zabika.ru 1 2 3 4

СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Историко-филологический факультет
КАТАЛОГ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН

по кафедре русской и иностранной филологии для специальности

5В011800 «Русский язык и литература»

на 2012-2013 у..г.

Наименование дисциплины

Блок

Кол-во кредитов РК/ECTS

Семестр

Пререквизиты

Постреквизиты

Краткая аннотация дисциплины

(цели изучения, основные разделы)

Ожидаемый результат

(знания, умения, навыки и компетенции)


Курс по выбору 5

1. Романистика 19 в.

БД

1/2

5

Романистика русской и заруб. литературы начала 19 в.

Теория литературы,

романистика русской литературы

2-й пол. 19 в.

Изучение истории и теории жанра романа, классификация жанра романа, художественное своеобразие романистики 2-й половины 19 века. Различные подходы к исследованию программных произведений Гончарова, Тургенева, Достоевского, Толстого.


Студент должен знать: этапы историко-лит. процесса; творчество совр. писателей, содержание и особенности произв.;

уметь: анализировать эпические, лирические, драматические произвед.;


характеризовать худ. мир писателя, его мировоззр., принадле. к литературному направлению/течению;

владеть навыками:

литературоведческого анализа худ. текстов;


2. История литературной критики 19 века

БД

1/2

5

Введение в литературоведение, русская литература 18-19 вв.

Русская литература 2 пол.19 в., теория литературы

Цель дисциплины: формирование у студентов знаний истории русской литературной критики.

Понятие о литературной критике, периодизация русской литературной критики. Литературно-критическая деятельность А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя., Д.И. Писарева, Н.А.Добролюбова

Студент должен знать: процесс становл. русской критич. мысли; разные формы литерат. критики.

уметь: устанавливать связь между русской критической, русской философской и русской социологической мыслью.

владеть: знаниями в области идейного и научного наследия выдающихся критиков и журналистов.

3. Психологизм русской литературы 19 века

БД

1/2

5

Введение в литературоведение, русская литература 18-19 вв.

Русская литература 2 пол.19 в., теория литературы


Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о психологизме русской литературы. .

Понятие о психологизме литературы . «Герой нашего времени»- как первый социально-психологический роман . Особенности психологизма романов Ф.М. Достоевского.

Студент должен знать: этапы историко-лит. процесса; творчество совр. писателей, содержание и особенности произв.;


уметь: анализировать эпические, лирические, драматические произвед.;

характеризовать худ. мир писателя, его мировоззр., принадле. к литературному направлению/течению;

владеть навыками:

литературоведческого анализа худ. текстов;


Курс по выбору 12

1. Фонология

сингармонизма

БД

1/2

5

Фонетика современного русского языка

Словообразование и морфология современного русского языка

Цель курса рассмотреть традиционные фонетические и фонологические представления о звуковой системе языка; выявить сходства и различия в составе и структуре фонемного инвентаря русского и казахского языков,

Фонология как раздел языкознания.Понятие фонемы. Её функции . Сопоставительный анализ фонологических систем русского и татарского языков. Функциональные и материальные свойства единиц в речевой деятельности человека.
Уровневая организация языковой системы и ее отражение в речи. .Фонетические свойства единиц спонтанной речи и проблемы адекватного описания звуковых систем.
Прикладные аспекты фонетических исследований.

Студент должен знать: роль фонетических средств в организации высказывания, фонологическую интерпретацию процессов, происходящих в связной речи;

уметь: проанализировать акустико-артикуляционные и перцептивные свойства речевых единиц; назвать правила, подчиняющиеся основному принципу русского правописания, и отступления от него; интонировать сложное синтаксическое целое.

Выработать навыки: произношения русских звуков, особенно трудных для учащихся казахской национальности; русского литературного произношения и правописания слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными;


произношения и правописания,


2. Старославянский язык

БД

1/2

5

Введение в языкознание

Историческая грамматика русского языка

Цель дисциплины: формирование у студентов знаний в области фонетики, графики, лексики, морфологии, синтаксиса старославянского языка. Старославянский язык как учебная дисциплина. Звуковой строй и фонетические законы и их отражение в современном русском языке. Морфология. Происхождение письменности у славян.

Студент должен знать: осн. тенденции разв. фонет. и граммат. строя старосл. языка;

  • хронологию основных эволюционных процессов;

уметь: читать и переводить старосл. тексты; объяснять происх. фонем; делать морфолог. анализ форм слов в текстах старославянского языка;

анализировать стилистику текстов старосл. языка.

владеть: навыками фонет. анализа текстов СЯ; навыками диахрон. лингвист. анализа фонет. и грамматических единиц.

3. Древнерусский язык

БД

1/2

5

Введение в языкознание

ИРЛЯ

Цель дисциплины: формирование у студентов знаний в области фонетики, графики, лексики, морфологии, синтаксиса древнерусского языка. Понятие древнерусского языка. Фонетические и грамматические процессы древнерусского языка и их влияние на последующее развитие русского языка.

знать: осн. тенденции разв. фонет. и граммат. строя ДРЯ; хронологию основных эволюционных процессов;

уметь: читать и переводить старосл. тексты; объяснять происх. фонем; делать морфолог. анализ форм слов в текстах старославянского языка;


анализировать стилистику текстов старосл. языка.

