zabika.ru 1 ... 23 24 25 26 27

Разграничение полномочий между центром и субъектами Российской Федерации в сфере внешнеторговой деятельности. Россия – федеративное государство: государственная власть в соответствии с Конституцией разделена «по вертикали» на два уровня – федеральную власть в центре и власть в субъектах федерации.

Механизмом вертикального разделения властей служит разграничение предметов ведения на: а) исключительные полномочия центра; б) предметы совместного ведения (полномочия, осуществляемые совместно центром и субъектами); в) полномочия субъектов (ст.ст. 71-73 Конституции).

Закон «Об основах государственного регулирования ВТД» детализирует данный механизм применительно к ВТД (ст. ст. 6 – 9).

Соответственно к предметам исключительного ведения центра (федеральных органов государственной власти) закон относит следующие, в частности, вопросы: формирование концепции, стратегии ВТД и торговой политики; защита экономического суверенитета и экономических интересов государства, субъектов федерации, российских лиц; государственное регулирование ВТД; установление критериев безопасности для жизни, здоровья граждан, имущества российских лиц, государственного и муниципального имущества, окружающей среды, жизни, здоровья животных и растений при ввозе/вывозе; правила контроля за такой безопасностью; определение порядка ввоза/вывоза ядерных (расщепляющихся), отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, опасных отходов, сильнодействующих, наркотических средств, биологически и генетически активных материалов, внутренних органов человека и т.п.; определение порядка ввоза/вывоза драгоценных металлов и камней; координация международного сотрудничества в области космической деятельности; статистическая отчетность; заключение международных договоров в области внешнеэкономических связей; учреждение, содержании и ликвидация торговых представительств РФ в иностранных государствах; участие в деятельности международных экономических организаций; определение порядка вывоза из России товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну.


К предметам совместного ведения центра и субъектов закон относит следующие вопросы: координация международных связей субъектов; выполнение некоторых международных договоров России (если они затрагивают полномочия субъектов либо совместные полномочия центра и субъектов); информационное обеспечение ВТД; создание страховых и залоговых фондов в области ВТД и др.

Субъекты федерации в пределах своей компетенции имеют право: заключать соглашения об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а с согласия Правительства - с иностранными государствами; содержать своих представителей при торговых представительствах РФ в иностранных государствах; открывать в иностранных государствах в установленном порядке свои представительства для реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей; формировать региональные программы ВТД.
О принципах международного торгового права и внешнеторговой деятельности в России. В законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» законодательно зафиксированы принципы ВТД, являющиеся принципами международного торгового права, - принципы взаимности, экономической недискриминации (ст. 4), наибольшего благоприятствования, предоставления национального режима и др.

Особенность данных принципов заключается в том, что они являются методом сопоставления и уравнивания условий, способом организации отношений, технико-правовым инструментарием или, другими словами, своего рода «трафаретами», «стандартами». Это – принципы-методы, хотя одновременно и содержательные нормы. Они являются «принципами» всего международного права, но наибольшее применение нашли в международной экономической системе.

Так, принцип экономической недискриминации «не разрешает» создавать для иностранных товаров и лиц правовой режим, который был бы хуже, чем общий правовой режим, предоставляемый товарам и лицам из третьих государств.


Принцип наибольшего благоприятствования требует уравнивания условий в сравнении с наилучшими условиями, предоставляемыми товарам и лицам иностранных государств; сфера применения этого метода (например, тарифная сфера) может оговариваться сторонами в двустороннем или многостороннем соглашении, а может вытекать из международного обычая.

Принцип предоставления национального режима требует уравнивания правового режима для иностранных товаров и лиц с правовым режимом, которым пользуются отечественные товары и лица.

Роль и значение принципа предоставления национального режима возрастает. Он содействует конвергенции правовых систем разных государств, которая прослеживается в мире.

В целом данные принципы составляют некое «триединство», являющееся стержнем организации международного торгового права вообще и права ВТО в особенности, обеспечивая с разных сторон недискриминационное отношение.

В рассматриваемом законе предусмотрено, что государственное регулирование ВТД должно осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России (ст. ст. 3, 5, 12).

В статье 4 закона провозглашен принцип равенства и недискриминации российских и иностранных участников ВТД на основе взаимности в отношении государств-партнеров.

Кроме того, предписывается недискриминационное применение количественных ограничений экспорта/импорта (ст. 22), однако данное предписание может не применяться в отношении товаров, происходящих из государства (группы государств), с которыми у России нет взаимных договорных обязательств о режиме наибольшего благоприятствования.

