zabika.ru 1

УДК 336.13.012.23(477) Науменкова С.В. (Киев, Киевский национальный университет


имени Тараса Шевченко)
ЭФФЕКТИВНАЯ СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
Трансформация финансовой системы обусловливает усложнение структуры финансового сектора, повышение его роли и усиления влияния на экономические процессы в условиях стремительного развития финансовых рынков, финансовых институтов, внедрения нових финансовых инструментов, что определяет спектр осуществляемых операций и скорость перемещения капитала. В таких условиях структура финансового сектора должна характеризоваться стойкостью к воздействию негативних факторов и обеспечивать выполнение финансовым сектором возложенных на него функций. Это проявляется в эффективном перераспределении финансовых ресурсов во времени и пространстве, оценке и управлении финансовыми рисками, сглаживании последствий финансовых потрясений.

Структура финансового сектора отличается наличием устойчивых связей между его элементами, обеспечивающими единство, целостность и надлежащие выполнение основних функций. Анализ подходов представителей теорий финансового посредничества (theory of financial intermediation), делегированного мониторинга (delegated monitoring theory) и информационной ассиметрии (athimetric informftion theory), позволяет осуществить розмежевание понятий оптимальная, равновесная и эффективная структура. Основные критерии структуризации финансового сектора – институциональные, организационно-экономические, народнохозяйственные.

Существующие подходы к раскрытию сущности эффективной структуры финансового сектора предполагают трактовку данного понятия в контексте:


  • институционального окружения через определение оптимального количества финансовых учреждений, а также количественных показателей их деятельности;

  • экономической эффективности финансовых учреждений как субъектов хозяйствования;
  • эффективности выполнения финансовым сектором основных функций, что находит свое проявление в обеспечении эффективности функционирования экономической системы в целом [1, cc.215-217].


На наш взгляд, эффективная структура финансового сектора не только отвечает определенным количественным параметрам развития финансово-кредитных учреждений, но и определяет эффективность функционирования

финансовой системы и экономики в целом. Исходя из данного утверждения можно считать, что эффективной является такая структура финансового сектора, которая обеспечивает необходимый уровень устойчивости, доходности и управляемости финансовым сектором и его составляющими в контексте требований обеспечения стабильности финансовой системы в целом [1, c.221].

Следует отметить, что проблема формирования эффективной структуры финансового сектора в контексте обеспечения финансовой стабильности впервые обсуждалась на саммите стран Большой семерки в Неаполе в 1994 г., когла впервые после серии финансових потрясений и кризисов был поставлен вопрос о соответствии существующей финансовой структуры, сформированной после второй мировой войны, потребностям современной мировой экономики. Дебаты по данному вопросу усилились после мексиканского финансового кризиса 1994 – 1995 гг. и финансового кризиса в Азии.

Актуальность данной проблемы усиливается в контексте преодоления последствий мирового экономического кризиса. Формирование эффективной структуры финансового сектора на основе повышения его устойчивости основывается на разработке системы превентивных мер, направленных на обеспечение финансовой стабильности, повышение информированности правительственных органов о состоянии финансовых рынков, прозрачности функционирования финансовых учреждений, обеспечении эффективной интеграции в мировую финансовую систему.

Формирование эффективной структуры финансового сектора, на наш взгляд, передполагает последовательную реализацию системы мер по таким основным направлениям, а именно:
  • определение основних индикаторов финансовой стабильности с учетом особенностей функционирования финансовой системы той или иной страны;


  • разработка и внедрение механизма оценки рисков в процессе взаимодействия основных составляющих финансовой системы;

  • обеспечение соответствия национальной системы пруденциального надзора требованиям международных финансовых организаций;

  • уточнение организационных подходов, определение функций и полномочий соответствующих регуляторов в поцессе мониторинга финансового сектора;

  • разработка оперативной системы сбора информации, а также подготовка отчетов о состоянии устойчивости финансовой системы.

Преодоление последствий мирового экономического кризиса непосредственно связано с формированием эффективной структуры финансового сектора на национальном уровне, обеспечивающей необходимую устойчивость и управляемость финансовой системы, а также совершенствованием мировой финансовой архитектуры в целом, в том числе через создание новых наднациональных мегарегуляторов (Совета по финансовой стабильности, который заменит существующий Форум финансовой стабильности (FSF) Европейского совета по системным рискам и др.)

Существенно усиливается роль международных организаций: МВФ (IMF), Мирового банка (WB), Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO), Банка международных расчетов (BIS), Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), Группы ассоциаций профессиональных участников финансовых рынков (LIBA,SIFMA, ICMA, ISDA, FOA, IIAC) в процессе разработки и принятия совместных решений.

