zabika.ru 1

ТЕМА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАКУПОК: ДОГОВОР

ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ОБЯЗАННОСТИ ПОСТАВЩИКА
И ПОКУПАТЕЛЯ

1. Договор поставки товаров (контракт). Состав договора поставки, компетентность сторон, обязанности поставщика продукции

2. Договор о намерениях и коммерческое предложение

3. Статус государственных закупок, положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок на территории РБ

4. Виды процедур закупок

5. Централизованное и децентрализованное осуществление закупок
1. Договор поставки товара (контракт). Состав договора поставки, компетентность сторон, обязанности поставщика-продавца
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Договором поставки признается такой договор, при котором одна сторона обязуется передать товар в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление другой стороне (покупателю), а тот в свою очередь обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму.

Договор поставки считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям.

Место заключения договора – место нахождения юридического лица, отправившего предложение.

Договор поставки состоит из ряда пунктов: общие положения, предмет договора, цены и порядок расчета, порядок и сроки поставки, качество и порядок приемки, форс-мажорные обстоятельства, порядок разрешения споров, срок действия договора, порядок его изменения и расторжения, прочие условия, юридический адрес сторон.

Раздел «Общие положения» содержит следующую информацию:

– наименование продавца-покупателя;

– информация о физических лицах и документах, на основе которых они действуют.

Раздел «Предмет договора» содержит информацию о товаре. Договор поставки может быть заключен на товар, который имеется в наличии или будет создан в будущем. Условия договора о предмете договора считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Дополнительно в данном разделе указывается цель приобретения товара:


– для собственного производства;

– для перепродажи.

Раздел «Цены и порядок расчета» определяет цену купли-продажи товара, общую сумму договора, вид, валюту и тип платежа. Если договор поставки предусматривает, что цена товара подлежит изменению, в зависимости от показателей, влияющих на цену товара, но при этом не определен способ пересмотра цены, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора или на момент передачи товара.

Покупатель обязан оплатить товар до или после передачи ему продавцом товаров. Существует несколько видов платежей:

– 100% предоплата;

– частичная предоплата;

– отсрочка (при отсрочке различают календарные и рабочие дни).

В разделе «Качество и порядок приемки» содержится следующая информация:

– указаны нормативные документы, согласно которым будет проводиться приемка товара по качеству;

– указаны документы, подтверждающие качество, которые должны сопровождать партии грузов;

– указаны сроки, в период которых покупатель может предъявить претензии к качеству товара.

В разделе «Форс-мажорные обстоятельства» указывают условия частичного или полного освобождения покупателя и продавца от обязанностей, возникающих при заключении договора поставки.

«Порядок разрешения споров» содержит информацию о досудебном и послесудебном урегулировании споров. Указывается информация о местах судебного урегулирования споров, размер штрафа, который несет поставщик и покупатель при ненадлежащем исполнении договора.

Раздел «Сроки действия договора» содержит информацию о сроке действия договора, об условиях его продления.

В разделе «Прочие условия» содержится информация, не вошедшая в предыдущие разделы.

Раздел «Юридические адреса сторон» содержит информацию о юридическом адресе, банковских реквизитах, подписи и печати.

2. Договор о намерениях и коммерческое предложение

Договор о намерениях – предварительный договор, в котором зафиксированы обоюдные желания и намерения контрагентов сотрудничать на договорной основе, и в последующем заключить конкретный договор.

Оферта – предложение одного лица другому конкретному лицу или лицам заключить гражданско-правовой договор.

Различают оферты:

– публичную;

– свободную;

– твердую.

Публичная оферта – адресованная неопределенному кругу лиц и содержащая все существенные условия договора-предложения, из которых усматривается воля оферента заключить договор на указанных условиях с любым, кто отзовется. Лицо, совершившее необходимое действие в целях акцепта публичной оферты, вправе требовать от оферента выполнения договорных обязательств.

Свободная оферта – оферта, которая делается нескольким покупателям и используется продавцом для предварительного изучения рынка.

Твердая оферта – оферта, которая делается продавцом одному возможному, потенциальному покупателю с указанием срока, в течение которого продавец связан обязательством продажи. Сделка считается совершенной, если за этот срок последует акцепт покупателя.

Согласно законодательству РБ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято данное предложение.

Оферта должна содержать информацию о существенных условиях договора (условия и сроки отгрузки товаров, стоимость работ, условия платежа). Оферты связывают направившее ее лицо с момента получения адресатом. Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для его акцепта (принятия), если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано.

