zabika.ru 1 2

«Современные методы образовательного менеджмента в условиях информатизации»


Эффективность деятельности любого образовательного учреждения в условиях рыночной экономики во многом зависит от использования современных методов и принципов менеджмента. Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается, прежде всего, в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда - информация, а орудием труда - слово, язык, речь. Результатом труда является степень обученности, воспитанности и развития субъекта - учащихся.

Мой педагогический опыт широко применяется в рамках работы ресурсного центра дистанционного обучения детей, системным администратором которого я являюсь.

Всю совокупность методов преподавания и обучения на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий условно разбиваю на четыре основные группы по типу коммуникации между обучаемыми и преподавателем:

В условиях менеджмента образовательных услуг при дистанционном обучении я использую:


  • Методы самообучения

  • Педагогические методы «один-одному»

  • Метод «один-многим»

  • Образование на базе коммуникации «многие-многим»

Методы самообучения

    Методы самообучения получили значительное развитие на базе современных информационных технологий. Если в традиционной образовательной системе самообучение происходило путем чтения книг, то новые технологии привели к развитию множества таких методов, при которых обучаемый взаимодействует с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых.
    Для самообучения на базе современных технологий характерен мультимедиа подход.

  Методы инновационного обучения один-одному

    Педагогические методы "один - одному", т.е. методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного обучаемого с преподавателем или с другим обучаемым, развиваются в современном образовании не только на основе непосредственного контакта, но и посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта.


    Особенно важным является развитие теленаставничества, опосредованного компьютерными сетями.

Преподавание "один - многим"

     Преподавание "один - многим", в основе которого лежит представление преподавателем учебного материала перед обучаемыми, не играющими активной роли в коммуникации, свойственно традиционной образовательной системе, но оно получает новое развитие на базе инновационных технологий.
     Так, лекции, записанные на аудио- или видео, читаемые по радио или телевидению, дополняются в инновационном образовательном процессе так называемыми "элекциями" (электронными лекциями), т.е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям. Элекция может представлять собой не традиционный лекционный текст, а подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям.   

Педагогические методы на основе коммуникаций "многие - многим"

- это методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса.
    Интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний.
     Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Особую роль в учебном процессе играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность.
     Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки.

Ведущим приёмом самоанализа профессиональной деятельности, использую метод менеджмента – аудит.

Аудит – (от лат.  audit — слушает)

ауди́торская прове́рка — процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта.


Предлагаю вашему вниманию вариант Внутреннего аудита учебного занятия



 

Оценка в баллах

 

 

 

 

 

п/п

Основные критерии эффективности занятия

комбиниров

 

лекция

 

семинар

 

 

 

макс

факт

макс

факт

макс

факт

1

Нормативное обеспечение учебной деятельности

8

 

8

 


8

 

1,1

Наличие примерной, рабочей программы, КТП по дисциплине

2

 

2

 

2

 

1,2

Соответственные темы занятия рабочей программе, КТП

2

 

2

 

2

 

1,3

Наличие технологической карты занятия с расчетом времени

2

 

2

 

2

 

1,4

Обеспечение учителем качественного ведения учебной документации (журнал учебных занятий, рабочая программа, КТП, технологическая карта занятия)

2

 

2


 

2

 

 

Итоговый балл

8

0

8

0

8

0

2

Осуществление целевой установки занятия

9

 

9

 

9

 

2,1

Определение и формулирование познавательной и развивающей цели занятия

4

 

4

 

4

 

2.2.

Осуществление мотивации деятельности учеников

5

 

5

 

5


 

 

Итоговый балл

9

0

9

0

9

0

3

Организационная часть занятия

4

 

4

 

4

 

3.1.

Психологические и санитарно-гигиенические условия (комфортность, освещенность и т.д.)

1

 

1

 

1

 

3.2.

Подготовленность учеников к занятию

2

 

2

 

2

 

3.3.


