zabika.ru 1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


18 декабря 2003 г. № 1662

Об утверждении Положения о воинском учете

Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок ведения воинского учета граждан Республики Беларусь (далее - граждане).

2. Воинский учет является государственной системой учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов.

Воинский учет призывников и военнообязанных ведется:

в военных комиссариатах;

в соответствующих местных исполнительных и распорядительных органах в сельской местности, а также в городах и поселках, где нет военных комиссариатов (далее - местные исполнительные и распорядительные органы);

в организациях и учреждениях образования независимо от форм собственности (далее - организации);.

3. Воинский учет ведется по месту жительства и основной работы (учебы) граждан.

Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных.

4. Целями и задачами воинского учета являются:

обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности;

определение количественного и качественного состава призывных и военнообязанных ресурсов в интересах их рационального и эффективного использования для обеспечения обороны и военной безопасности государства;

проведение плановой работы по подготовке необходимых военных специалистов из числа военнообязанных для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Республики Беларусь (далее - Вооруженные Силы), других войск и воинских формирований Республики Беларусь (далее - другие воинские формирования) с мирного на военное время и последующего их доукомплектования личным составом;

документирование сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете.

5. Воинскому учету подлежат:

5.1. призывники (кроме инвалидов, признанных комиссиями по приписке граждан к призывным участкам негодными к военной службе с исключением с воинского учета);


5.2. граждане, уволенные с военной службы в запас;

5.3. граждане, прошедшие службу в резерве и уволенные в запас;

5.4. граждане, уволенные в запас из органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

5.5. граждане, прошедшие альтернативную службу;

5.6. граждане, не прошедшие военную службу, службу в резерве и зачисленные решениями призывных комиссий в запас, а также достигшие возраста 27 лет;

5.7. граждане, прошедшие обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах или факультетах гражданских учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования;

5.8. граждане, отбывшие наказание в виде лишения свободы, общественных или исправительных работ, ограничения свободы или ареста;

5.9. граждане, в отношении которых прекращено применение принудительных мер безопасности и лечения;

5.10. граждане, в отношении которых осуществляется уголовное преследование или уголовное дело передано прокурору для направления в суд либо осуществляется судебное производство.;

5.11. граждане, уволенные из органов государственной безопасности Республики Беларусь в запас органов государственной безопасности Республики Беларусь, состоят на воинском учете в управлении Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по области по месту жительства.

6. Приему на воинский учет подлежат граждане женского пола в возрасте от 19 до 45 лет (имеющие воинское звание прапорщиков, мичманов или офицеров - до 50 лет), годные по состоянию здоровья к военной службе и получившие подготовку в учреждениях образования или других организациях, а также в ходе работы по специальностям, определяемым Министерством обороны.

Граждане женского пола, проходившие военную службу в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, подлежат приему на воинский учет по тем военно-учетным специальностям, по которым они получили соответствующую подготовку.


7. Не подлежат воинскому учету граждане:

7.1. проходящие военную службу;

7.2. проходящие службу в резерве;

7.3. проходящие альтернативную службу;

7.4. состоящие на службе в органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и имеющие специальные звания;

7.5. убывшие из Республики Беларусь на постоянное жительство за границу;

7.6. являющиеся гражданами иностранных государств, а также лица без гражданства;

7.7. признанные в установленном порядке безвестно отсутствующими (пропавшими) либо объявленные умершими;

7.8. достигшие предельного возраста состояния в запасе;

7.9. признанные в установленном порядке негодными к военной службе с исключением с воинского учета;

7.10. на которых воинская обязанность не распространяется или которые подлежат исключению (снятию) с воинского учета в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.;

7.11. отбывающие наказание в виде лишения свободы, общественных или исправительных работ;

7.12. в отношении которых судом применены принудительные меры безопасности и лечения, - в течение срока применения этих мер.

8. Все призывники и военнообязанные состоят на воинском учете.

Призывники состоят на общем воинском учете.

Военнообязанные состоят на общем или специальном воинском учете.

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в соответствии с законодательством бронируются за республиканскими органами государственного управления, другими государственными органами, иными организациями на период мобилизации и военного времени.

