zabika.ru 1 2 ... 17 18

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Обобщающий курс русской литературы

.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткая характеристика дисциплины

«Обобщающий курс русской литературы» - дисциплина, которая является элективной

.

Целью курса является углубление и расширение знаний по истории русской литературы. В непосредственные задачи курса входит: изучение закономерностей историко-литературного процесса; уяснение художественного, нравственно-философского и общественного значения

литературных произведений; обучение навыкам анализа поэтического и драматического текста; изучение основных произведений древнерусской литературы и русской литературы Х1Х-ХХ веков, творческого пути их авторов.

Основная задача курса - ознакомление студентов с историей русской литературы, с различными литературными течениями, представляющими разные периоды ее развития, разнообразными жанрово-стилистическими формами прозы, поэзии и драматургии, с творчеством и художественными системами выдающихся русских писателей и поэтов.

Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент

Курс ориентирован на студентов, изучающих параллельно одну из общих дисциплин по теории литературы («Введение в литературоведение») и знающих историю русской литературы в объеме школьной программы.

Студенты, приступающие к изучению данной дисциплины, должны знать общие закономерности развития русской литературы XIX-XX веков, а также – основные литературоведческие понятия и категории, необходимые для аналитического прочтения художественного текста. Студенты должны обладать умением анализировать литературное произведение с учетом различных сторон и элементов его структуры. У них должны быть сформированы навыки работы с научной и критической литературы, позволяющей глубже и точнее постичь особенности художественного текста.

Учебная задача дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основных тенденций развития отечественной прозы, специфики иерархических отношений в литературе, своеобразия русской поэзии и драматургии, сущности литературной критики.

Уметь: ориентироваться в многообразии творческих индивидуальностей литературного процесса на разных его этапах.

Иметь представление:


  • о структуре целей и основных задачах истории русской литературы;

  • о формальном и содержательном своеобразии русской прозы, поэзии и драматургии, об отличии отечественной литературы от зарубежной;

Обладать навыками аналитического прочтения художественных произведений, предполагающего видение проблематики и выявление основных художественных средств того или иного текста.
Воспитательные задачи дисциплины определяются формированием у студентов значимости выбранной профессии. Студенты решают практические задачи, выступают на семинарах и учатся работать в коллективе, а именно иметь свое мнение и уметь доказать правильность своей точки зрения.

Курс «История русской литературы» ориентирован на решение не только образовательных, но и воспитательных. задач. Изучение произведений русской литературы способствует формированию высоких нравственных качеств, национальной идентичности и патриотизма. Знакомство с лучшими образцами отечественной словесности, которые остались за пределами школьной программы, позволят составить целостное представление о здании русской классики и об архитектурных пристройках которые возводились в ХХ веке.

В ходе обучения решаются следующие воспитательные задачи:

  1. воспитание эстетического вкуса при помощи изучения художественного своеобразия литературных текстов современности;
  2. воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну, связанных с признанием самобытности и уникальности художественных произведений современных отечественных писателей и поэтов;


  3. воспитание на материале литературных произведений духовно-нравственных качеств (любви, дружбы, толерантного отношения к миру).


1.2. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

К элементам профессиональной направленности относится формирование общих навыков филологического подхода к изучению художественного текста. При изучении произведений отечественных писателей предполагается обращение к творчеству английских и французских авторов с целью сопоставить закономерности литературного развития в в русской и зарубежной культурах, что акцентирует профессиональную направленность (английская и французская филология) студентов, изучающих данную дисциплину. Рассмотрение на семинарских и лекционных занятиях глубоких и принципиальных вопросов, связывающих литературу прошлого с современностью, позволит студентам-филологам почувствовать себя на передовых рубежах гуманитарной сферы знаний, определить круг интересов, который предстоит им в дальнейшем расширять в ходе профессиональной деятельности

1.4. Программа предусматривает проведение как лекционных, так и семинарских занятий.

Учитывая тот факт, что русский язык для ряда студентов не является родным, в рамках лекционного курса закрепляются полученные в школе знания, а также расширяется, углубляется материал, представляются вниманию слушателей различные, в то числе и новейшие литературоведческие концепции.