Культура межличностных отношений

1

 

1

 

1

 

 

Итоговый балл

4

0

4

0

4

0

4

Контроль и оценка качества знаний, умений учеников

12

 

нет

 

14

 

4.1.

Разнообразие методов контроля знаний

4

 

 

 

4

 

4.2.

Использование учениками при ответах ПВМ, макетов, схем, наглядных пособий, классной доски


4

 

 

 

6

 

4.4.

Количество опрошенных учеников (активность класса), объективность и накопляемость выставления оценок, их комментирование

4

 

 

 

4

 

 

Итоговый балл

12

0

нет

 

14

0

5

Содержание и изложение учебного материала

16

 

20

 

нет

 

5.1.

Логичность и последовательность, доступность изложения материала


4

 

6

 

 

 

5.2.

Междисциплинарные и метапредметные связи

4

 

4

 

 

 

5.3.

Использование наглядных пособий, ТСО

4

 

6

 

 

 

5.4.

Использование новых педагогических технологий, активных методов обучения

4

 

4

 

 

 

 

Итоговый балл

16

0


20

0

нет

 

6

Закрепление знаний

3

 

3

 

3

 

6.1.

Эффективность методов и приемов закрепления изучаемой темы

1

 

1

 

1

 

6.2.

Уровень усвоения изученного материала на учебном занятии

1

 

1

 

1

 

6.3.

Использование дидактического раздаточного материала

1

 

1


 

1

 

 

Итоговый балл

3

0

3

0

3

0

7

Информация о домашнем задании

2

 

2

 

2

 

7.1.

Характер и объем домашнего задания

1

 

1

 

1

 

7.2.

Проведение инструктажа по его выполнению

1

 

1

 

1

 


 

Итоговый балл

2

0

2

0

2

0

8

Дидактическая и методическая структура занятия

15

 

20

 

15

 

8.1.

Соответствие структуры занятия поставленным дидактическим целям

3

 

4

 

3

 

8.2.

Соразмерность структурных элементов занятий

3

 

4

 

3

 

8.3.


Оптимальность используемых форм, методов и приемов работы

3

 

4

 

3

 

8.4.

Владение учителем применяемой образовательной техники

3

 

4

 

3

 

8.5.

Оптимальность предложенного на занятии темпа учебной работы

3

 

4

 

3

 

 

Итоговый балл

15

0

20

0

15

0

9

Организация учебной деятельности учеников


12

 

11

 

16

 

9.1.

Сохранение учениками в течение всего занятия высокой работоспособности

3

 

3

 

4

 

9.2.

Выполнение учениками работы поискового характера

3

 

3

 

4

 

9.3.

Умение учениками планировать, анализировать и оценивать свою деятельность, развитие речи, специальных умений и навыков

3

 

2

 

4

 

9.4.


Организованность, дисциплинированность, отношение учеников к требованиям учителя

3

 

3

 

4

 

 

Итоговый балл

12

0

11

0

16

0

10

Гуманистическая направленность обучения и воспитания

10

 

10

 

16

 

10.1.

Формирование учителем позитивной мотивации к соблюдению учениками социальных и нравственных форм

2

 

2

 

3

 

10.2.


Стимулирование учителем учеников к творчеству, саморазвитию

2

 

2

 

4

 

10.3.

Создание на занятии атмосферы доброжелательности, педагогической требовательности и взаимопомощи

2

 

2

 

3

 

10.4.

Соблюдение учителем требований валеологии

2

 

2

 

3

 

10.5.

Воспитательное воздействия личности учителя: его внешний вид, речь, манеры

2

 

2

 

3

 

 


Итоговый балл

10

0

10

0

16

0

11

Результат занятия

9

 

9

 

9

 

11.1.

Выполнение плана занятия

3

 

3

 

3

 

11.2.

Реализация поставленных целей

3

 

3

 

3

 

11.3.

Знание дисциплины преподавателем и уровень его педагогического мастерства

3


 

3

 

3

 

 

Итоговый балл

9

0

9

0

9

0

итог

 

100

0

96

0

96

0



следующая страница >>