zabika.ru 1

«Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков обучающихся».

«Тебе скажут — ты забудешь,

Тебе покажут — ты запомнишь,

Ты сделаешь — ты поймёшь»
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у обучающихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.

Использование на уроке окружающего мира цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата) на экране монитора (при работе в группе или в классах с малым числом обучающихся) или на большом экране (при работе с целым классом) с помощью выносного проекционного устройства, подключаемого к компьютеру. Цифровой микроскоп позволяет:


  • изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно;

  • использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе обучающихся;

  • применять разноуровневые задания для учеников одного класса;

  • создавать презентационные видеоматериалы по изучаемой теме;

  • использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного или отчетного материала.

Использование цифрового микроскопа при проведении школьных биологических исследований дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей обучающихся к приобретению и усвоению знаний.



Практическое использование микроскопа при изучении курса «Окружающий мир»

УМК «Школа 2100»

1 класс


№ п/п

Тема урока

1

Осень. Природа готовится к зиме.

2

Зима: покой природы

3

Путешествие колобка

4

Сельское хозяйство

5


Из чего делают вещи

6

Твёрдые тела, жидкости

7

Растения и животные

2 класс

№ п/п

Тема урока

1

Из чего состоят все предметы

2

Горные породы

3

Обитателей морей

4

Экологические системы

5

Круговорот веществ

6

Природные зоны полярного пояса

7

Леса умеренного пояса

3 класс

№ п/п

Тема урока

1

Из чего состоит вещество

2

Где обитают живые организмы

3

Большой круговорот веществ

4

Живые участники круговорота веществ

5

Жизнь экосистемы


6

Почва – важнейшая часть экосистемы

7

Экосистема озера

8

Экосистема болот

9

Экосистема луга

10

Потребители и разрушители экосистемы леса

11

Растения производители

12

Животные маленькие и большие

13

Маленькие рыцари

14

Пернатые изобретатели

15

Прирождённые разрушители

4 класс

№ п/п

Тема урока

1

Как устроен организм человека

2

Кожа – «пограничник» организма

3

Как человек двигается

4

Усвоение питательных веществ

5

Что такое кровь

6

Отчего мы иногда болеем


7

Рукотворная жизнь

8

Как человек использует свойства воды

9

Горные породы и минералы

10

Металлы

Храмцова Е.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 60