zabika.ru 1

Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине


«История и философия науки»

2012-2013 уч.год

(преп. В.А. Глуздов, А.А. Касьян, Л.Е. Шапошников)


  1. Понятие мировоззрения, его структура и функции.

  2. Типы мировоззрения (мифологическое, религиозное, философское).

  3. Возникновение философии и причины ее появления. Основные философские темы.

  4. Проблема предмета и метода философии. Структура и функции философии.

  5. Предмет философии науки, ее место и роль в научном познании

  6. Проблема возникновения и определения науки. Понятие образа науки (наука как знание, деятельность, социально-культурное явление)

  7. Образ науки Античной эпохи.

  8. Образ науки эпохи Средневековья.

  9. Образ науки эпохи Возрождения.

  10. Наука в эпоху Нового времени: методологические, мировоззренческие, социальные аспекты.

  11. Образ науки в философии Нового времени.

  12. Классическая наука как основание техногенной цивилизации.

  13. Позитивизм как философия науки: основания, этапы эволюции.

  14. Классический позитивизм: становление, проблематика, значение.

  15. Развитие науки (19век – начало 20в.) и философия эмпириокритицизма.

  16. Логический эмпиризм.

  17. Критический рационализм (К. Поппер).

  18. Методология научно-исследовательских программ (И. Лакатос).

  19. Концепция развития науки Т. Куна.

  20. Эпистемологический анархизм и проблема статуса науки в современном обществе (П. Фейерабенд).

  21. Личностное знание (М.Полани), тематический анализ науки (Дж.Холтон)

  22. Отечественная философия науки: дооктябрьский (1917год) период.

  23. Отечественная философия науки: послеоктябрьский (1917год) период.

  24. Структура науки: дисциплинарный подход, фундаментальные и прикладные науки. Дифференциация и интеграция науки.
  25. Структура науки: эмпирический и теоретический уровни научного познания.


  26. Логические методы познания (анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция).

  27. Эмпирический уровень научного познания. Методы эмпирического исследования.

  28. Методы перехода от эмпирии к теории: абдукция, гипотетико-дедуктивный метод.

  29. Теоретический уровень научного познания. Методы теоретического исследования.

  30. Основные формы научного знания (факт, гипотеза, теория).

  31. Общенаучные подходы в научном познании (исторический, системный, функциональный и т.д.). Методологические принципы современной науки.

  32. Проблема отношений философии и науки: основные модели

  33. Предпосылочное знание: понятие, элементы, функции. Стиль научного мышления. Научная картина мира.

  34. Онтологические допущения как основания научных принципов

  35. Понятие научного закона. Законы причинные и статистические

  36. Язык науки: особенности, структура, функции

  37. Специфика социально-гуманитарного познания (объекты исследования, субъект-объектные отношения, историчность объектов, особенности детерминации, особенности законов).

  38. Специфика эмпирического уровня социально-гуманитарных наук ( особенности применения общенаучных методов, проблема реконструкции фактов)

  39. Особенности языка социально-гуманитарных наук. Герменевтика как метод социально-гуманитарного познания.

  40. Объяснение в социально-гуманитарных науках. Основные парадигмы социально-гуманитарных наук.

  41. Христианская философия истории как парадигма познания социальных явлений.

  42. Философия истории в немецкой классической философии и марксизме как методологические основания социального познания.

  43. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.

  44. Наука как социальный институт. Наука в современной России: обретения и потери.

  45. Этика науки – внутренняя и внешняя. Этос науки.
  46. Динамика научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.


  47. Образование. Предмет философии образования.

  48. Человек. Теория человека. Периоды социализации.

  49. Способность и потребность как родовые, сущностные силы человека.

  50. Деятельность. Система деятельности.

  51. Типология деятельности. Педагогическая деятельность.

  52. Система культуры. Образование, обучение и воспитание с точки зрения информационной, операционной и мотивационной составляющих культуры. Образование и общество.

  53. Система высшего образования как социально-когнитивный комплекс.

  54. Учитель в системе образования.

  55. Учебный предмет в системе образования.

  56. Основные принципы современного образования: демократизация, регионализация, фундаментализация, гуманизация, гуманитаризация.