую лексику из V, VI и X глав романа «Отцы и дети», найдите толкование непонятных для вас слов. Каково назначение выписанных слов в художественной ткани романа?


СРСП №6
Запишите слова, группируя их по тематическому признаку: а) театральная лексика; б) общественно-политическая лексика.

Авторитет, антагонизм, аплодисменты, апофео(з, с), аристократ,

ат(?)еист, бен..фис, бескомпр..мис(?)ность, г..н..рар, д..кл..рация, консерватизм, конфликт, к..н- цепц..я, к..см..п..лит, л..б..рал, м..лодрама, м..н..лог, мир..воз(?)рение, н..гилист, отщ..пен..ц, п..лемика, пр..грес(?), прокламация, проп..г..ндист, разн..чинцы, революционеры, р..п..ртуар, репл..ка, р..прес(?)ии, рецензия, сп..ктакль, т..р..ния, ф..нал.

1. Дайте толкование первых десяти слов. 

2. Найдите слова с корнями русского происхождения, обозначьте в них части слова,

раскройте их значение.


СРСП №7

Прочитайте, а затем спишите текст, объясняя авторские знаки

препинания, выразите свое мнение по поводу данного высказывания.


Жизнь (н..)шутка и (н..)забава, жизнь даже (н..Наслаждение, жизнь —

тяж..лый труд. Отр..чение, отречение постоянное — вот ее тайный смысл, ее разгадка; (неисполнение любимых мыслей и мечтаний, как бы они возвышенны (н..)были, а исполнение долга — вот о ч..м следует заботит(?)ся человеку; (на)ложив на себя цепей ж..лезных — цепей долга, (н..)может он дойти, (н..)падая, (до)конца своего попр..ща6; а в молодости мы думаем: чем свободнее, тем луч(?)ше, тем дальше уйдешь. Молодости позволительно так думать, но стыдно тешит(?)ся обманом, когда суровое лицо истины глянул., наконец тебе в глаза. (И. Тургенев.)
Раздел 4. Контрольно-измерительные средства:

Тест 1

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.А Васька слушает да ест. (И.А Крылов)

2.Лес словно терем расписной. (И.Бунин)

3.Пустых небес прозрачное стекло. (А.Ахматова)

4.Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана. (М.Лермонтов)

5.Перо его местию дышит. (А.К.Толстой)

6.Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

7.Мальчик с пальчик.

8.Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством… ( М.Лермонтов)

9.Я царь - я раб, я червь - я Бог! (Г.Державин)

10.Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами. ( А.Пушкин)

11.Живой труп. ( Л.Толстой)

12.Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит. Я.Полонский).

13.Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня? ( А.Пушкин).

14.Пусть бандой окружат нанятой…( В.Маяковский).

15. Грохот за грохотом ломал небо,

Широко и шумно шел дождь. (В.Набоков).
Тест 2

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1. Я вижу молнии из мглы

И морок мраморного грома… ( А.Белый)

2.Суровою зимой я более доволен. (А.Пушкин)

3.Долги повисли надо мной домокловым мечом. (В.Пикуль)

4.»Трепач ты, Федька!»- разозлился Гаврик. (Короленко).

5.Остался ты, брат, у разбитого корыта. (А.Дворкин).

6.Под ним струя светлей лазури. (М.Лермонтов)

7.Мы пойдем ломить стеною. (М.Лермонтов)

8.(Лиса Ослу) Отколе , умная , бредешь ты, голова? (И.Крылов)

9.Богатырский конь через лес перепрыгивает.( Былина).

10.Степям и дорогам не кончен счет;

Камням и порогам не найден счет. (Э.Багрицкий).

11.Принес - и ослабел, и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки. (А.Пушкин).

12. С кем мне поделиться

Той грустной радостью,

Что я остался жив? (С.Есенин)

13.Земля-владычица! К тебе чело склонил я. (В.Соловьев).

14.Купил Репина, принес Гоголя.

15.Швед, русский- колет, рубит, режет… (А.Пушкин).
Тест 3.


<< предыдущая страница   следующая страница >>