владеть: навыками фонет. анализа текстов СЯ; навыками диахрон. лингвист. анализа фонет. и грамматических единиц


Курс по выбору 1






















1. Художественный текст и художественный мир

БД

1/2

6

Введение в литературоведение

Теория литературы

Цель курса: формирование эстетически восприимчивого и активного читателя,.

Понятие о художественном мире как воображаемой реальности, воплощенной в художе­ственном тексте. Отличие мира литературы от мира фоль­клора и мифа. Автор как творец художественного мира. Человек и история в литературе. Реальное и вымышленное в литературе. Личность автора и образ автора в литературе. Модель художественного мира. Образ человека в мире художественной литературы. Человек и мир природы в литературе

Человек среди людей



Студент должен знать: понятие о художественном мире; авторе и художественном тексте; видах художественного мира по содержанию и образной организации; о художественном пространстве и времени; видах пейзажа; образах флоры и фауны; специфику изображения человека в литературе как искусстве слова;

уметь: отвечать на вопросы о художественном мире, выражая эмоциональное отношение к персонажам и событиям; выделять виды художественного пространства и времени;

находить в литературном произведении тропы и мотивировать их выбор автором;


владеть навыками: анализа духовного, нравственного и эстетического смысла произведения.


2. Фольклор и

русская литература

БД

1/2

6

РУНТ, ДРЛ, Введение в литературоведение

Русская литература 18-20 вв., теория литературы

Цель дисциплины: сформировать у студентов знание основ теории, истории и критики фольклора и ДРЛ. Особенности взаимодействия фольклора и литературы. Типология фольклоризма литературы. Трансформация поэтики фольклора в древнерусскую литературу. Сюжет и образы.

Студент должен знать: этапы историко-лит. процесса; творчество писателей, содержание и особенности произв.;

уметь: анализировать эпические, лирические, драматические произвед.;

характеризовать худ. мир писателя, его мировоззр., принадле. к литературному направлению/течению;

владеть навыками:

литературоведческого анализа худ. текстов;

3. Детская

литература

БД

1/2

6

Детский фольклор

Современная детская литература

Цель дисциплины: сформировать у студентов знание основ теории, истории и критики ДЛ. Характеристика детской литературы, с точки зрения эволюции жанров и круга чтения современного ребенка. Педагогическая и эстетическая ценность детской литературы как

диалектическое единство.

Студент должен знать: этапы истории ДЛ и совр. тенденции ее развития; специфику ДЛ;

уметь: оценивать соответствие произв. ожиданиям разных групп юных читателей;


владеть навыками:

диалогического общения с ребенком о прочитанных произведениях.


Курс по выбору 7

1. Практикум по синтаксису

БД

2/3

6

Практикум по орфографии и пунктуации,

морфология

Синтаксис текста, современный русский язык, текстология.

Цель дисциплины: формирование у студентов знаний по синтаксису. Синтаксис как раздел грамматики. Его значение, задачи, содержание и принципы изучения в школе.

Особенности формирования синтаксических понятий. Виды синтаксических упраженений. Синтаксический разбор и методика его проведения.

Студент должен знать: теорию и методологию синтаксиса, особенности синтаксическ. единиц русского языка, законы их функциониро-вания.

уметь: использовать теоретические знания на практике.

владеть: навыками синтаксического анализа словосочетания и простого предложения, методикой синтаксического разбора языкового явления..

2. Риторика и культура речи.

БД

2/3

6

Введение в языкознание,

Основы культуры речи

Современный русский язык

Цель: формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.


Курс « Риторика и культура речи» в кругу лингвистических и др.учебных дисциплин, его связи с ними, цели, задачи. Понятие о риторике и культуре речи. Функциональные разновидности русского языка.


Студент должен знать: основы риторики и культуры речи;

уметь: использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на русском языке в учебной и профессиональной деятельности;

владеть: различными способами и навыками коммуникации

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.


3. Синтаксис сложного предложения

БД

2/3

6

Лексикология, Морфология

Современный русский язык

Цель дисциплины: формирование у студентов знаний по синтаксису. Сложное предложение. Сложносочиненные и сложноподчиненное предложения. Бессоюзные сложные предложения. Сложные синтаксические конструкции. Синтаксис текста. Способы передачи чужой речи. Синтаксис и интонация.

Студент должен знать: теорию и методологию синтаксиса,

систему терминов синтаксиса, основные этапы становления синтаксиса и деятельность ведущих школ.

уметь: использовать теоретические знания на практике.

владеть: навыками синтаксического анализа словосочетания и простого предложения, методикой синтаксического разбора языкового явления.

Курс по выбору 3

1. Пути анализа литературного произведения

ПД

2/3


6

Методика преподавания литературы, педагогика

Интерактивные методы преподавания литературы

Цель курса: методика изучения произведений разных жанров в школе. Классификация путей анализа литературного произведения в школе. Целостный анализ литературного произведения, пообразный путь анализа, проблемный путь анализа.


Студент должен знать: целостный, пообразный и проблемный пути анализа произведений.

уметь: применять теорети-ческие знания на практике;

владеть: навыками

основных путей анализа произведения.



следующая страница >>