zabika.ru 1

Шорох домашних кулис (пособие для режиссеров-дилетантов)


Ах, как жаль, что канула в прошлое мода на домашние спектакли, некогда столь популярные в неспешном девятнадцатом веке! В те времена, когда не было ни телевизора, ни интернета, кинематограф только-только делал первые шаги, даже граммофон был еще диковинкой, приходилось самим творить искусство. Позже страну захлестнул вихрь войн и революций, а там подоспел и информационный бум, так и остались домашние театры незаслуженно забытыми в милом, но, увы, невозвратном прошлом.

Ну, а почему бы нам не попытаться возродить у себя в доме старинную традицию? Ведь домашние спектакли объединяют детей и взрослых, приобщают малышей к радости совместного творчества, помогают им узнать своих родителей с новой, неизвестной стороны. Оказывается, папа умеет не только с утра до вечера пропадать на таинственной работе, но и превращаться в крокодила Гену! А мама не только отлично печет пирожки, но еще и мастерит прекрасных театральных кукол и даже может исполнить арию Мухи-Цокотухи.

А теперь задумаемся: в чем заключается тайна магического обаяния кулис? Почему человек, однажды заболев театром, бывает не в состоянии заняться чем-то другим? Что заставляет многие тысячи абитуриентов ежегодно штурмовать театральные институты? Деньги? Слава? Быть может, и это. Но есть ведь и другие прибыльные и почетные занятия… Думается, одна из главных причин – возможность преобразования мира, создание собственной, лишь одному тебе подвластной реальности – пусть лишь на крохотном пятачке сцены, пусть лишь на час!..

Но то, что притягательно для взрослых, ребенку просто жизненно необходимо. Игра «в театр» дает малышу возможность смоделировать свой собственный мир, проиграть и «примерить" на себя различные роли и ситуации, даже справиться со многими комплексами и психологическими проблемами.


Итак, какой же спектакль будем ставить? Можно, конечно, замахнуться и на масштабную драматическую постановку, но в городской квартиревсе-таки маловато для этого места. А вот для симпатичного кукольного балаганчика – в самый раз. Кукольный театр имеет и массу других преимуществ.

Во-первых, он прост в изготовлении. Для театральных кукол сгодятся любые подручные материалы.

Во-вторых, работа с театральной куклой прекрасно развивает мелкую моторику. Кукольный спектакль технически гораздо сложнее драматического, детям требуется больше внимания, им довольно трудно бывает скоординировать свою речь с движениями куклы, а значит, нужно учиться взаимодействию, развивать координацию движений.

В третьих, все роли могут быть распределены между двумя-тремя детьми (в принципе, это может быть и «театр одного актера»).

Кукольный театр – это театр практически неограниченных возможностей. Ну как, скажите, живому актеру удалось бы полетать по домашней сцене, как смогла бы злая колдунья на глазах у зрителей в мгновение ока превратиться в уродливую ворону? В кукольном театре возможно все, была бы фантазия и смекалка.

Кукольный театр очень полезен застенчивым детям, которым мучительно стыдно выступать перед публикой. В кукольном же театре, спрятавшись за ширму, малыш чувствует себя более защищенным: ведь это уже вроде бы и не он выступает, а куклы.

Второе «я»

Наиболее популярны куклы-перчатки. Они должны быть у каждого малыша. Их можно сшить, например, из старых перчаток или колготок, а можно и купить готовых. (Посмотреть куклы-перчатки и заказать их с доставкой на дом можно здесь). Почему именно они? Кукла-перчатка, надетая на руку, как бы становится продолжением этой руки малыша и воспринимается им во время представления как воплощение его личности. Но, с другой стороны, это и нечто самостоятельное, независимое от него, своеобразное второе «я». Поэтому от лица куклы ребенок может рассказать о своих страхах, продемонстрировать запрещенные модели поведения, выплеснуть агрессию. Так, тихий, скромный мальчик, надев на руку куклу, превращается в злобного серого волка или Кощея Бессмертного или, наоборот, в бесшабашного озорного клоуна.