Принципом недискриминации должны также руководствоваться организации, которым предоставлено исключительное право на экспорт/импорт отдельных видов товаров (ст. 26).

Этот же принцип должен действовать, за отдельными исключениями, в случаях международного транзита через территорию России (ст. 31); применения в национальных интересах мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и услугами (ст. ст. 32, 35), а также ответных мер (ст. 40).


В статье 29 закона закреплен принцип предоставления национального режима в отношении товаров, происходящих из иностранных государств.

Внутренние налоги и сборы, технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные, экологические и т.п. требования должны применяться к иностранным товарам таким же образом, как и к аналогичным российским товарам.

Национальный режим иностранным товарам предоставляется в том что касается продажи, предложений к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке России.

В соответствии со статьей 34 закона, национальный режим предоставляется также в отношении внешней торговли услугами, иностранных исполнителей услуг и способов оказания услуг.

Если Россия не имеет соответствующей договорной базы с иностранным государством, в отношении товаров, услуг, иностранных исполнителей услуг из такого государства может быть применен иной режим (ст. ст. 29, 35).

Режим поставки товаров и услуг/работ для государственных нужд исключен из сферы действия принципа предоставления национального режима (ст. ст. 29, 34).

О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров. Применение таких мер входит в компетенцию Правительства России (ст. 13).

Их введение осуществляется на основе другого закона – закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 года (№ 165-ФЗ), вступившего в силу со дня официального опубликования (далее – закон о защитных мерах).

Основной целью закона является защита экономических интересов российских производителей товаров в случаях возросшего, демпингового или субсидируемого импорта в Россию.

Закон устанавливает порядок проведения расследований при таком импорте и введения соответствующих мер.

При этом под специальной защитной мерой понимается ограничение импорта путем введения импортной квоты или специальной пошлины; под антидемпинговой мерой - введение антидемпинговой пошлины или ценовые обязательства экспортеров; под компенсационной мерой – введение пошлины дополнительно к ввозной таможенной пошлине или обязательства органа иностранного государства либо экспортера.


К компенсационным мерам не применяется принцип недискриминационного применения количественных ограничений экспорта/импорта, предусмотренный статьей 22 закона «Об основах государственного регулирования ВТД».

Закон о защитных мерах, по сути, представляет собой административный процессуальный кодекс применительно к сфере ВТД. Значение его трудно переоценить. Это акт, который практически полностью порожден требованиями права ВТО и составлен в соответствии с соглашениями «пакета ВТО».

Следует иметь в виду, что этот закон «вырос» из другого, предшествовавшего ему, закона – «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 года (№ 63-ФЗ).

Некоторые положения указанного закона 1998 года утратили силу сразу же со вступлением в силу закона о защитных мерах; преобладающая часть положений закона 1998 года должна утратить силу через год. Получается, что через год в законе 1998 года останутся действовать практически только главы V, VI, посвященные ограничению импорта в целях поддержания равновесия платежного баланса, выполнения целевых программ, защиты находящихся в структурной перестройке отраслей экономики, проведению мероприятий по ограничению производства сельскохозяйственных товаров, а также мер по защите экономических интересов страны при экспорте товаров.
* * *

Российское законодательство, задействованное в регулирование ВТД и внешнеэкономических связей, продолжает интенсивно развиваться и совершенствоваться. Оно все в более полной мере превращается в законодательство государства рыночной экономики, в которой на внешнеэкономическом уровне взаимодействуют частные лица.

Экономическая (внешнеторговая) функция государства трансформируется в соответствии с современными требованиями, нормами международного права и прежде всего права ВТО. Государство по-настоящему встает на страже государственных интересов, интересов частных лиц и честной конкуренции, овладевая необходимыми методами государственного регулирования.


Набор методов государственного регулирования, как это видно из вышеизложенного, становится все более тонким, сложным и системным. При этом внутреннее право страны нацелено на правомерное, с точки зрения международного торгового права (права ВТО), применение данных методов.

Конечно, в целом сложившаяся система нормативных актов, так или иначе касающихся регулирования ВТД и внешнеэкономических связей, достаточно разрозненна, в ней пока есть пробелы. Но ясно также, что задан вектор ее совершенствования: пробелы будут устраняться, законодательство будет становиться все более цельным, комплексным, взаимосвязанным.

Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» - реальный и эффективный инструмент правового регулирования внешней торговли.
В.М. Шумилов

доктор юридических наук, заведующий кафедрой

Всероссийской академии внешней торговли
Приложение 6

ОБРАЩЕНИЕ РОССИЙСКОГО СОЮЗА ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К ПРАВИТЕЛЬСТВАМ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), представляющий российские компании, отраслевые объединения и союзы, которые производят около двух третей ВВП страны, обращается к правительствам государств-членов Всемирной торговой организации.

РСПП считает, что присоединение Российской Федерации к ВТО в целом отвечает долгосрочным интересам экономического и социального развития страны, является неотъемлемой частью курса на более полное вхождение в многостороннюю торговую систему и более эффективное использование всех преимуществ международного разделения труда.

Признавая необходимость присоединения к ВТО, российские деловые круги считают, что членство России в данной организации отвечает интересам всех ее участников, стремящихся видеть в нашей стране равноправного, стабильного и предсказуемого партнера. Неучастие России в ВТО лишает членов этой организации потенциальных экономических выгод, вступает в противоречие с нынешним статусом России как стратегического партнера развитых и развивающихся стран, разделяющих основополагающие ценности рыночной экономики и свободы личности.


Однако у нас вызывает опасения излишне жесткая позиция, занимаемая ведущими членами организации как по вопросу вступления России в ВТО, так и по всему спектру торгово-экономических отношений.

Так, в последнее время все более усиливается дискриминация российского экспорта на рынках западных стран. В 1992 году, когда Российская Федерация еще только вступила на путь кардинальных преобразований и партнерства с западными государствами, количество ограничительных мер в отношении российского экспорта не превышало 13. Сейчас число подобных мер в отношении России превысило 120. Таким образом, чем быстрее мы продвигаемся по пути реформ, тем больше к нам применяется ограничительных мер из-за якобы «нерыночного» статуса России. Основными жертвами таких действий являются черная металлургия и химия. Не отрицая правомерности того, что введение ограничительных мер является неотъемлемым правом каждого государства, в то же время необходимо признать, что правом любого государства является справедливое расследование ситуации приведшей к их применению. К сожалению, приходится констатировать, что большая часть расследований, сопровождающих ограничительные меры, исходит из признания нерыночного статуса Российской Федерации и фактически вытекающей отсюда «презумпции виновности».

Это происходит на фоне существенной и односторонней либерализации торговой политики России – снижения импортных тарифов, ликвидации различного рода нетарифных мер регулирования.

Поддерживая эту принципиальную линию Правительства России, члены РСПП отмечают необходимость встречных и немедленных изменений дискриминационной политики отдельных членов ВТО в отношении российских товаропроизводителей.

В контексте переговоров о присоединении к ВТО, Россия возьмет на себя серьезные долгосрочные обязательства в сфере доступа на рынок товаров и услуг. Она должна будет привести свое законодательство в полное соответствие с требованиями организации, изменить правоприменительную практику. Таким будет взнос России за членство в организации.


Вместе с тем, партнеры России по переговорам не должны требовать от нее принятия обязательств, выходящих за рамки стандартных требований ВТО, а Правительство РФ – не должно на них соглашаться. ВТО – это юридически обязательная для всех участников система многосторонних правил торговли, где четко определен баланс прав и обязательств. Среди них определяющими являются принципы наибольшего благоприятствования и недискриминации. Эти принципы должны быть в полной мере реализованы и при выработке окончательных условий присоединения России. Одновременно должны быть достигнуты и другие цели, отраженные в преамбуле Марракешского соглашения, где члены ВТО согласились, в частности, с необходимостью развития международной торговли «для повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости и роста реальных доходов и эффективного спроса».

Российские деловые круги считают, что при выработке условий членства России в ВТО, должен учитываться и тот факт, что ряд секторов экономики находится в тяжелом положении. Поэтому для выполнения ряда обязательств, вытекающих из членства в организации, нам необходимы адаптационные периоды. В то же время, очевидно, что такие периоды должны носить точечный характер, должны быть строго ограничены по времени, и не являться основанием для специальных условий членства России в ВТО на постоянной основе, что привело бы к размыванию основополагающих принципов организации.

История ГАТТ и ВТО знает немало примеров того, как члены организации гибко подходили к проблемам учета интересов отдельных стран как в ходе выработки условий их членства в международной системе, так и в ходе выработки новых правил регулирования международной торговли в рамках раундов многосторонних торговых переговоров.

Российские деловые круги исходят из того, что реализация таких подходов на переговорах в Женеве позволит найти решение существующих проблем к быстрой выгоде всех их участников.

Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей)

Москва, 28 февраля 2002 г.


<< предыдущая страница   следующая страница >>