9. В военных комиссариатах, местных исполнительных и распорядительных органах и организациях, осуществляющих учет военнообязанных и призывников, численность работников определяется исходя из следующих норм труда на одного работника:


9.1. в военных комиссариатах районов (городов) при наличии на воинском учете:

до 2000 граждан - один работник, на которого возложено ведение воинского учета (далее - работник);

от 2000 до 4000 граждан - два работника;

на каждые последующие 2000 граждан - по одному работнику;

9.2. в местных исполнительных и распорядительных органах при наличии на воинском учете:

от 500 до 2500 граждан - один работник;

от 2500 до 5000 граждан - два работника;

на каждые последующие 2500 граждан - по одному работнику;

9.3. в организациях при наличии на воинском учете:

от 500 до 2500 граждан - один работник;

от 2500 до 5000 граждан - два работника;

от 5000 до 8000 граждан - три работника;

на каждые последующие 3000 граждан - по одному работнику.

При наличии на воинском учете в местных исполнительных и распорядительных органах, организациях менее 500 граждан работа по воинскому учету и бронированию граждан может возлагаться в установленном законодательством о труде порядке на одного из работников местного исполнительного и распорядительного органа, организации.

10. Гражданам, приписанным к призывному участку, выдается удостоверение призывника.

Военнообязанным выдается военный билет, военный билет офицера запаса (далее - военный билет) или временное удостоверение, выданное взамен военного билета (далее - временное удостоверение).

Формы бланков удостоверения призывника, военного билета и других документов воинского учета, ведущихся в военных комиссариатах, местных исполнительных и распорядительных органах, организациях, порядок их заполнения, хранения и использования определяются Министерством обороны.

Формы бланка военного билета офицера запаса органов государственной безопасности Республики Беларусь (временного удостоверения, выдаваемого взамен военного билета) и других документов воинского учета, ведущихся в органах государственной безопасности Республики Беларусь, порядок их заполнения, хранения и использования определяются Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь.


Бланки удостоверений призывников, военных билетов, временных удостоверений, удостоверений об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время и извещения о зачислении военнообязанных на специальный воинский учет изготавливаются типографским способом по заказам и за счет средств Министерства обороны.

Другие документы по ведению воинского учета граждан в военных комиссариатах, местных исполнительных и распорядительных органах и организациях изготавливаются ими самостоятельно за счет средств местных бюджетов и организаций.

11. Общее руководство по организации и ведению воинского учета призывников и военнообязанных, бронированию военнообязанных за организациями на период мобилизации и военного времени, контроль за состоянием этой работы в военных комиссариатах, местных исполнительных и распорядительных органах и организациях осуществляется Министерством обороны.

Обязанности граждан по воинскому учету

12. Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:

12.1. состоять на воинском учете по месту их жительства в военном комиссариате, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, - в местных исполнительных и распорядительных органах и, кроме того, в организациях по месту работы (учебы);

12.2. выполнять требования, изложенные в повестке военного комиссариата или мобилизационном предписании;

12.3. являться в установленные время и место по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, по месту их жительства или месту пребывания, имея при себе удостоверение призывника или военный билет, паспорт гражданина Республики Беларусь (далее - паспорт), водительское удостоверение на право управления транспортным средством (при наличии);

12.4. сообщать в недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту их жительства об изменении фамилии, имени, отчества, семейного положения, состава семьи, образования, места работы (учебы), занимаемой должности (специальности), места жительства;


12.5. при переезде на новое место жительства в пределах Республики Беларусь стать в месячный срок на воинский учет по месту жительства;

12.6. подать в месячный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства заявление о проведении медицинского освидетельствования для определения годности к военной службе, службе в резерве при получении увечья или после перенесенных заболеваний, повлекших утрату трудоспособности;

12.7. иметь и хранить удостоверение призывника, военный билет, временное удостоверение, систематически следить за своевременным и точным внесением в них соответствующих изменений. В случае утраты (порчи) указанных документов в недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении дубликатов документов взамен утраченных (испорченных);

12.8. при увольнении с военной службы в запас, а также со службы в резерве, органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь после прохождения альтернативной службы явиться в месячный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части (увольнения) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для принятия на воинский учет;

12.9. при убытии из Республики Беларусь на постоянное место жительства за границу сдать в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, удостоверение призывника (военный билет).;

12.10. при выезде за границу на срок более шести месяцев прибыть лично в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства, и сообщить об этом. По прибытии из государства временного пребывания в месячный срок прибыть лично в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства, и сообщить об этом.