Акцептом признается ответ лица, к которому адресована оферта по ее принятию. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Если ответ о согласии заключить договор на иных условиях, которые отличаются от условий, представленных в оферте, не считается акцептом, то такой ответ признается отказом от акцепта и в тоже время является новой офертой.

3. Статус государственных закупок
Государственными закупками являются только закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые полностью или частично за счет средств республиканского или местных бюджетов, включая целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов, в том числе для государственных нужд.

Внешние государственные закупки не отличаются от закупок, которые осуществляют частные компании, но государственные закупки все же имеют свои отличительные особенности:

– обязательность закупок. Государственная закупка – покупка, совершаемая не по воле и желанию госорганов, как таковых, или как самостоятельного субъекта воли, а в силу выполнения предписанных ему законом определенных действий, функций;

– общественная необходимость закупки. Закупки частных лиц вытекают из их собственных частных потребностей, либо рыночных потребностей, но это есть всегда закупки, которые имеют частный субъективный характер. Государственные закупки нужно рассматривать как закупки, осуществляемые в силу той или иной объективной необходимости;

– целесообразность самой закупки. Частный покупатель потенциально может покупать все, что он пожелает, отсюда имеются ненужные покупки. В случае государственных закупок, все, что покупается – теоретически есть товары и услуги, которые действительно необходимы для эффективного функционирования государства;

– количественная разумность закупки.

Этапы проведения государственных закупок:

– определение предмета закупки (что, в каком количестве);

– исследование рынка предмета закупки (производители, цена, качество);

– выбор способа осуществления закупки;

– закупка;

– доставка товара.

Виды процедур закупок.

Государственные закупки осуществляются без применения процедур закупки в случаях:

– покупаются товары (работы, услуги) ежемесячно на сумму, не превышающую 30 базовых величин. Для целей применения этого случая запрещается разделять на отдельные части закупки однородных товаров (работ, услуг), включенных в годовой план закупок;


– закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые за счет внешних государственных займов, если в условиях их предоставления предусматриваются специальные требования к порядку выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), отличающиеся от предусмотренных в настоящем положении;

– закупка товаров (работ, услуг), предоставляемая только одним юридическим или физическим лицом, в том числе, если только конкретное юридическое или физическое лицо обладает исключительными правами на поставку данных товаров;

– закупка товаров (работ, услуг) происхождения РБ, поставщики (подрядчики, исполнители) которых работают в целях оказания отечественным изготовителям (подрядчикам, исполнителям) государственной поддержки Президента РБ;

– закупка товаров (работ, услуг) в рамках осуществления творческого проекта либо творческой деятельности в области искусства и культуры;

– закупка товаров (работ, услуг) в рамках международных договоров о взаимной торговле;

– закупка материальных ценностей, реализуемых из государственного и мобилизационного материальных резервов.

Государственные закупки осуществляются с использованием следующих процедур закупок:

– процедура запроса ценовых предложений;

– конкурсов;

– процедуры закупки из одного источника;

– электронные аукционы;

– биржевые торги.

Процедура запроса ценовых предложений проводится в случае, если ориентировочная стоимость закупки (исходя из годовой потребности) составляет от 1000 до 8000 базовых величин.

Под процедурой запроса ценовых предложений понимается способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором извещение о проведении этой процедуры размещается путем открытой публикации или направляется юридическим и физическим лицам индивидуально, а победителем признается поставщик (подрядчик, исполнитель), предложивший наименьшую цену ценового предложения.

Алгоритм проведения процедуры:


– подтверждение задания на закупку;

– экспертиза задания на закупку;

– оформление запроса ценовых предложений;

– извещение о проведении процедуры;

– представление и регистрация ценовых предложений;

– предприятие производит оценку количества поступивших ценовых предложений;

– оценка ценных предложений;

– определение поставщика;

– уведомление поставщика;

– заключение договора;

– уведомление о результатах процедуры;

– оформление справки о проведении процедуры.

Конкурс проводится в том случае, если ориентировочная стоимость годовой закупки составляет свыше 8000 базовых величин.

Различают: открытые и закрытые конкурсы.

Открытый конкурс – это способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик информирует о проводимом конкурсе путем открытой публикации извещения о проведении конкурса.