В настоящее время структурную перестройку финансового сектора связывают с возможной реализацией двух альтернативных вариантов:

  • инерционного, предусматривающего формирование двухконтурной модели финансирования экономики, базирующейся на импорте отсутствующих в национальном финансовом секторе услуг и институтов, включая систему управления инвестиционными рисками;
  • альтернативного, направленного на достройку элементов национального финансового сектора, с целью эффективной трансформации сбережений в инвестиции с опорой на собственную систему управления инвестиционными рисками [2].


На наш взгляд, реализация второго варианта структурной перестройки финансового сектора с опорой на собственную систему управления инвестиционными рисками, будет способствовать эффективной трансформации национальных сбережений в инвестиции и обеспечению межотраслевого перемещения капиталов, исходя из стратегического развития национальной экономики. Решение этих заданий невозможно без изменения роли государственного регулирования. В развитых странах государство, а именно монетарная власть, является основным участником системы управления инвестиционными рисками. При этом она выполняет функции:

  • кредитора последней инстанции, который гарантирует стойкость банковской системы и финансовых рынков;

  • субъекта превентивного антикризисного вмешательства в деятельность финансовых структур;

  • главного игрока на рынках капитальных активов, способного влиять на ценовые тренды и устранять из рынков некачественные активы;

  • источника формирования долгосрочных ориентиров для развития рынков.

В документах, которые определяют стратегию развития финансового сектора Украины, на наш взгляд, эти вопросы не нашли соответствующего отображения [3]. Как и в других странах СНГ, основное внимание уделяется эволюционной трансформации финансового сектора под воздействием изменений нормативно-правового поля. В посткризисный период возрастает актуальность формирования интегрированной стратегии, которая охватывает развитие основных составляющих финансовой системы - банковского и страхового секторов, финансового рынка, построенной на принципах «государственного активизма» в финансовой сфере.

Как свидетельствует опыт украинской экономики, к основным институционным барьерам на пути структурной перестройки финансового сектора относятся следующие:
  • отсутствие прозрачности бизнеса и слабый контроль со стороны государства относительно обеспечения надлежащих стандартов транспарентности;


  • высокий уровень интегрированности банков в соответствующие группы бизнеса, что снижает возможность осуществления эффективного контроля за уровнем рисков;

  • трудности с регламентацией рисков на государственном уровне, что, в частности, проявляется в недостаточном развитии системы национальных кредитных рейтингов как основы механизма управления рыночной репутацией компаний и их доступа к финансированию;

  • низкая ликвидность рынка капитальных активов, что существенно снижает сферу эффективного вложения капитала, сдерживая процесс трансформации сбережений в инвестиции; отсутствие специализированной системы расчетов по операциям с капитальными активами;

  • устранение государства от выполнения функции участника и финансового координатора структурных реформ; отсутствие системы предоставления банкам субординованих государственных кредитов для реализации структурных программ [5].

На наш взгляд, основной составляющей механизма формирования эффективной структуры финансового сектора Украины должна быть четкая ориентация на реализацию государственной политики в финансово-кредитной сфере с целью обеспечения устойчивого и динамического развития финансовой системы, использования необходимой совокупности методов и инструментов, сочетание которых должно быть взвешенным и научно обоснованным, а их взаимодействие - простым и понятным всем участникам рынка, и эффективной как с точки зрения интересов финансовых учреждений, так и с точки зрения субъектов реального сектора экономики.

Разработка, внедрение и реализация действенного механизма формирования эффективной структуры финансового сектора должны осуществляться в соответствии с заданиями финансовой политики государства и правовых норм, на которых базируется и благодаря которым функционирует финансовая система Украины с учетом конкретных экономических условий и заданий социально-экономического развития страны. Соблюдение требований законодательства, установленных норм и четкое использование соответствующих каждой конкретной ситуации методов и инструментов характеризуется как рыночная дисциплина, что в конечном счете формирует и обеспечивает действенность и эффективность функционирования и использования государственных механизмов управления финансовым сектором со стороны основных регуляторов.


Неотъемлемой составляющей механизма формирования эффективной структуры финансового сектора является:


  • совокупность экономических и финансовых инструментов, которые используются для внедрения и реализации необходимого взаимодействия экономических и финансовых рычагов, к которым в практической деятельности относят определенные индикативные показатели, нормативы;

  • совокупность мероприятий, которые являются ключевыми параметрами конкретного механизма и обеспечивают реализацию соответствующих методов формирования и управления функционированием отдельных составляющих или системы в целом.

При этом следует отметить, что использование экономических инструментов или определенных их групп будет существенно отличаться в зависимости от характера и уровня развития финансовой системы, стадии экономического цикла, направленности социально-экономической политики правительства, а также от применения того или другого метода.