13. В период мобилизации и в военное время выезд граждан, состоящих на воинском учете, с места их жительства производится с разрешения военного комиссара по письменным заявлениям этих граждан.

Ведение воинского учета граждан в военных комиссариатах

14. Военные комиссариаты областей осуществляют непосредственное руководство и контроль за состоянием военно-учетной работы в районных (городских) военных комиссариатах, местных исполнительных и распорядительных органах и организациях на территории области и несут ответственность за состояние и достоверность сведений учета призывников и военнообязанных.

15. На военные комиссариаты областей возлагаются:

ведение количественного и качественного учета всех призывников и военнообязанных, проживающих на территории области;

обобщение, анализ и представление в Генеральный штаб Вооруженных Сил учетно-статистических данных о количественном и качественном составе призывников и военнообязанных, проживающих на территории области;

контроль за ведением воинского учета и законностью бронирования военнообязанных за государственными органами и иными организациями области;

проверка (не реже одного раза в два года) ведения воинского учета в военных комиссариатах районов (городов), местных исполнительных и распорядительных органах и организациях области, имеющих 300 и более военнообязанных и призывников на воинском учете;

организация и осуществление повышения уровня профессиональной подготовки персонала военных комиссариатов районов (городов);

обеспечение через военные комиссариаты районов (городов) организаций бланками строгой отчетности по воинскому учету, контроль за их учетом, хранением и использованием.

16. Военные комиссариаты районов (городов) осуществляют учет призывников и военнообязанных по месту их жительства на территории района (города) и отвечают за полноту и достоверность данных воинского учета.

17. На военные комиссариаты районов (городов) возлагаются:


ведение количественного, персонально-качественного учета призывников и военнообязанных, проживающих на территории района (города);

своевременное оформление приема на воинский учет призывников и военнообязанных и снятие (исключение) их с воинского учета;

выявление лиц, не исполняющих обязанности граждан по воинскому учету в соответствии с законодательством, и привлечение их к административной ответственности в установленном порядке;

изучение морально-психологических качеств призывников и военнообязанных, точное определение их военно-учетных признаков и определение их целесообразного использования в мирное и военное время в интересах Вооруженных Сил и других воинских формирований;

отбор и направление соответствующих категорий военнообязанных на военные или специальные сборы;

своевременный перевод военнообязанных на учет по военно-учетным специальностям и воинским должностям в соответствии с полученной подготовкой на военных и специальных сборах, приобретенной ими новой гражданской специальностью или полученным образованием;

зачисление военнообязанных на специальный воинский учет, оформление военнообязанным отсрочек от призыва в Вооруженные Силы на период мобилизации и в военное время;

уточнение документов воинского учета призывников и военнообязанных и своевременное внесение в них происшедших изменений в семейном положении, составе семьи, образовании, месте работы, должности (специальности), состоянии здоровья, месте жительства и других;

направление на медицинское освидетельствование в месячный срок военнообязанных, заявивших об изменении состояния здоровья;

организация проведения обязательного медицинского освидетельствования граждан, зачисленных в запас по состоянию здоровья без прохождения военной службы до достижения ими 27-летнего возраста;

осуществление контроля за выполнением требований законодательства в области воинского учета и принятием мер воздействия в соответствии с законодательством к должностным лицам, нарушающим обязанности по воинскому учету или препятствующим выполнению гражданами обязанностей по воинскому учету;


проверка (не реже одного раза в год) состояния учета призывников и военнообязанных в организациях, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, и сверка их учетных данных с данными районного (городского) военного комиссариата;

