zabika.ru 1

Чикида О. А., Комиссаров К. С.


ИССЛЕДОВАНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ЛЕТАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ТРАВМЫ

Научный руководитель ассист. Самойлович М. В.

Кафедра судебной медицины

Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск
Актуальность. В Республике Беларусь год от года наблюдается увеличение количество транспортной травмы, сопровождающейся высоким процентом смертельно травмированных пострадавших

Цель: выявить факторы транспортной травмы, обладающие достоверной связью с местом наступления летального исхода.

Материал и методы. Изучены 76 «Заключений эксперта», произведенных с 2008 по 2013 гг. в Столбцовском районном отделе Государственного комитета судебных экспертиз РБ в отношении трупов лиц, погибших в результате транспортной травмы. Проведена статистическая обработка.

Результаты. Наиболее часто встречалась транспортная травма с участием легковых автомобилей – 57,8%. В 14 случаях (18,9%) – железнодорожная травма, в 18 случаях (23,7%) – другие виды дорожной травмы. Наибольшее количество транспортной травмы с летальным исходом произошло в промежуток времени от 18 до 19 часов – 7,4%. Большинство транспортной травмы с летальным исходом были зарегистрированы в сентябре - 17,1% (13 случаев). В большинстве случаев (31,6%) пострадавший относился к позднему взрослому возрасту (46 – 60 лет). Среди участников дорожного движения, наибольший процент летальности у пешеходов – 52,7% (40 случаев). Смерть водителя автомобиля произошла в 15 случаях (19,7%), пассажира – в 11 случаях (14,5%), других участников движения – в 10 случаях (13,1%). Самым распространенным видом травмы является столкновение автомобиля с человеком (наезд) –36,48%. Наиболее частый механизм травмы внутри автомобиля – съезд в кювет и его опрокидывание – 48,2% от всех случаев травмы внутри машины (14 случаев из 29). В 82% случаев пострадавший – мужчина. В 22 случаях (28,9%) отмечался уровень алкоголя характерный для алкогольного отравления, в 19 случаях (25%) – для сильной степени опьянения, в 5 случаях (6,6%) – для средней, в 3 случаях (3,9%) – для лёгкой. В 17,6% случаев смертельный исход наступил в лечебном учреждении. Смерть наступила в 4 случаях (28,6%) на первые сутки, в 5 (35,8%) случаях на 2-4 сутки, в 2 случаях (14,3%) – на третьей неделе пребывания в лечебном учреждении. По 1 (7,15%) случаю смерти на 5 – 7 сутки, первую неделю и четвёртую неделю пребывания в стационаре. При сравнении групп погибших на месте происшествия и в лечебном учреждении при помощи критерия Манна-Уитни, достоверно установлено различие по механизму транспортной травмы (p=0,0424), месяцу(p=0,0424), уровню алкоголя в крови (p=0,0081).

Заключение. Статистически выявлена связь между местом наступления летального исхода и некоторыми факторами транспортной травмы, такими как механизм её получения, времени года, уровню алкоголя в крови.