В ходе семинарских занятий применяются самые различные формы проведения: дискуссии, самостоятельные сообщения, анализ различных аспектов художественного текста, Эти занятия имеют целью закрепление теоретического и фактического материала; развитие самостоятельного и творческого мышления.

Проведение семинарских занятий строится на закреплении результатов самостоятельной работы студентов с библиографическими источниками, изучении текстов разной жанровой специфики. Семинары должны проводиться с учетом активных форм проведения, и могут иметь форму дискуссий, диспута, круглого стола, турнира и т.д., что позволяет студентам не только высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, но и научиться отстаивать ее в процессе обсуждения.


.

1.5. Элементы профессиональной направленности программного материала, развивающие практические навыки специалиста выражаются:

- через умение быстро и четко формулировать ответы на поставленные вопросы;

- при необходимости вступать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения;

- через умение выбрать и проанализировать наиболее интересные и значительные явления в современном литературном процесс, сопоставить их с произведениями современных английских и французских авторов..
1.6. Самостоятельная работа студентов связана с написанием рефератов и докладов по актуальным и дискуссионным вопросам изучаемого курса. Написание рефератов и докладов является необходимым элементом самостоятельной работы студента. Это формирует у студента умение работать со специальной, научной литературой, расширяет его кругозор.

В качестве самостоятельной работы предполагается чтение дополнительной учебной и научной литературы, подготовка докладов, посвященных отдельным произведениям писателей и поэтов, чтение художественной литературы, рекомендованной к самостоятельному изучению, конспектирование критических и научных работ, принципиальных для осмысления материала данной дисциплины, выполнение домашних заданий.
1.7. Применение активных форм и методов проведения занятий.

При проведении систематических занятий, наряду с традиционными формами обучения, применяются активные формы и методы обучения студентов, которые направлены на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Проведение семинарских занятий строится на закреплении результатов самостоятельной работы студентов с рекомендованной литературой, текстами литературоведческого, критического характера. Семинары проводиться с учетом активных форм и методов обучения, и могут иметь форму дискуссий, диспута, круглого стола, турнира и т.д., что позволяет студентам не только высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, но и научиться отстаивать ее в процессе обсуждения.


Для обеспечения эффективности учебного процесса рекомендуется использование технических средств обучения (ТСО). В качестве аудиовизуальных средств возможно прослушивание аудиозаписей произведений изучаемых авторов (например, песен авторов-исполнителей, В.Высоцкого) и просмотр телевизионных фильмов и записей передач, посвященных русской литературе. Предполагается посещение театральных постановок по произведениям отечественных авторов с последующим обсуждением художественных особенностей текста и его режиссерского видения.
II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ КУРСА




п/п

Название разделов и тем



Аудиторные часы

Самостоя-

тельная

работа


Всего,

час.







Всего

Лекции

Семинары.







1.

Введение в курс




1










2.

Тема 1. РУНТ




2

2







3.

Тема 2. Древнерусская литература и искусство ХI - ХVII веков.





2

2







4.

Тема 3. Литература ХVIII века.




2

2







5.

Тема 4. Литература первой половины ХIХ века. А.С.Пушкин.




2

2







6.

Тема 5. Русская литература второй половины ХIХ века.




2

2







7.

Тема 6. Русская литература первой половины ХХ века.




2

2










Тема 8. Русская литература второй половины ХХ века.




2

3





























ИТОГО


















III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.
Тема 1. Русская литература и мировая художественная культура.
Вклад русской литературы в мировое реалистическое искусство, ее национальное и художественное своеобразие. Глубина постижения действительности, гуманистический пафос русской литературы. Влияние русской литературы на мировой литературный процесс.

Проблема Запада и Востока в литературе

Славянофилы и западники.
Тема 2 Древнерусская литература ХI - ХVII веков.
Основные особенности древнерусской литературы и книжности.

Литература Киевской Руси (ХI - первая треть ХII в.). Жанровый состав оригинальных и переводных памятников (агиография, патериковая литература, ораторская проза, летописание)

Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть ХII - первая треть ХIII в.).

Литература периода монголо-татарского нашествия (вторая треть ХIII - 80-е годы ХV в.). Повести о нашествии монголо-татар на Русь. Развитие жанра воинской повести в памятниках Куликовского цикла. Возникновение и основные особенности жанра беллетристической повести.