ежегодная проверка состояния воинского учета в местных исполнительных и распорядительных органах, сверка списков призывников и карточек первичного учета военнообязанных с учетными данными районного (городского) военного комиссариата;

проверка (не реже одного раза в два года) состояния воинского учета в организациях, правильности бронирования военнообязанных за республиканскими органами государственного управления, другими государственными органами, иными организациями на период мобилизации и военного времени, а в организациях с численностью призывников и военнообязанных более 300 человек - ежегодно. Сверка личных карточек учета призывников и военнообязанных с личными делами призывников и учетными карточками военнообязанных проводится ежегодно;

организация и ежегодное проведение плановой специальной подготовки работников, ведущих учет военнообязанных и призывников военного комиссариата, местных исполнительных и распорядительных органов и организаций, находящихся на территории района (города);

обобщение и анализ учетно-статистических данных о количественном и качественном составе призывников и военнообязанных, представление установленной отчетности о приписке граждан к призывным участкам и их призыве на военную службу, службу в резерве, о наличии в районе (городе) мобилизационных ресурсов, состоящих на воинском учете, и их движении за отчетный период, периодическое информирование руководителей местных исполнительных и распорядительных органов о состоянии воинского учета призывников и военнообязанных.

18. При приеме граждан на воинский учет военные комиссариаты районов (городов) проверяют:

подлинность предъявляемых удостоверений призывника и военных билетов, их действительную принадлежность владельцам, надежность крепления фотокарточек и их схожесть с внешностью призывников и военнообязанных, а также с фотокарточками в паспортах;


наличие в военных билетах всех листов и соответствие их серии и номера, нет ли в военных билетах подделок или неоговоренных исправлений, четкость оттисков печатей;

наличие в военных билетах учетно-послужных карточек, полноту и соответствие в них записей, указанных в военных билетах. При утрате военнообязанными учетно-послужных карточек военные комиссариаты районов (городов) обязаны заполнить и выдать им новые;

правильность определения военно-учетных признаков;.

19. В случае отказа призывнику или военнообязанному в регистрации по новому месту жительства и неявке его для постановки на воинский учет по прежнему месту жительства военные комиссариаты обязаны принять меры к их розыску в соответствии с законодательством. Порядок приема и снятия этих лиц с воинского учета определяется Министерством обороны.

Ведение воинского учета граждан в местных исполнительных и распорядительных органах

20. В местных исполнительных и распорядительных органах ведется персонально-первичный воинский учет:

призывников - по книгам учета призывников (далее - книги учета);

военнообязанных - по карточкам первичного учета военнообязанных (далее - карточки первичного учета).

21. Основными документами, на основании которых ведется воинский учет граждан, являются:

для призывников - паспорт, удостоверение призывника;

для военнообязанных - паспорт, военный билет.

22. Для ведения персонально-первичного воинского учета местные исполнительные и распорядительные органы обязаны:

осуществлять прием на воинский учет в месячный срок призывников и военнообязанных, прибывающих на территорию административно-территориальной единицы или переезжающих на территорию другой административно-территориальной единицы на место жительства;

заполнять на всех военнообязанных, принятых на воинский учет, учетные и алфавитные карточки и извещения о приеме на учет и представлять эти документы еженедельно в военные комиссариаты районов (городов);


выявлять совместно с органами внутренних дел граждан, постоянно или временно проживающих на территории административно-территориальной единицы и подлежащих приему на воинский учет;

вести учет всех организаций, находящихся на территории административно-территориальной единицы, и осуществлять контроль за военно-учетной работой в них;

сверять (не реже одного раза в год) книги воинского учета и карточки первичного учета с документами воинского учета военного комиссариата района (города), организаций, а также с карточками регистрации или домовыми книгами;

оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат и содействовать их своевременной явке;

направлять по запросам военного комиссариата района (города) необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, встающих на воинский учет, и гражданах, состоящих на воинском учете;

ежегодно (до 1 декабря) представлять в районный (городской) военный комиссариат списки граждан мужского пола, подлежащих приписке к призывным участкам в следующем году;

вносить в книги учета и в карточки первичного учета изменения, касающиеся семейного положения, состава семьи, образования, места работы, должности (специальности) и места жительства (прописки), и в недельный срок сообщать о внесенных изменениях в военный комиссариат района (города);

разъяснять призывникам и военнообязанным их обязанности по воинскому учету и осуществлять контроль за их соблюдением;

на призывников и военнообязанных, нарушивших обязанности граждан по воинскому учету, оформлять и представлять в военные комиссариаты районов (городов) соответствующие материалы для привлечения виновных к ответственности в соответствии с законодательством;

докладывать (не реже двух раз в год) в вышестоящие местные исполнительные и распорядительные органы о состоянии воинского учета.

