zabika.ru 1 2 ... 5 6

ГЛАВА 6.8

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗГОТОВЛЕНИЮ, ОБОРУДОВАНИЮ, ОФИЦИАЛЬНОМУ УТВЕРЖДЕНИЮ ТИПА, ПРОВЕРКАМ, ИСПЫТАНИЯМ И МАРКИРОВКЕ ВАГОНОВ-ЦИСТЕРН, СЪЕМНЫХ ЦИСТЕРН, КОНТЕЙНЕРОВ-ЦИСТЕРН И СЪЕМНЫХ КУЗОВОВ-ЦИСТЕРН, КОТЛЫ КОТОРЫХ ИЗГОТОВЛЕНЫ ИЗ МЕТАЛЛА, А ТАКЖЕ ВАГОНОВ – БАТАРЕЙ И МНОГОЭЛЕМЕНТНЫХ ГАЗОВЫХ КОНТЕЙНЕРОВ (МЭГК)

Примечание: В отношении переносных цистерн и многоэлементных газовых контейнеров ООН (МЭГК) см. главу 6.7; в отношении контейнеров-цистерн и съемных кузовов-цистерн из армированных волокном пластмасс см. главу 6.9; в отношении вакуумных цистерн для отходов см. главу 6.10.

6.8.1 СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ


6.8.1.1 В этой главе изложены требования, которые предъявляются к изготовленным из металла вагонам-цистернам, съемным цистернам, вагонам-батареям, контейнерам-цистернам, съемным кузовам-цистернам, МЭГК, которые используются для перевозки газообразных, жидких, твердых порошкообразных или гранулированных веществ.

6.8.1.2 Если эти требования изложены по всей ширине страницы, то они распространяются на все перечисленные в п. 6.8.1.1 транспортные средства (вагоны-цистерны, съемные цистерны и вагоны-батареи, контейнеры-цистерны, съемные кузова-цистерны и МЭГК).

Если страница поделена вертикальной чертой на две колонки, то:

- в левой колонке изложены требования, которые применяются только к вагонам- цистернам, съемным цистернам и вагонам–батареям;

- правой колонке изложены требования, которые применяются только к контейнерам- цистернам, съемным кузовам-цистернам и МЭГК.

6.8.1.3 В разделе 6.8.2 изложены требования, применяемые к вагонам-цистернам, съемным цистернам, контейнерам-цистернам, съемным кузовам-цистернам, предназначенным для перевозки веществ всех классов, а также к вагонам-батареям и МЭГК, предназначенным для перевозки газов класса 2. В разделах 6.8.3–6.8.5 содержатся специальные требования, дополняющие или изменяющие требования раздела 6.8.2.

6.8.1.4 В отношении положений, касающихся использования этих цистерн, см. главу 4.3.

6.8.2 ТРЕБОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ КО ВСЕМ КЛАССАМ


6.8.2.1 Изготовление

Базовые принципы

6.8.2.1.1
Котлы, их приспособления, эксплуатационное и конструктивное оборудование должны быть рассчитаны таким образом, чтобы выдерживать без потери содержимого (за исключением газа, выходящего через отверстия для удаления газов):


- статические и динамические нагрузки, возникающие при нормальных условиях перевозки, как они определены в п.п. 6.8.2.1.2 и 6.8.2.1.13;

- предписанные минимальные напряжения, определенные в п. 6.8.2.1.16.


6.8.2.1.2 Цистерны и их оборудование должны рассчитываться на комбинации статических и динамических усилий, предусмотренных приложением 14 памятки О + Р 516 «Грузовые вагоны сообщения между железными дорогами колеи 1435 мм и железными дорогами колеи 1520 мм. Технические предписания и технические условия для допуска вагонов».


Контейнер-цистерна (включая цистерну, каркас, грузоподъемные и крепежные устройства) должен выдерживать действие собственных сил инерции (каждой в отдельности), возникающих при движении вагона и погрузочно-разгрузочных работах и равных:

- в направлении движения вагона

(в продольном направлении) - 2 Rg;

- в горизонтальном направлении, перпендикулярном направлению движения (в поперечном направлении) - 1 Rg;

- в вертикальных направлениях - 2 Rg;

- где R – максимальная масса брутто контейнера;

g = 9,81 м/с2 – ускорение свободного падения.

Если направление движения невозможно определить, то в каждом горизонтальном направлении силы принимаются равными 2 Rg.

Крупнотоннажные контейнеры-цистерны, эксплуатируемые на железных дорогах колеи 1520 мм, рассчитываются на продольную силу инерции, равную 4 Rg (см. п. 4.3.2.3.7).


6.8.2.1.3 Толщина стенок котлов должна быть не менее величин, определенных в п.п.