Литература Московского централизованного государства (конец ХV - ХVI в.)

Возникновение теории “Москва - третий Рим” и ее выражение в литературных памятниках. Обобщающие литературные произведения середины ХVI века: “Стоглав”, “Великие Четьи Минеи”, “Домострой”.

Литература “переходного” ХVII века. Исторические произведения о Смуте. Своеобразие литературы старообрядцев: творчество протопопа Аввакума. Демократическая сатира и смеховая литература. Бытовые повести и новеллы. Барокко в русской литературе ХVII века. Возникновение русского придворного театра.


Итоги развития древнерусской литературы, ее связь с последующим литературным процессом.
Тема 3. Литература ХVIII века.
Основные направления в литературе XVIII в.

Барокко. Европейский классицизм и эпоха Просвещения. Гражданский пафос и сатирическая направленность.

Вклад В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, А.П. Сумарокова в развитие русской поэзии и драматургии.

Просветительская и издательская деятельность Н.И.Новикова.
Тема 4. Литература первой половины ХIХ века. А.С.Пушкин.
Литература первой трети ХIХ века: основные направления и течения. Писатели и поэты - декабристы.

Романтизм в России и его национальное своеобразие. Лирика В.А.Жуковского. Басенное творчество И.А.Крылова. Поэзия Батюшкова. Идейно-художественное своеобразие поэзии декабристов. Творчество К.Ф.Рылеева.

Комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума”, ее место и роль в развитии русской драматургии
Тема 5. Русская литература второй половины ХIХ века.
Русская литература второй половины XIX века.

Своеобразие лирической системы Н.А.Некрасова; жанр поэмы в творчестве поэта. Любовная лирика Некрасова. Человек и природа в лирике А.А.Фета. Место и роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии. Эстетические взгляды Островского, основная проблематика его комедий и драм. И.С.Тургенев и русский реалистический роман. “Таинственные” повести Тургенева.
Тема 6. Русская литература первой половины ХХ века.
Духовная атмосфера порубежной эпохи.

Религиозно-философские поиски русской творческой интеллигенции и их отражение в художественных произведениях. Общественно-литературные движения начала ХХ века. Реализм в литературе и живописи рубежа веков.

Повести и рассказы А.П.Чехова. Своеобразие драматургии А.П.Чехова. Духовные и нравственные искания чеховских героев.

Новые аспекты, темы, демократические тенденции в литературе критического реализма. Творчество В.Г.Короленко. Роль Горького в сплочении писателей демократического круга. Проза И.А.Бунина, Л.Н.Андреева, А.И.Куприна. М.Горького.


Русская литература (1917 -1930-е годы).

Идейное размежевание русских писателей после Октябрьской революции. Литература русского зарубежья. В.Набоков. И.Бунин. А.Куприн.

Революция и гражданская война в произведениях советских писателей. А.Серафимович. И.Бабель. Б.Пильняк. Д.Фурманов. А.Фадеев. В.Иванов.

Роман-антиутопия Е.Замятина “Мы”. Становление и развитие советской сатиры. М.Зощенко. М.Булгаков. И.Ильф и Е.Петров. Советский исторический роман. А.Толстой. Проза М.Шолохова.
Тема 7. Литература о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.).
Центральные темы литературы военных лет. Патриотический пафос произведений, написанных в годы войны.

Жанровое своеобразие литературы этого периода: роль жанров “малой” прозы, как наиболее подвижных и гибких. Очерки, рассказы, публицистические статьи, памфлеты, дневниковые записи.

Тема 8. Отечественная литература второй половины ХХ века.
Советская литература 50 - 80-х годов ХХ века. ХХ съезд КПСС и его значение для развития советской литературы. Жанровое многообразие литературы. Роль журналов “Новый мир”, “Октябрь” и др. в литературной и общественной жизни страны.

Лирика Н.Заболоцкого, Б.Пастернака, А.Ахматовой.

“Деревенская” проза: утверждение общечеловеческих моральных ценностей. Ф.Абрамов. В.Шукшин. В.Распутин. С.Залыгин. В.Белов.

Нравственная проблематика и особенности художественной формы романов и повестей Ч.Айтматова.

Социальные и психологические коллизии “городской” прозы. Д.Гранин. В.Дудинцев. Ю.Трифонов.