Использование совокупности институциональных методов управления развитием финансового сектора и формированиям его структуры предусматривает возможность функционирования разных видов и организационно-правовых форм предприятий и учреждений, определенных законов, законодательно внедренных норм и правил, инструктивных материалов, условий функционирования и взаимодействия предприятий разных форм собственности, обеспечение транспарентности собственности, надлежащего управления и достаточного уровня независимости регуляторов финансового рынка, разработку программ и перспектив развития финансового сектора и его составляющих.

Таким образом, формирование эффективной структуры финансового сектора в посткризисный период направлено на обеспечение:

1) аккумуляции финансовых ресурсов и их концентрацию через создание и продажу финансовых продуктов и инструментов на определенные сроки;

2) перераспределения финансовых ресурсов между отдельными сферами, отраслями и субъектами экономической деятельности на основе спроса и предложения на них, исходя из экономически обоснованных показателей доходности и сроков окупаемости, а также направлений использования (инвестиции, прирост оборотных средств, потребительское кредитование и т.п.);


3) надежного страхования и перестрахования финансовых активов, создания резервных фондов в целях предотвращения финансовых рисков, дефолтов и системных кризисов;

4) оценки активов по достоверной и справедливой стоимости;

5) формирования и использования широкого спектра финансовых инструментов и финансовых услуг, а также обеспечения равного доступа к ним разных субъектов хозяйствования;

6) создания действенной системы государственного регулирования и надзора, корпоративного управления и контроля за инвесторами и заемщиками, а также общественного контроля.

Как свидетельствует практика, главным заданием является аккумуляция и перераспределение ресурсов. По нашему мнению, эффективное перераспределение финансовых ресурсов от кредиторов до заемщиков является наиболее важным, учитывая возможное влияние финансового сектора на экономическое развитие и обязательно должно включать три главных составляющих:

1) эффективную аккумуляцию средств;

2) обеспечение необходимого уровня ликвидности финансовых учреждений, активов и инструментов;

3) оценку и управление рисками.

В научной литературе выделяют два основных канала воздействия финансовой системы на экономический рост: накопление капитала и инновации в отрасли технологий. В первом классе моделей финансовая система влияет на темпы накопления капитала за счет изменения нормы сбережений или за счет перераспределения сбережений между разными капиталообразующими технологиями. В соответствии с моделями второго класса, реализация функций финансовой системы способствует экономическому росту за счет изменения скорости технологических инноваций. [4, C.150].

Позитивной стороной такого подхода, на наш взгляд, является констатация необходимости повышения нормы накопления, признание важности соотношения накоплений и сбережений, а также ориентация экономического развития на технологические инновации и, соответственно, необходимость их финансирования. Однако данные направления влияния на экономический рост не в полной мере отражают роль и значение финансового сектора. Дополнительно можно выделить следующие:


  • обеспечение оптимального для конкретного периода соотношения между инвестициями и сбережениями на основе сбалансирования спроса и предложения на финансовые ресурсы;

  • концентрацию финансовых ресурсов, увеличения объемов и совершенствования структуры кредитов и инвестиций;

  • абсорбцию следствий инфляционных шоков, поглощение и капитализацию избыточных доходов с целью замедления темпов инфляции;

  • повышение эффективности использования и отдачи инвестиций, финансовых активов, а также роста производительности общественного труда;

  • развитие самого финансового сектора, совершенствование его институциональной структуры, создание дополнительных рабочих мест и увеличение доли финансового сектора в структуре валового внутреннего продукта.


Литература:

    1. Науменкова С.В., Мищенко С.В. Развитие финансового сектора Украины в условиях формирования новой финансовой архитектуы: монографія (на укр.яз.) – К.: Университет банковского дела НБУ, Центр научных исследований НБУ, 2009. – 384 с.

    2. Солнцев О. Финансовый сектор. Перспективы развития и политика национальной конкурентоспособности // Банковское дело в Москве. – 2005. – № 12. – Режим доступу: http://www.bdm.ru

    3. Стратегія економічного і соціального розвитку України (2004-2015) “Шляхом Європейської інтеграції” / [А. С. Гальчинський, В. М. Геєць та ін.]. – Нац. Ін.-т. стратег. дослідж., Ін-т екон. Прогнозування НАН України, М-во економіки та з питань європ. інтегр. України. – К. : ІВЦ Держкомстату України, 2004. – 416 с.

    4. Сравнительный анализ денежно-кредитной политики в переходных экономиках / [Дробышевский С., Козловская А., Левченко Д.] ; под ред. Дробышевского С. – М.: Институт экономики переходного периода, 2003. – 244 с.
    5. Svetlana Naumenkova, Svetlana Mishchenko The effectiveness of Monetary System Regulation in Ukraine // Challenges for Contemporary Enterprise under Globalization. Cracow University of Economics. – Cracow, 2010. - P.313- 319.