6.8.2.1.17 и 6.8.2.1.18

6.8.2.1.17 – 6.8.2.1.20



6.8.2.1.4 Котлы должны конструироваться и изготовляться в соответствии с требованиями стандартов, указанных в п. 6.8.2.6, или технических правил, признанных компетентным органом и указанных в п. 6.8.2.7, в которых выбор материала и определение толщины стенок котла осуществляются с учетом максимальных и минимальных значений температуры наполнения и рабочей температуры. Также должны соблюдаться минимальные требования п.п. 6.8.2.1.6–6.8.2.1.26.
6.8.2.1.5 Цистерны, предназначенные для перевозки отдельных опасных веществ, должны иметь дополнительную защиту. Эта защита может быть обеспечена за счет увеличения толщины стенок котла (большее расчетное давление), которое определяется с учетом характера и степени опасности этих веществ, или путем установки защитного устройства (см. специальные положения в разделе 6.8.4).
6.8.2.1.6 Сварные швы должны обеспечивать надежность конструкции и выполняться согласно техническим нормам.

Выполнение и проверка сварных швов должны соответствовать требованиям п. 6.8.2.1.23.
6.8.2.1.7 Надлежит принимать необходимые меры для защиты котла от опасности деформации, связанной с образованием внутреннего разряжения (вакуума).

Котлы цистерн, за исключением котлов согласно п.6.8.2.2.6, которые оснащены вакуумными клапанами, должны быть рассчитаны на внешнее (избыточное) давление не менее 21 кПа (0,21 бар). Котлы цистерн, которые используются только для перевозки твердых веществ (порошкообразных или гранулированных) групп упаковки II или III, которые во время транспортировки не переходят в жидкое состояние, должны быть рассчитаны на внешнее (избыточное) давление не менее 5 кПа (0,05 бар). Вакуумные клапаны должны быть отрегулированы так, чтобы они открывались при значении давления, не превышающего внешнего расчетного давления, на которое спроектирован котел цистерны. Котлы цистерн без впускных клапанов должны быть рассчитаны на внешнее (избыточное) давление, которое может появиться при эксплуатации, но не менее 0,04 МПа.

Материалы котла

6.8.2.1.8 Материалы, применяемые для сварных цистерн, должны обеспечивать их надежную работу при температурах окружающего воздуха в диапазоне от минус 50о С до +50о С. Другие диапазоны температур окружающей среды могут быть приняты по согласованию с компетентным органом.


При выборе материалов для контейнеров-цистерн необходимо учитывать диапазон рабочих температур окружающего воздуха от минус 400 С до +500 С.

При изготовлении контейнеров-цистерн для железных дорог колеи 1435 мм принимается минимальная расчетная температура окружающей среды минус 20°С (см. п. 4.3.2.3.8) без эксплуатации на колее 1520 мм, кроме Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.

Другие диапазоны температур окружающего воздуха могут быть приняты по согласованию с компетентным органом.

Ответственность за использование контейнеров-цистерн в установленной климатической зоне в процессе эксплуатации несет владелец/оператор контейнеров.


6.8.2.1.9 Материалы котлов или их защитной облицовки, соприкасающиеся с содержимым, не должны содержать веществ, которые могут вступать с содержимым в опасные реакции (см. раздел 1.2.1), образовывать опасные соединения или существенно снижать прочность материала.

Если контакт между перевозимым веществом и материалом, использованным для изготовления котла, ведет к постепенному уменьшению толщины стенок котла, то эта толщина должна увеличиваться при изготовлении на соответствующую величину. Это дополнительное утолщение с учетом коррозии не должно приниматься во внимание при расчете толщины стенок котла.

6.8.2.1.10 Для изготовления сварных котлов в частности в сварных швах и в зонах влияния сварки должны использоваться только материалы, которые характеризуются безупречной свариваемостью и ударная вязкость которых при температуре окружающей среды минус 55°С может быть гарантирована, в частности, в сварных швах и в зонах влияния сварки.




Для изготовления сварных котлов в частности в сварных швах и в зонах влияния сварки должны использоваться только материалы, которые характеризуются безупречной свариваемостью и ударная вязкость которых при температуре окружающей среды минус 40°С может быть гарантирована, в частности, в сварных швах и в зонах влияния сварки. При изготовлении контейнеров-цистерн для железных дорог колеи 1435 мм принимается минимальная расчетная температура окружающей среды минус 20°С (см. п. 4.3.2.3.8) без эксплуатации на колее 1520 мм, кроме Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.


Другие диапазоны температур окружающей среды могут быть приняты по согласованию с компетентным органом.

