zabika.ru 1

ГУО «Гневчицкий УПК детский сад-средняя школа»


Сочинение

Христианское представление об истине

Выполнил: ученик 10 класса

Гулевич Павел

Что знаем мы, современная молодёжь, о нравственной сути христианства? «Не убий», «не укради», в лучшем случае ещё и о том, что нужно делиться с неимущими («просящему у тебя дай»…). Основополагающие, конечно, заповеди. Но в христианском учении сказано много больше.

Всё оно пронизано идеей добра и любви к людям, ко всем людям – друзьям и врагам, идеей отказа от мести, от ответа злом на зло, идеей понимания и прощения. «Возлюби ближнего как самого себя». «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея, гл. 7). «…Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой… и пойди, прежде помирись с братом твоим, и тогда пойди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим…» «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас»…, «благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас»… «Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же делают и мытари?» А на вопрос Петра: «Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» - Иисус ответил: «До седмижды семидесяти раз» (Евангелие от Матфея, гл.18).

Нужно было быть поистине великим человеком, чтобы иметь мужество среди людей, воспитанных на правиле «око за око, зуб за зуб», провозгласить: «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» Сказать это, не боясь быть непонятым и осмеянным! И какой сильный и смелый образ! А сколько мудрости и поэзии в словах Иисуса о том, что Господь « повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»! И разве не пришла позже наука (психология, педагогика) к выводу о недопустимости ответа злом на зло, о том, что погасить ожесточение, сделать человека лучше можно только добром, только умея видеть хорошее в любом человеке? Ведь в каждом это хорошее есть. С какой убедительностью показали это Толстой, Достоевский, Чехов!


Есть в христианском учении и другая великая идея – идея бескорыстия, мысль о том, что нельзя жить преимущественно интересами материальными и главное – стремление к ценностям духовным. « Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе»… «Не можете служить Богу и маммоне» «…Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?» «Ищите же прежде Царства Божия и правды его»…(Евангелие от Матфея, гл.6).

Собственно, мысль эту высказывали задолго до Христа Сократ и древние философы Востока. Иисус выразил её, пожалуй, в наиболее бескомпромиссной форме: вспомним хотя бы слова о лилии и птицах небесных. В этих поэтических образах Христос указал нам путь к совершенству.

Мы сейчас бедны. Нам нужно сделать наше общество обеспеченным, поднять экономику, а значит, так организовать хозяйство, чтобы материальные стимулы работали максимально. И никакого противоречия с христианской заповедью тут нет. Забота о хлебе для себя – это забота материальная, а о хлебе для других – духовная. Человеку приходится заботиться о хлебе для себя. Но если эта забота становится преобладающей, если человек уходит только в материальные блага, он неизбежно теряет что-то неизмеримо более важное…

Круговерть погони за материальными благами – и вот уже люди не находят времени и сил даже на общение с собственным ребёнком, на то, чтобы вникнуть в его проблемы, поговорить по душам, почитать ему книжку, рассказать сказку, сходить куда-нибудь вместе. А потом родители с горестным удивлением обнаруживают, что дети выросли чужими.

Неумение и нежелание жить скромно, по средствам – и вот молодому человеку или девушке кажется, что на свою зарплату они не могут жить честно.

А души людей вполне солидных точат зависть и недоброжелательство к тем, кто обеспеченнее, богаче. Именно тогда и приходит зависть, когда человек считает богатство главным мерилом благополучия, счастья, не видит и не ценит других благ и даров жизни. Такая психология делает человека несчастным и озлоблённым, а общество – расколотым на враждующие группы.


От этого предостерегают нас заповеди Христа. Я коснулся здесь только двух заповедей. В христианском учении ещё много мудрого. И чем больше в него вдумываешься, тем больше понимаешь это.

Приходится слышать иногда, что христианство проповедует пассивность. Но это совсем не так. «…Ищите, и найдёте, стучите, и отворят вам, ибо… ищущий находит, а стучащему отворят». Где же здесь пассивность? Не к пассивности призывает учение, а к умению спокойно, без паники и отчаяния переносить неизбежные в жизни неприятности и беды, не опускать руки и искать выход из любой, казалось бы, неизбежной ситуации.

В христианском учении о смирении заложен великий смысл. Это смирение подразумевает умение сносить удары судьбы терпеливо, не позволяя чёрной пелене заслонить то хорошее, доброе, что всегда есть в жизни. Стараясь извлечь из испытания горькие уроки, понять долю своей вины, чтобы стать лучше. Иначе человек обречён на озлобление, ожесточение и напрасную растрату сил в бесплодных сетованиях на судьбу. Покаяние и раскаяние помогают человеку изменить себя и свою жизнь. При таком подходе человек стремится избавиться от дурного и недостойного в себе. Изменив что-то в себе, мы можем поправить, наладить отношения с другими людьми, чего-то добиться.

Поэтому я думаю, что христианское учение – не только наше прошлое. Это – вечные истины, выстраданные человечеством.