Алгоритм проведения открытого конкурса:

– разработка и утверждение (согласование) задания на закупку;

– разработка и утверждение графика проведения открытого конкурса;

– подготовка конкурсных документов к открытому конкурсу;

– извещение о проведении открытого конкурса;

– выдача конкурсных документов, регистрация участников;

– разъяснение и дополнение конкурсных документов к открытому конкурсу;

– подготовка и представление конкурсного предложения и конкурсного обеспечения;

– вскрытие конвертов с конкурсными предложениями;

– рассмотрение конкурсных предложений;

– допуск и квалификационный отбор участников;

– отклонение конкурсных предложений;

– оценка конкурсных предложений. Выбор наилучшего конкурсного предложения и поставщика (подрядчика, исполнителя). Уведомление участников;

– принятие и согласование (утверждение) решения о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя);


– проведение переговоров по снижению цены конкурсного предложения выбранного поставщика (подрядчика, исполнителя);

– заключение договора или иные результаты открытого конкурса;

– извещение о результате открытого конкурса;

– справка о процедуре закупки;

Закрытый конкурс проводится в случае, если информация о закупаемых товарах (работах, услугах) может повлечь распространение сведений, составляющих государственные секреты. Заказчик применяет закрытый конкурс с согласия вышестоящего органа.

Алгоритм проведения закрытого конкурса:

– разработка и утверждение (согласование) задания на закупку;

– разработка и утверждение графика проведения закрытого
конкурса;

– подготовка конкурсных документов к закрытому конкурсу;

– извещение о проведении закрытого конкурса;

– выдача конкурсных документов, регистрация участников;

– разъяснение и дополнение конкурсных документов к закрытому конкурсу;

– подготовка и представление конкурсного предложения и конкурсного обеспечения;

– вскрытие конвертов с конкурсными предложениями;

– рассмотрение конкурсных предложений;

– допуск и квалификационный отбор участников;

– отклонение конкурсных предложений;

– оценка конкурсных предложений. Выбор наилучшего конкурсного предложения и поставщика (подрядчика, исполнителя). Уведомление участников;

– принятие и согласование (утверждение) решения о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя);

– проведение переговоров по снижению цены конкурсного предложения выбранного поставщика (подрядчика, исполнителя);

– заключение договора или иные результаты закрытого конкурса;

– извещение о результате закрытого конкурса;

– справка о процедуре закупки.

Процедура закупки из одного источника осуществляется в случаях закупки на сумму более 30 базовых величин и если закупки размыты во времени (осуществляются в течение года).


Под процедурой закупки из одного источника понимается способ выбора поставщика, при котором заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику.

Алгоритм проведения данной процедуры:

– подготовка задания на закупку;

– утверждение задания;

– экспертиза задания на закупку, если это необходимо;

– выбор поставщика;

– согласование (утверждение) задания в установленных случаях;

– заключение договора;

– оформление документов по процедуре закупки.

Преимущества:

– можно закупить товары (работы, услуги) при возникновении срочной необходимости в них, закупка которых не была предусмотрена годовым планом закупок, и применение процедуры запроса ценовых предложений, проведение конкурса нецелесообразно с учетом затрат времени вследствие чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств;

заказчиком, осуществившим закупки у определенного поставщика, установлено, что дополнительные закупки с целью стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) должны быть произведены у того же поставщика. При этом должны учитываться эффективность первоначальных закупок с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика, ограниченность объема дополнительной закупки по сравнению с первоначальной, разумность цены и непригодность альтернативных товаров (работ, услуг);

– при необходимости можно закупить товары ежедневной потребности до заключения договора по результатам процедуры запроса ценовых предложений, конкурса;

– есть право выбора;

– централизованное/децентрализованное осуществление закупок.

Электронный аукцион – вид процедуры государственной закупки, представляющий собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на электронных торговых площадках.

Алгоритм проведения электронного аукциона:

– аккредитация на электронной торговой площадке;

– оформление аукционных документов и их представление;

– редоставление аукционного обеспечения;

– проведение торгов;

– завершение электронного аукциона.

Государственные закупки товаров осуществляются с применением биржевых торгов в случае определения Советом Министров Республики Беларусь перечня товаров с учетом положений пункта 2 статьи 41, части второй пункта 1 статьи 49 и пункта 2 статьи 50 настоящего Закона «О государственных закупках». Государственные закупки товаров с применением биржевых торгов осуществляются на товарных биржах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, в соответствии с регламентами биржевых торгов.