В случае использования мелкозернистой стали гарантированное значение предела текучести Re не должно превышать 460 МПа, а верхнее значение гарантированного предела прочности при растяжении Rm не должно превышать 725 МПа, в соответствии с техническими характеристиками материала.
6.8.2.1.11 У сталей, используемых для изготовления сварных цистерн, не допускается соотношение Re/Rm, превышающее 0,85,

где:

Re – предел текучести для сталей с ярко выраженным пределом текучести; или условный предел текучести при относительном остаточном удлинении 0,2% или при относительном остаточном удлинении 1% – для аустенитных сталей;

Rm - предел прочности при растяжении

При определении этого соотношения в каждом случае необходимо брать за основу значения, указанные в свидетельстве о проверке материала.
6.8.2.1.12 Для стали относительное удлинение при разрыве должно быть не менее


10000


%,

установленный предел прочности на разрыв в МПа



во всех случаях оно должно быть не менее 16% для мелкозернистых сталей и не менее 20% для других сталей.
Для алюминиевых сплавов удлинение при разрыве должно быть не менее 12% 1).
Расчет толщины стенок котла

6.8.2.1.13 Давление, на основе которого определяется толщина стенок котла, не должно быть меньше расчетного давления, однако надлежит также учитывать нагрузки, указанные в п. 6.8.2.1.1, и, при необходимости, следующие нагрузки:


Если цистерна имеет безрамную конструкцию, то котел должен рассчитываться таким образом, чтобы выдерживать возникающие в силу этого напряжения, помимо прочих действующих на него нагрузок.

Под воздействием каждой из этих нагрузок должны выдерживаться следующие значения коэффициента запаса прочности:

- для металлов с ярко выраженным пределом текучести коэффициент запаса прочности 1,5 по отношению к видимому пределу текучести; или

- для металлов без ярко выраженного предела текучести коэффициент запаса прочности 1,5 по отношению к условному пределу текучести при относительном остаточном удлинении 0,2%(либо при удлинении 1% – для аустенитных сталей);


6.8.2.1.14 Расчетное давление указано во второй части кода (см. п. 4.3.4.1), приведенного в колонке 12 таблицы А в главе 3.2.
Если указана буква "G", то применяются следующие требования:
а) Котлы, опорожняемые самотеком и предназначенные для перевозки веществ, давление паров которых при 50°С не превышает 110 кПа (1,1 бар) (абсолютное давление), должны рассчитываться на давление, равное удвоенному статическому давлению подлежащего перевозке вещества, но не менее удвоенного статического давления воды.

б) Котлы, наполняемые и опорожняемые под давлением и предназначенные для перевозки веществ, давление паров которых при 50°С не превышает 110 кПа (1,1 бар) (абсолютное давление), должны рассчитываться на давление, которое в 1,3 раза превышает наибольшее значение давления наполнения или опорожнения.


Если указано числовое значение минимального расчетного давления (манометрическое давление), то котел должен рассчитываться на давление, которое не менее чем в 1,3 раза превышает наибольшее значение давления наполнения или опорожнения. В этих случаях применяются следующие минимальные требования:
в) Котлы, предназначенные для перевозки веществ, давление паров которых при 50°С составляет более 110 кПа (1,1 бар), а температура кипения (начала кипения) – более 35°С, независимо от системы наполнения или опорожнения, должны рассчитываться на давление, составляющее не менее 150 кПа (1,5 бар) (манометрическое давление), или на давление, которое в 1,3 раза превышает давление наполнения или опорожнения, в зависимости от того, какое из этих значений выше.

г) Котлы, предназначенные для перевозки веществ, температура кипения (начала кипения) которых составляет не более 35°С, независимо от системы наполнения или опорожнения, должны рассчитываться на давление, которое в 1,3 раза превышает наибольшее значение давления наполнения или опорожнения, однако это давление должно быть не менее 0,4 МПа (4 бар) (манометрическое давление).
6.8.2.1.15 В любом случае расчетное давление должно быть не менее:


1,3 рабочего давления (если в особых предписаниях по отдельным классам опасности не требуется иное);

суммы избыточного давления паров жидкости или газа при набольшей рабочей температуре и давления гидравлического удара при ударном взаимодействии вагона-цистерны с соседними вагонами.

Давление гидроудара определяется по формуле:

[МПа],

где:

N – сила удара в автосцепку, принимается N = 3,0 МН;

mв - масса вещества в цистерне, исходя из полной грузоподъемности цистерны, [кг],


mбр - масса брутто вагона-цистерны, [кг],

F - площадь внутреннего поперечного сечения цистерны, [м2].


1,3 рабочего давления, если в особых предписаниях по отдельным классам опасности не требуется иное.

Для крупнотоннажных контейнеров (массой брутто 10 т и более):

1,3 рабочего давления (если в предписаниях по отдельным классам опасности не требуется иное);

- суммы избыточного давления паров жидкости или газа при наибольшей рабочей температуре и давления гидравлического удара при ударном взаимодействии вагона с гружеными контейнерами с соседними вагонами.
Давление гидроудара определяется по формуле:

,

где mж – масса вещества, исходя из полной грузоподъемности контейнера, [кг],

продольное ускорение вагона, принимается = 4g (g = 9,81 м/с2 – ускорение свободного падения), [м/с2],

– площадь внутреннего поперечного сечения цистерны, [м2].



следующая страница >>