zabika.ru 1
ЗРЕЛИЩНЫЕ ШАХМАТЫ, ГО, РЕНДЗЮ, ШАШКИ, ОТЕЛЛО-РЕВЕРСИ И ДРУГИЕ ПО СИСТЕМЕ ОВАКИМЯНА


Информационная справка. Подготовил Г.К.Овакимян

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ


«Как привлечь инвесторов, как сделать зрелищным наш вид спорта, чтобы гонорары шахматистов достигли уровня футболистов, боксеров?»

Президент ФИДЕ К.Н.Илюмжинов

«Главное – вдохнуть новую жизнь в застывшую структуру шахматных соревнований и «прорваться» на мировой телевизионный экран»

Главный редактор журнала «64» А.Б.Рошаль

«Зрителей, прежде всего, привлекает элемент борьбы».

Чемпион мира по шахматам Г.К.Каспаров

Отсутствие зрелищности является недостатком не только шахмат, но и других очень популярных в мире интеллектуальных игр, таких, как го, рендзю, шашки, отелло-реверси и другие. Парадоксально, но факт: области человеческих интересов, имеющие в мире порядка 2 миллиардов поклонников, практически не представлены на телевидении – этом важнейшем источнике финансирования, а, значит, и развития.

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ


Философскую сторону проблемы блестяще демонстрирует диалог, состоявшийся между католическим пастором и академиком Л.О. Бадаляном:

- Как вы себе представляете Бога?

- Бог в каждом из нас.

- Бог не в нас. Бог между нами. (!)

А если по существу, то основная причина отсутствия зрелищности заключается в том, что «…шахматы в основ­ном являются игрой вслепую» (3). Имеется в виду то, что весь процесс принятия решения никак внешне не проявляется. В результате от зрителя скрывается огромное количест­во, может быть самой интересной игровой информации, так называемые «Два Кита» всех интел­лектуальных игр – «оценка позиций» и «расчет вариантов». Показать зрителю ход размышлений шахматиста при индивидуальной игре практически невозможно. Поэтому, ключом к решению проблемы зрелищности шахматной (го и др.) игры является командное обсуждение, построенное по принципу «мозгового штурма», как это происходит, например, во время игры «Брейн-Ринг». Причем, обсуждение это должно быть неформальным и реально определяющим ход и результат игры. Достичь этого можно только одним способом: создав четкую систему многоуровневой взаимозависимости. Последняя, кроме всего прочего, порождает второй, очень важный аспект зрелищности – психологическую борьбу внутри самой команды.


КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ


Принципиально важно то, что правила самой шахматной (го и др.) игры не меняются. Партия ведется на нескольких игровых-демонстрационных досках, а командам предоставляются рабочие доски для свободного обсуждения позиций и расчета вариантов. Взаимозависимость между членами команд, вариантами развития партии и игровыми досками достигается следующим образом. Доски между участниками не распределяются. Контроль времени осуществляется с помощью одних часов. И, что самое главное, вводятся качественно новые принципы организации игры, такие, как «ветвление» и «отбор» вариантов развития партии, а также, «распределение» и «перераспределение» между ними игровых досок. В результате их применения в партии возникает «текущий» и «окончательный» счет (4, 5, 6).

ЭЛЕМЕНТЫ ЗРЕЛИЩНОСТИ


Зрелищность любой игры определяется степенью информационной насыщенности, т.е. количеством доступной и воспринимаемой зрителем игровой информации за единицу времени. По этому показателю шахматы (го и др.) по предлагаемой системе не уступают большинству популярных спортивных и телевизионных игр. Все элементы зрелищности можно объединить в две большие группы. Перефразируя название знаменитой книги известного американского психолога Э.Берна (1) их можно обозначить как:

  • Шахматы, в которые играют люди;

  • Люди, которые играют в шахматы.


Шахматы, в которые играют люди.

Во-первых, на протяжении всей партии зрители имеют возможность наблюдать за обсуж­дением командой хода игры на рабочих досках. А именно: какие предлагаются варианты продолжения, как и на какую глубину они рассчитываются, каким образом происходит их сравнительная оценка и отбор того или иного варианта. Несогласованные действия от­дельных членов команды исключаются. А, значит, каждый из участников должен не просто предложить очередной ход, но и убедительно, аргументировано обосновать его целесообразность и преимуще­ство перед другими предложениями, а значит раскритиковать последние. И все это в прямом эфире! Во-вторых, на демонстрационных досках фактически разыгрываются несколько конкурирующих вариантов-партий одного из дебютов. При этом, если «ветвления» и «отборы» отражают качественные изменения игровой ситуации, то «распределения» и «перераспределения» - количественные.

