zabika.ru 1 2 3

Введение


ВВЕДЕНИЕ
*
Актуальность темы исследования. Анализируя состояние и динамику реформируемой национальной экономики России и ее регионов, можно сделать вывод о накоплении в ней в целом и в отдельных региональных и отраслевых сегментах негативных тенденций, кризисных ситуаций, потенциально несущих серьезные угрозы национальным интересам в области экономики.
К сожалению, процесс становления и развития рыночных отношений в экономике страны в результате реализации недостаточно обоснованных реформацион-ных мер обусловил резкое обострение кризисной ситуации в экономике, связанной с критическим снижением уровня жизни населения, ростом износа основных фондов, активизацией техногенных катастроф, утратой 'научно-технического потенциала, криминализацией общества, снижением уровня управляемости и государственного воздействия на воспроизводственный процесс в стране.
Эти обстоятельства выдвигают в качестве первоочередных задач государственной экономической политики выработку эффективной стратегии обеспечения экономической безопасности в экономике как страны, так и ее регионов, причем наиболее остро эти проблемы касаются большинства регионов страны. 1* Региональный аспект национальных интересов в области экономики необхо-
димо рассматривать в плане реализации целей и задач государственной региональной политики, в которой должны быть отражены роль и место отдельных регионов в обеспечении общенациональных интересов. Практически эффективная государственная региональная политика в современных условиях является основой и гарантированным проводником позитивного влияния государства на регионы в плане обеспечения национальных интересов в области экономики. При этом стратегия экономической безопасности может рассматриваться как один из важнейших механизмов реформы и преобразований в стране, федеральных округах и регионах.

Определенные позитивные сдвиги, связанные с увеличением объемов производства в отдельных отраслях и регионах, а также экономике в целом, поставленная задача об удвоении объемов ВВП, некоторые улучшения в решении социальных проблем ставят все более масштабные и сложные задачи обеспечения экономической безопасности России и ее регионов, усиливая взаимодействие целей и за-дач государственной экономической политики с вопросами обеспечения национальной безопасности.

В этой связи представляют особое практическое1 и научно-теоретическое зна-чение решение задач обеспечения экономической безопасности в федеральных округах страны, недавно образованных территориально-административных системах, способных оказать значительное влияние на единство страны и решение проблем обеспечения национальных интересов в экономике регионов. Последнее определяет актуальность темы исследования и ее выбор.
Степень научной разработки проблемы. Проблема обеспечения национальных интересов в области экономики вызывает сегодня повышенный интерес как в научных кругах, так и на практике, что обусловлено наличием негативных тенденций и нарастанием противоречий в экономическом развитии. С этой целью приняты Концепция национальной безопасности и «Основные положения стратегии экономической безопасности РФ». Данной проблеме посвящен ряд научных публикаций и исследований, в этом направлении ведутся серьезные разработки в ведущих научно-исследовательских организациях страны.
И все же, несмотря на уже проведенные исследования в области обеспечения экономической безопасности, которые опубликованы в работах Абалкина Л., Богданова И., Бухвальда Е., Балацкого Е., Глазьева С, Гловацкой Н., Городецкого А., Губина Б., Иванова Е., Илларионова А., Михайлова Б., Олейникова Е., Панькова В., Павлова В., Роговой О., Сенчагова В., Тамбовцева В., Татаркина А., Фаминского И. и др., до сих пор нет достаточной полноты в трактовке места и роли субъектов обеспечения экономической безопасности, особенно в региональной сфере, в частности, федеральных округов.
Необходимо отметить, что остается открытой проблема прогнозирования угроз безопасности как на уровне субъектов РФ, так и федеральных округов, что не позволяет предотвращать более масштабные ущербы экономики страны и регионов. Имеются проблемы в разработке современных механизмов и инструментов обеспечения региональной экономической безопасности, а также стратегических аспектов нейтрализации угроз безопасности регионам.

Анализ показывает на необходимость диагностики и мониторинга угроз экономической безопасности в пространственном ареале федеральных округов страны, обоснования предложений по экономико-правовым механизмам преодоления кризисных ситуаций и угроз безопасности экономике регионов.

*1 Сложность и многоплановость проблемы обеспечения экономической безо-
пасности (на различных уровнях ее решения: страна, федеральный округ, субъект
РФ), наличие нерешенных и дискуссионных проблем, отсутствие практически отработанных подходов обуславливают необходимость научного осмысления, комплексного анализа и выработки практических рекомендаций по решению этой актуальной для государства и общества проблемы.
Цель исследования состоит в исследовании и обосновании необходимости укрепления государственной политики в области обеспечения национальных интересов и безопасности экономики страны и регионов, в частности, федеральных округов, выработке методических подходов, механизмов и инструментов нейтрализации угроз безопасности на данном уровне регионального управления.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие основные задачи:
- определить роль федеральных округов в развитии федерализма в России;
- обосновать теоретико-методические подходы к решению проблем обеспечения экономической безопасности федеральных округов страны;
- выработать предложения по использованию эффективных механизмов и инструментов для обеспечения экономической безопасности федерального округа;
- обосновать особенности и механизмы обеспечения национальных интересов в экономике федеральных округов на примере Дальневосточного федерального округа с учетом его геополитического положения;
- разработать меры по обеспечению экономической безопасности округа и обосновать приоритеты в аспекте конкурентной борьбы за ресурсы его развития; оценить миграционную и демографическую ситуацию в ДВФО и меры по ее стабилизации.
Объектом исследования являются федеральные округа как специфические организационно-властные формы государственной региональной политики, реализующие функции обеспечения экономической безопасности.