Поэтому помимо самодельных, стоит запастись и готовыми театральными куклами: у каждой из них обычно четко обозначен характер, эмоциональное состояние, это своего рода маска, в то время как самодельные куклы обычно менее характерны. Несколько разнохарактерных кукол-перчаток помогут малышу примерить на себя самые разные эмоциональные состояния, ответить на вопрос, каково это – быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным…

Игра в театр поможет вам узнать о сокровенных переживаниях малыша, которые он подчас не понимает и сам и с которыми не в силах справиться. Если вам, к примеру, кажется, что малышу не слишком уютно в детском саду, но вы не понимаете почему, предложите разыграть в куклах историю о том, как обезьянка (или мышка) пошла в детский сад. Пусть он выступит и в роли новенькой, и в роли воспитательницы, и в роли местной ябеды, жадины, забияки. Разыграйте сценки, как обезьянка в садике обедала, гуляла, ложилась спать. Поверьте, вы узнаете о жизни своего крохи гораздо больше, чем из беседы с ним самим или с воспитательницей.

Лицедеи за работой


Но психология психологией, а все же и о чистом искусстве забывать не будем. Ведь все дети обожают лицедействовать и с радостью примут участие в настоящем кукольном представлении. Нопомимо привычных кукол-перчаток существует масса других интересных способов устроить кукольное представление: можно сделать пальчиковых кукол и вальдорфских для спектакля на столе, вырезать силуэтных картонных куколок и устроить спектакль в коробке, смастерить меленьких актеров из соломы, шерсти, пустых бумажных пакетов и пластиковых бутылочек.

Пальчики-артисты

Если вашему малышу всего два-три года, «актерами» вашей труппы станут…его собственные пальчики. Сшейте крохотных куколок из пальцев старой перчатки (если в представлении будет занято сразу много «актеров», можно использовать всю перчатку целиком, не разрезая ее), вышить им глазки, ушки и носики или сделать аппликации из бисера и пуговок. Замечательные куколки выходят и из бумаги: нарисуйте и вырежьте героев вашего спектакля и прикрепите их к картонным колечкам так, чтобы они хорошо держались на ручке малыша. Ну, а теперь можно играть в пальчиковые игры, разыгрывать простенькие стишки и сказки («Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», стихотворения Даниила Хармса, Саши Черного, Ирины Токмаковой, Юнны Мориц, английские стишки в переводах Маршака и Чуковского).


Если малыш еще не умеет говорить или ему пока что трудно запомнить текст, вы будете «озвучивать» спектакль, а он – иллюстрировать ваш рассказ. Пальчиковые игры-потешки и сценарии спектаклей для пальчикового театра можно найти в специальных сборниках или придумать самим.

Со временем кукол будет становиться все больше и выглядеть они будут все красивее и интереснее, сюжеты станут усложняться, а малыш будет принимать все более деятельное участие в изготовлении «реквизита» и разработке «сценария». Маленьких «актеров» всегда можно будет прихватить с собой в поезд или поликлинику. Но они не просто помогут скоротать время: крохотные куколки разовьют пальчики малыша, активизируют его речь.  А кроме того…помогут приобрести друзей. Не у всех же есть такое богатство, вот и потянутся к вашему «бродячему театру» другие детишки, знакомые и незнакомые, сначала станут зрителями, потом попросятся и в актеры. А что же это за театральный коллектив без верных друзей-единомышленников!

