zabika.ru 1 2 ... 6 7


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра профсоюзного движения и

социально-гуманитарных дисциплин

СТРЕЖНЕВА Т.В.

УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО КУРСУ «ЭТИКА»

для студентов заочной формы обучения

Минск 2003
О Г Л А В Л Е Н И Е



  1. Введение………………………………………………………….




  1. Раздел I. Теоретические и методологические

основы преподавания этики……………………………………….


  1. Раздел II. Содержание курса «Этика»………………………….




  1. Список литературы………………………………………………….




  1. Раздел III. Самостоятельная работа студентов……………….




  1. Словарь основных понятий

и терминов по курсу «Этика» …………………………………….


  1. Приложения………………………………………………………….


ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие по курсу "Этика" представляет собой возможный вариант систематизации теоретических и методологических аспектов преподавания данной дисциплины с целью активизации самостоятельной работы студентов в процессе усвоения изучаемого курса и повы­шения их творческой позиции при рассмотрении актуальных нравственных проблем.

Преподавание этики, дисциплины, дающей возможность не только приобрести определённый объём знаний в области морали, но и сформировать потребность перевода полученной этической информации в личностные смыслы, является важным элементом в структуре высшего образования. Приобретение этического знания способствует повышению уровня нравственной культуры студентов, который впоследствии в сочетании с их личным жизненным опытом поможет им в становлении свободной, нравственно автономной личности, в выработке самостоятельной нравственной позиции, очень важной не только в человеческом, но и в профессиональном плане.


В структуру учебно-методического пособия входят три раздела. В первом разделе определены концептуальные основы преподавания курса "Этика", цели и задачи дисциплины, примерный тематический план. Второй раздел представляет собой содержательную часть курса, составленную в соответствии с тематическим планом и с учётом профессиональных особенностей студенческой аудитории (юридической и экономической специаль­ностей). Содержательная часть дополнена схематическими материалами (см. приложение), позволяющими дисциплинировать внимание студентов и лучше воспринимать проблемный этический материал. Третий раздел "Самостоятельная работа студентов" включает в себя тематику семинарских занятий, научно-иссле­довательских работ, вопросы к зачёту (экзамену), список литературы, словарь основных понятий и терминов, приложения в виде схем.

Автор недеется, что данная работа окажется полезной не только студентам, но и преподавателям.

Р А З Д Е Л I. Теоретические и методологические основы преподавания этики

Концептуальные основы преподавания курса


Этика представляет собой дисциплину, являющуюся одним из важнейших разделов философского знания, главным объектом исследования которого выступает феномен морали и человек как моральное существо.

Одной из специфических особенностей преподавания этического знания является единство информационного и ценностно-ориентирующего (воспитательного) аспектов, что предполагает в качестве главной задачи в процессе преподавания дисциплины такое преподнесение материала, которое создаёт благоприятные условия для творческого восприятия его студентами и формирования у них потребности перевода этической информации в область личностно значимого. В связи с этим, представляется целесообразным выделение нескольких аспектов этики (граней этического знания), через описание которых можно составить целостное представление о нём и сформировать у студентов основу для его оформления в процессе их личностного и профессионального становления. В качестве таких аспектов выделяются следующие: генетический (позволяет ознакомиться с процессом возникновения и исторического развития морали); историко-этический (предполагает изучение истории развития этической мысли с уделением особого внимания анализу ранних этапов развития этики); структурно-функциональный (исследует сущность морали и присущие ей специфические особенности); теоретико-категориальный (знакомит студентов с важнейшими понятиями, составляющими основу категориального аппарата этики); прикладной (уделяет основное внимание этической информации, связанной с реалиями современной жизни и являющейся предметом острых дискуссий: проблема эвтаназии, смертной казни и т.д.).

Подобный вариант преподнесения этического знания в тесной взаимосвязи с философией, культурологией, психологией и др. является наиболее целесообразным для изучения данной дисциплины и помогает ей в реализации её основных функций.


следующая страница >>