Предметом исследования выступают отношения, механизмы и инструменты реализации национальных интересов по обеспечению экономической безопасности в федеральных округах страны.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции, гипотезы, подходы, предложения по организации обеспечения экономической безопасности, разработанные и обоснованные в научных трудах отечественных и зарубежных ученых; нормативно-правовые акты органов государственной власти и управления всех уровней, регламентирующие стратегические аспекты и практиче-
ские меры, ориентированные на повышение устойчивости и безопасности экономики страны и ее регионов.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты и аналитико-статистические материалы Правительства РФ, Совета безопасности РФ, Госкомстата РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, администраций федеральных округов страны, включая Администрацию Дальневосточного федерального округа и субъектов РФ, входящих в его состав; теоретико-практические разработки в области государственного регулирования развития ДВФО и обеспечения его безопасности, в которых автор принимал личное участие; материалы научных конференций и симпозиумов.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке практических рекомендаций по обеспечению национальных интересов в экономике федеральных округов, повышению их роли в усилении социально-экономической защищенности субъектов РФ; формированию эффективных механизмов и инструментов, ориентированных на нейтрализацию кризисных ситуаций и угроз в экономике округов, выработке мер, обеспечивающих безопасное и устойчивое развитие округа (на примере Дальневосточного федерального округа).
К важнейшим научным результатам исследования, полученным автором, относятся следующие:

- выявлены тенденции современной регионализации страны в аспекте обеспечения устойчивости и безопасности развития экономики, укрепления единства экономического пространства страны на основе усиления взаимосвязи воспроизводственных элементов регионального развития; обоснована необходимость реализации современного регионального проекта обустройства России на основе активизации роли федеральных округов;

- определена роль федеральных округов в системе укрепления «вертикали власти» и развития федерализма в России; даны предложения по расширению функций округов, особенно в плане обеспечения национальных интересов страны с их оценкой; определены основы стратегической концепции развития института федеральных округов;
- уточнена трактовка понятия «экономическая безопасность федерального округа»; разработана структурная модель экономической безопасности округа (основные сегменты); систематизированы национальные интересы в экономике феде-
ральных округов;
- разработана классификационная схема угроз и кризисных ситуаций в федеральных округах, осуществлена систематизация основных критических сфер и потенциальных угроз безопасности округам страны (по семи округам) с экспресс-оценкой ситуации в каждом округе; обоснован подход к выделению «типичных» и «нетипичных» кризисных ситуаций; определена роль федеральных округов в формировании компенсационного потенциала нейтрализации угроз безопасности; дана аналитическая оценка важнейшей угрозы безопасности - криминализации воспроизводственного процесса;
- осуществлены позиционирование ДВФО в аспекте обеспечения национальных интересов и выявления потенциальных и реальных угроз национальной безопасности, систематизация и оценка критических проблем, требующих решения в реальном секторе ДВФО, и разработаны соответствующие рекомендации;
- разработаны рекомендации по регулированию внешней миграции в ДВФО в аспекте обеспечения его безопасности, а также определен комплекс мер по формированию нового социокультурного сообщества в округе на основе активной переселенческой политики и изменения демографической ситуации в округе.

Практическое значение и апробация работы. Содержащиеся в диссертации научно-теоретические выводы и практические предложения ориентированы на использование администрацией округов и субъектов РФ при формировании их систем обеспечения экономической безопасности, выработке мер по повышению устойчивости экономики и снижению уровня угроз безопасности в ключевых сферах регионов. Особенно это касается активизации контрольно-надзорных функций администраций региона за сферами потенциально-возможных кризисных ситуаций в экономике путем использования современных механизмов и инструментов обеспечения экономической безопасности, в частности, мониторинга безопасности, индикаторов пороговых значений безопасности, подготовки нормативно-правового обеспечения работ по нейтрализации угроз безопасности.

Результаты данного исследования использованы при разработке Администрацией ДВФО мер по обеспечению безопасности и устойчивости экономики округа в рамках решения проблем социально-экономического развития округа, а также при оказании помощи субъектам РФ, входящим в ДВФО, в выработке концептуальных документов по стратегии обеспечения экономической безопасности в регионах.
Основные положения диссертационной работы докладывались на всероссий-
8
ских и региональных конференциях: конференции «Российские регионы: проблемы устойчивого развития и экономическая безопасность» (Владивосток, 2003); всероссийской научно-практической конференции «Промышленно-ресурсный потенциал региона и проблемы обеспечения экономического роста» (Владивосток, 2003) и др.
Работа обсуждалась на семинаре в Центре финансово-банковских исследований ИЭ РАН, а ряд ее положений был использован при подготовке доклада по проблемам обеспечения экономической безопасности, выполненного ИЭ РАН по заказу Минэкономразвития РФ (2004).
Публикации: $ работ общим объемом 3,/п.л.
«I
Глава I. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА В ПРОЦЕССЕ НОВОЙ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ РОССИИ
§1. Современная регионализация в аспекте обеспечения устойчивости и безопасности развития экономики и общества

Рыночная трансформация экономики России обусловила необходимость современного позиционирования субъектов РФ в региональном пространстве России, перехода к новому регионализму, отвечающему духу и тенденциям развития общества и экономики. Можно с полным основанием утверждать, что Россия в этой области оказалась неадекватной реализуемым новым рыночным механизмам и инструментам. Реализация лозунгов «берите столько суверенитета, сколько сможете» или все «разрешено, что не запрещено» нанесли существенный ущерб поступательному в целом и прогрессивному реформационному процессу. Попытку заключения двухсторонних договоров с субъектами Федерации и скоропалительное укрепление вертикали власти, в целом нужно оценить положительно, рассматривая только как предварительный этап к цивилизованной модернизации российского государственно-административного устройства.


следующая страница >>