Классические и современные произведения отечественной фантастики. А.Беляев. И.Ефремов. К.Булычев.

“Возвращенные” писатели. Литература русского зарубежья. И.Бродский. Э.Лимонов. В.Максимов. Н.Коржавин.

Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев А.Солженицына.

IV. CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература


I семестр.


  1. Лебедева О.Б. История русской литературы 18 века. – М.: Высш. шк., 2000. – 30 экз.

  2. Сперанский М.Н. История древнерусской литературы. – 4- изд. – СПб: ЛАНЬ, 2002. – 20 экз.

II семестр

  1. Буслакова Т.П. Русская литература 19 века. – М.,2001 (библиотека ГПА). – 64 экз.

  2. Буслакова Т.П. Русская литература 20 века. – М.,2001 (библиотека ГПА). – 64 экз.

Дополнительная литература:

  1. Альфонсов В.Н., Васильев В.Е., Кобринский А.А., Тимина С.И. Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. – СПб.,2002.

  2. Аношкина В.Н., Громова Л.Д. История русской литературы 19 века. Ч.1.- М.,2001.

  3. Аношкина В.Н., Громова Л.Д. История русской литературы 19 века. Ч.2.- М.,2001.

  4. Берковский Н.Я. Статьи о литературе. – М.,1985.

  5. Гинзбург Л.Я. О лирике. /Любое изд./.

  6. История русской литературы: В 4-х т.т. – Л.,1981.

  7. История русской поэзии: В 2-х т.т. – Л.,1968-1969.

  8. История русского романа: В 2-х т.т. – М.-Л.,1962-1964.

  9. Лебедева О.Б. История русской литературы 18 века. – М.,2000 (библиотека ГПА).

  10. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М.,1999.

  11. Минералов Ю.И. История русской литературы:90-е г.г. ХХ века.– М.,2002.

  12. Соколов А.З. История русской литературы к. 19 – нач. 20 в.в. – М.,1999 (библиотека ГПА).

  13. История русской литературы: В четырех томах. Л., 1983.

  14. История русской литературы Х - ХVII веков / Под ред. Д.С.Лихачева. - М., 1980

  15. Хрестоматия по древнерусской литературе / Сост. М.Е.Федорова, Т.А.Сумникова. - М., 1974.

  16. Лихачева В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л., 1971.

  17. Ревякин А.И. История русской литературы ХIХ века: Первая половина. - М., 1981

  18. Поэтические течения в русской литературе конца ХIХ - начала ХХ века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А.Г.Соколов. - М., 1998.


Словари, хрестоматии

  1. Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940). Т.3. – М.,2002.

  2. Русова М.И. От аллегории до ямба: Терминологический словарь-тезаурус по литературе. – М.,2004.

  3. Русская литература 19 века. Хрестоматия. – М.,2000.


Литературоведческие работы общего характера

  1. История русской литературы: В четырех томах. Л., 1983.

  2. История русской литературы Х - ХVII веков / Под ред. Д.С.Лихачева. - М., 1980

  3. Хрестоматия по древнерусской литературе / Сост. М.Е.Федорова, Т.А.Сумникова. - М., 1974.

  4. Лихачева В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л., 1971.

  5. Ревякин А.И. История русской литературы ХIХ века: Первая половина. - М., 1981

  6. Поэтические течения в русской литературе конца ХIХ - начала ХХ века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А.Г.Соколов. - М., 1998.


II. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Планы семинарских занятий по «Истории русской литературы»
I семестр:
Тема 1. «Слово о полку Игореве” как литературный памятник.

  1. Время создания и историческая основа произведения.

  2. Персонажи «Слова» и способы их изображения.

  3. Сюжет и композиция.

  4. Проблемы авторства и жанра.

Литература:

  1. «Слово о полку Игореве» в иллюстрациях и документах. Л., 1958.

  2. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978.


Тема 2. Публицистика ХVI века.

1.Основные идейные течения и нравственно-религиозные концепции в общественной мысли XVI века.

2. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

а) Политическая и литературная полемика в посланиях.

б) Особенности публицистического стиля Ивана IV Иосиф Волоцкий: «Просветитель» и послания против нестяжателей.


следующая страница >>