Наш балаганчик


Забавен и прост в исполнении кукольный театр в коробке. Большую, плотную картонную коробку из-под обуви, а лучше – из-под бытовой техники оклеиваем снаружи и изнутри подходящей бумагой или тканью, рисуем задник и декорации, сооружаем занавес и кулисы. В стенках делаем несколько длинных параллельных прорезей. Теперь вырезаем из тонкого картона кукол и приклеиваем к ним длинные плотные полоски. Просунув эти полоски в прорези, мы сможем водить кукол, заставляя героев двигаться, подпрыгивать, нырять, летать и внезапно исчезать со сцены. Для создания интересных «спецэффектов» можно воспользоваться карманными фонариками с разноцветными фильтрами ( их можно просто вырезать из разноцветной пленки).

В таком балаганчике замечательно будут смотреться веселые, динамичные представления. Можно, например, устроить спектакль по стихотворениям Даниила Хармса («Несчастная кошка», «Иван Торопыжкин» «Иван Иваныч самовар» и т.д.), разыграть веселые сказки Биссета или Сутеева, русские народные сказки («Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Лиса и журавль»). Даже очень маленький ребенок сможет принять самое деятельное участие в подготовке спектакля. Ведь для изготовления плоских картонных кукол и декораций подойдут любые детские рисунки, главное, чтобы они были достаточно крупными и яркими. А для развития координации движений крохе будет очень полезно научиться управлять несколькими куколками одновременно.

Театр на столе


Несложно устроить и кукольный театр на столе. Из картона, очень плотной ткани, кожи или фетра сверните конус: это будет тело куклы. Кусочек ваты, синтепона или непряденной шерсти (не пора ли вычесать кота и пса?) оберните трикотажем и вставьте в прорезь конуса – вот и головка. Зверей можно соорудить все из той же шерсти, намотанной на проволоку, собрать из картонных конусов и цилиндров (их подробные описания можно найти в книгах типа «Волшебная бумага» и т.д.), а можно просто слепить из пластилина или нарисовать и вырезать. Теперь с помощью разноцветных ниток, кусочков ткани и меха соорудим куклам парики и наряды, стол накроем красивым платком, а декорации можно сделать совсем простые: пара небольших коряг – это лес, красиво задрапированная коробка из-под обуви – сказочный замок или вертеп, в котором родился Христос. Не бойтесь эклектики. Разнофактурность и сочетание, казалось бы, несочетаемых материалов лишь придадут вашему спектаклю особое очарование. Несмотря на кажущуюся простоту, спектакль «настольного» театра может быть удивительно красивым, особенно если вы не пожалеете для декораций фольги и блесток, а «сцену» осветите при помощи живого огонька свечи (соблюдая, конечно, правила пожарной безопасности и ни на секунду не оставляя малышей наедине с зажженным огнем и спичками). Если кто-то из детей умеет играть на флейте, скрипке, фортепьяно  или гитаре, он может позаботиться о музыкальном сопровождении. Даже явное несовершенство исполнения не сможет затмить того тепла и уюта, который придаст спектаклю живая музыка, а малыш будет горд и счастлив: ведь это благодаря его игре получилось так красиво! Разыграйте в своем театре рождественскую мистерию, поставьте красивую волшебную сказку: «Спящую красавицу», «Дюймовочку», «Щелкунчика».

Праздничная импровизация


Если вы ожидаете нашествие гостей на детский праздник, неплохо заранее приготовить все для импровизированного кукольного спектакля.

Выберите сказку, которую знают все дети. Все ту же «Репку», «Колобка», «Теремок» – для самых маленьких, «Сказку о глупом мышонке», «Муху-Цокотуху» - для детей постарше… Главное, чтобы количество гостей не превышало число действующих лиц. Кукол можно заранее приготовить вместе с малышом, а можно запастись заготовками, например, пустыми молочными пакетами и пластиковыми бутылками, клеем, ножницами, шаблонами для глазок, носиков, ушек и ручек и предложить гостям самим соорудить «актеров» и реквизит для спектакля. Не стоит заранее писать подробный сценарий, продумайте лишь общую идею спектакля и  предоставьте детям возможность импровизировать прямо на сцене, а кто-нибудь из взрослых пусть возьмет на себя обязанности суфлера, чтобы не было накладок. Не стоит проводить больше одной репетиции, а то у «актеров» пропадет весь запал.