23. При приеме граждан на воинский учет:

проверяется подлинность удостоверений призывников и военных билетов, законность приема граждан на воинский учет по новому месту жительства. При обнаружении в удостоверениях призывников и военных билетах неоговоренных исправлений, неточностей и подделок, отсутствия листов представитель местного исполнительного и распорядительного органа сообщает об этом в военный комиссариат района (города) для принятия соответствующих мер. При приеме от гражданина удостоверения призывника или военного билета владельцу документа выдается расписка;


в военных билетах, в карточках регистрации или в домовых книгах делаются отметки о приеме граждан на воинский учет.

24. Местный исполнительный и распорядительный орган еженедельно представляет в военный комиссариат района (города) список принятых на воинский учет призывников, учетные карточки на прибывших граждан, их мобилизационные предписания, а также список граждан, принятых на воинский учет без заполнения учетных карточек.

25. При снятии граждан с воинского учета:

делается отметка о снятии с воинского учета в карточке регистрации или в домовой книге;

составляется список граждан, снятых с воинского учета, который вместе с изъятыми мобилизационными предписаниями еженедельно представляется в военный комиссариат района (города).

26. О гражданах, возвратившихся на прежнее место жительства на территорию административно-территориальной единицы и не ставших на воинский учет, местный исполнительный и распорядительный орган в недельный срок сообщает в военный комиссариат района (города) для принятия необходимых мер по их розыску.

Ведение воинского учета граждан в организациях

27. В организациях ведется персонально-первичный воинский учет граждан по личным карточкам.

28. Основными документами воинского учета, на основании которых заполняются личные карточки, являются:

для призывников - паспорт, удостоверение призывника;

для военнообязанных - паспорт, военный билет.

29. Для ведения воинского учета руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:

проверять при приеме на работу (учебу) у призывников удостоверения призывников, а у военнообязанных - военные билеты;

установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете по месту жительства. Призывники и военнообязанные, не состоящие на воинском учете, принимаются на работу (учебу) только после приема их на воинский учет;


направлять граждан, подлежащих приему на воинский учет, в соответствующий орган, ведущий воинский учет по месту жительства;

обеспечить полноту и качество воинского учета призывников и военнообязанных из числа работающих (обучающихся) в организациях;

осуществлять учет изменений, касающихся семейного положения, состава семьи, образования, должности (специальности) и места жительства граждан, и еженедельно письменно сообщать о них в военные комиссариаты района (города);

ежегодно сверять личные карточки призывников и военнообязанных с записями в удостоверениях призывников и военных билетах, представлять эти карточки по требованию для сверки с учетными данными военных комиссариатов районов (городов);

направлять в недельный срок в местные исполнительные и распорядительные органы, военные комиссариаты, иные организации, ведущие воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, становящихся на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

своевременно вносить предложения военным комиссариатам районов (городов) по бронированию военнообязанных в своих интересах;

ежегодно до 1 декабря представлять в военный комиссариат района (города) списки граждан мужского пола, подлежащих приписке к призывным участкам в следующем году;

по требованию военного комиссариата оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат;

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по повесткам в военные комиссариаты;

сообщать в недельный срок в военные комиссариаты районов (городов) о всех призывниках и военнообязанных, принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из учреждений образования);

направлять по запросам военного комиссара военного комиссариата района (города) сведения о численности работников организаций (призывников и военнообязанных), в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и военного времени.

30. Контроль за ведением воинского учета в организациях осуществляют военные комиссариаты совместно с местными исполнительными и распорядительными органами.