zabika.ru 1
Вопросы и задания для итогового повторения

Глава II. Проблемы социально-политической и духовной жизни


  1. Русско-американский социолог П. Сорокин писал, что при голоде идеология человека деформируется в направлении усиления суждений, теорий, убеждений, при данных условиях «одобряющих» применение мер, способных дать пищу, и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утолению голода.

Как вы понимаете эту мысль? Каково ваше отношение к данному утверждению?

  1. Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующее утверждение: «В период Новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность»?

  2. Какие из приведённых ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными:

  1. свобода – это отсутствие всяких преград и помех;

  2. свобода – это осознанное следование необходимости;

  3. свобода (свободная воля) – это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований;

  4. свобода – это избавление жизни от ограничений и принуждения?

  1. В представленном ниже фрагменте текста выделите тезис (основную идею) и аргументы. Оцените, являются ли эти аргументы:

    1. достоверными;

    2. проверяемыми.

«Ряд учёных полагает, что каждой исторической эпохе соответствует определённый тип основных умонастроений и эмоциональных отношений, своего рода «дух времени». Он определяет преобладающую духовную атмосферу определённого исторического периода. Так, в эпоху классического Рима доминантой была гражданственность, а в период подготовки Великой французской революции конца XVIII в. такой доминантой была свобода».

Согласны ли вы с тезисом, высказанным в фрагменте текста? Приведите собственные дополнительные аргументы.


  1. Согласны ли вы с высказыванием: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»? Свою позицию обоснуйте.

  2. Известный мыслитель XIX в. утверждал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона… Законы – это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов».

Прокомментируйте это высказывание.


  1. Прочитайте приведённый текст, ответьте на вопросы:

«Понятие общественное мнение используется в двух смыслах:

      1. мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями определённой социальной группы и субкультуры в данном обществе;

      2. доминирующее мнение среди всех представителей общественности.

Согласно первому определению, общественных мнений может быть много и их число зависит от степени гетерогенности (гетерогенность – неоднородность по составу) и степени неравенства в обществе. Если следовать второму определению, то общественное мнение представляет собой лишь мнение большинства представителей общественности, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуждаемой проблеме…

Общественное мнение создаётся через межличностное общение и средства массовой коммуникации. При этом его роль в разных обществах далеко не одинакова…»
(Фролов С. С. Социология. – М., 2003. – С. 248.)
Как в данном тексте определяется, что такое общественное мнение? Как, по-вашему, связаны между собой общественное мнение и общественное сознание?

Выскажите свою точку зрения, почему значительна роль общественного мнения в современных демократических обществах, какими обстоятельствами это обусловлено.
  1. В данном ниже стихотворении отражены особенности психологического портрета определённой социальной группы. Выскажите обоснованные предположения о том, кому свойственны такие черты:



Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж с плеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!
А. К. Толстой


  1. В Конституции РФ (ст. 7, ч. 1) записано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Какое содержание вы вкладываете в понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие»? Какие направления внутренней политики играют решающую роль в достижении этой цели? Назовите факторы, препятствующие её реализации. Аргументируйте свою позицию.

  1. Л. Н. Толстой писал: «Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое моё отношение к окружающему меня бесконечному миру».

Согласны ли вы с мнением писателя? Аргументируйте свой ответ.

  1. Установите соответствие между политической идеологией и типичной для неё идеей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.




ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

ИДЕЯ

А) либеральная

1) традиционализм, стабильность, порядок

Б) консервативная

2) переустройство общества на принципах равенства и социальной справедливости

В) социал-демократическая

3) расовое неравенство, культ насилия


Г) коммунистическая

4) свобода личности, свобода предпринимательской деятельности, разделение властей, равенство перед законом

Д) фашистская

5) концепция демократического социализма


Запишите в таблицу выбранные цифры (в тетради).


А

Б

В

Г

Д