Чем смелее и абсурднее будет режиссерский замысел, тем с большим азартом откликнутся на ваше предложение дети. Ну разве не здорово поставить мюзикл «Муха-Цокотуха», рок-оперу «Мойдодыр», мелодраму «Сказка о глупом мышонке» или авантюрный вестерн «Колобок»!

Соломенный бычок, смоляной бочок


Если малышу нравится делать поделки из природных материалов, можно сделать кукол из сухой травы или соломы. Во время прогулки соберите ее побольше а. Заготовьте длинные палки (около 50 см.) по числу кукол. Запаситесь разнообразным природным материалом, обрезками материи и картона, клеем ПВА.

  1. Возьмите пучок сена и сверните его пополам. Перевяжите веревкой так, чтобы получилась головка.

  2. Возьмите пучок сена поменьше, сверните его жгутом и перевяжите с двух сторон. Это будут ручки. Вставьте их под головкой и зафиксируйте веревкой.

  3. Кукле-девочке, если она будет в платье, ноги не нужны.

  4. Если вы делаете куклу-мальчика, разделите пучок сена надвое и завяжите веревку на каждой ноге.

  5. Из непряденной шерсти, травы, ниток сделайте кукле волосы и приклейте клеем ПВА.

  6. Сделайте из природного материала глаза, рот, нос и приклейте их. Можно просто нарисовать лицо красками. Иногда таких кукол, согласно фольклорной традиции, вообще оставляют без лица.

  7. Зверям вырежьте из цветной бумаги и приклейте ушки и носики. При желании их можно сделать и из шишек, коры и т.д.

  8. Оденьте куклу. Для простоты можно не шить костюмы, а просто задрапировать кукол лоскутами и закрепить костюмы клеем.

Чуть сложнее сделать зверушку на четырех ногах.

  1. Сделайте из сена длинный жгут и сложите его пополам.

  2. Перевяжите головку.
  3. Возьмите два маленьких жгута, также закрепите их, навесьте петлей на большой, перекрестите под животом и  перевяжите веревками крест-накрест. Спереди оставьте достаточно места, чтобы хватило на мордочку.


  4. Приклейте уши и нос, сделайте хвост из шерсти или травы.

Если вы будете показывать спектакль из-за ширмы, к каждой кукле сзади нужно привязать длинную палку. Если вы планируете играть просто на столе, трости не потребуются. Ширму можно сделать из старой занавески, укрепленной прищепками на бельевой веревке. Если у малыша есть мольберт, используйте в качестве ширмы его. Можно спрятаться и на нижнем ярусе двухэтажной кровати. Не делайте слишком сложных декораций. Достаточно наметить пространство при помощи нескольких драпировок или необычных коряг.

Учитывая специфику материала, для такого спектакля идеально подойдут русские  народные сказки типа "Колобка", "Репки", "Заюшкиной избушки". Можно сделать спектакль по народным песенкам - потешкам, их хорошо знают и любят все дети.

И напоследок еще один совет. Каких бы кукол вы ни сделали, какую бы пьесу ни выбрали, помните о главном: для детей игра в театр – это прежде всего игра, главное в которой – спонтанность и возможность самостоятельного творчества. Поэтому не стоит слишком зацикливаться на качестве исполнения, требовать актерского мастерства, знания текста, добиваться безупречного исполнения сложных музыкальных или танцевальных номеров. Если дети помнят текст наизусть – хорошо, нет – пусть кто-то из взрослых поработает суфлером. Главное, чтобы дети уловили общую идею представления и запомнили, кто за кем выступает. Итак, прозвенел последний звонок. Почтенная публика занимает места в партере, поднимается занавес, гаснет свет… Представление начинается!

Автор статьи:

Ася Штейн

По материалам сайта www.rebenok.ru