Люди, которые играют в шахматы.

Использование такой системы создает в командах сложную эмоционально- и социально-психологическую атмосферу, неспецифическую для шахмат. По-видимому, она вызовет не меньший, а, может быть, и больший интерес у зрителей, не имеющих к шахматам прямого отношения. Во-первых, появляется возможность наблюдать на примере командной игры практически всё многообразие жизненных ситуаций, характерных для индивидуальной и групповой конкурентной борьбы; их непрерывное изменение в зависимости от наличия или отсутствия преимущества, времени, альтернативных путей развития и т.п. Во-вторых, перед командами встают понятные всем проблемы: лидерства и психологической совместимости, разделения труда и специализации, выбора эффективных в тех или иных условиях форм управления и принятия решения (авторитарных, демократических и т.п.), генерирования новых идей и инновационных предложений, их обсуждение, внедрение и развитие в конкурентной среде и многое другое. С этой точки зрения, «ветвления» и «отборы» отражают качественные, а «распределения» и «перераспределения» – количественные изменения уже жизненной ситуации.
РЕЗЮМЕ

Всё вышеперечисленное позволяет транслировать в прямом эфире всю шахматную (го и др.) партию от первого хода до последнего!

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЗРИТЕЛИ


  • Любители шахмат, го, рендзю, шашек, отелло-реверси и других, подобных игр.

  • Многочисленные любители психологической драмы, разворачивающейся в условиях острой конкурентной борьбы.

  • Потенциальные избиратели в период предвыборных кампаний при игре команд заинтересованных политиков, умеющих играть в шахматы. А таких, например, в России достаточно (Строев, Лебедь, Илюмжинов, Явлинский, Иваненко, Жуков, Макаров и т.д.). При этом, в качестве лозунга дня может быть выдвинут принцип Строева-Бжезинского: «Не умеешь играть в шахматы – нечего заниматься политикой» (2).
  • Педагоги и учащиеся. Многие ведущие специалисты настаивают на том, что школа должна давать модели, а не всеобъемлющие знания. А по многим показателям шахматная игра, особенно по предлагаемой системе, является идеальной объяснительной моделью. Кроме того, в школьном образовании отсутствует такая важная для эффективной социализации личности ребенка область, как игровое обучение методам психологической борьбы и адаптации в группе, коллективе (9).


  • Широкая научная общественность, от математиков и программистов до психологов и социологов, занимающихся количественным и качественным анализом сложных нелинейных систем и использующих наглядные модели теории катастроф, теории информации, теории игр, теории личности, теории принятия решения, теории диффузии инновации, теории менеджмента, теории маркетинга и т.д. и т.п. (7, 8, 9, 10, 11). При этом учитывается уникальная особенность шахматной модели, а именно, возможность использования в качестве экспертных систем современных игровых и аналитических шахматных компьютерных программ.


ЛЮДИ, ОРГАНИЗАЦИИ И ФИРМЫ, ИМЕЮЩИЕ ПРЯМУЮ МАТЕРИАЛЬНУЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ВО ВНЕДРЕНИИ ПРЕДЛАГАЕМОЙ СИСТЕМЫ

  • Профессионалы шахмат, го, рендзю, шашек, отелло и других подобных игр, их клубы и федерации.

  • Руководители спортивных, научно-популярных и учебно-воспитательных программ телевидения, а также издательств соответствующей специальной и популярной литературы.

  • Производители электронного оборудования и программного обеспечения для эффективного проведения такого рода соревнований.

Учитывая большую популярность во всем мире указанных интеллектуальных игр, с высокой степенью вероятности можно предположить, что внедрение предлагаемой системы позволит легко и быстро создать огромный и пока никем не занятый рынок труда, услуг и товаров.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Пер. с англ. – М., 1988 г.

  2. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – Пер. с англ. – М., 1999 г.

  3. Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. – М., 1981 г.

  4. Овакимян Г.К. Новая система проведения интеллектуальных игр. – М., СПАС, 1997 г.

  5. Овакимян Г.К. Интеллектуальные игры по новой системе. – «64-Шахматное обозрение», 1997, №7, с. 41-43.
  6. Овакимян Г.К. Зрелищные шахматы – миф или реальность?- Планета диаспор, № 19, 1999 г.


  7. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. – М., 1998 г.

  8. Психология управления. Курс лекций. (Серия «Высшее образование»). – М.- Новосибирск, 1999 г.

  9. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. – Пер. с англ. – М., 1999 г.

  10. Рудестам К. Групповая психотерапия. (Серия «Мастера психологии») – Пер. с англ. – СПб, 1998 г.

  11. Солсо Р. Когнитивная психология. – Пер. с англ. – М., 1996 г.