zabika.ru 1 2 3

СОДЕРЖАНИЕ КРИЗИСНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ


  1. Кризис новорожденности

В данный период нельзя рассматривать ребенка отдельно от взрослого, т.к. ребенок еще не обладает никакими способами взаимодействия со взрослыми. Остается спорным вопрос о том, когда кончается период новорожденности. Существует 3 точки зрения (см. рисунок – схему):


Физиологическая позиция



Период кончается тогда, когда ребенок восстанавливает свой первоначальный вес, т.е. с момента установления равновесия обмена со средой


Рефлексологическая позиция



Период кончается с момента появления у ребенка условных рефлексов со всех основных анализаторов (конец 1-го – начало 2-го месяца)


Психологическая позиция




Конец периода связан с появлением у ребенка хотя бы намека на его взаимодействие со взрослым (1,5 – 2 месяца)


Мозг продолжает развиваться, поэтому психическая жизнь связана главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе, а зрительное – на 3-5 неделе. Они придают бодрствованию активный характер.


(далее про КО-комплекс оживления)


  1. Кризис одного года

Суть любого кризиса в детском развитии, по Л.С. Выготскому, состоит в следующем: нововбразования возраста, которые складываются к концу возрастного периода, вступают в противоречие со старой социальной ситуацией развития. Так, возросшая благодаря ходьбе и первому слову, самостоятельность ребенка делает рамки единства матери и ребенка слишком узкими.

Говоря о содержании кризиса 1 года, Выготский говорит о самом становлении ходьбы. Это и есть первый момент в содержании данного кризиса. Второй момент, относится к речи. Выготский говорит о наличии латентного периода в становлении речи, который длится, по Выготскому, примерно 3 месяца. В качестве третьего момента, Выготский называет особенности проявления аффектов и воли. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим.

Круг показателей кризисного периода охватывает все сферы жизни ребенка. Главная – сфера предметной деятельности. Здесь резко возрастает самостоятельность, активность игровых и предметных действий, их разнообразие и главное – все делать самому, даже при отсутствии соответствующих умений. Другой сферой проявления кризисных симптомов являются отношения со взрослыми. Нарастает избирательность в отношениях с различными взрослыми. И наконец, существенные изменения происходят в отношении ребенка к самому себе. Явное стремление отстоять свою независимость и утвердить свое право на самостоятельность проявляются в повышенной обидчивости ребенка, и в протестах против взрослых, и в настойчивых требованиях выполнения его желаний. (ТАБЛИЦА!!!!)
Изменения в поведении ребенка в период кризиса одного года




Поведенческие изменения

Сущность изменений


1

«Трудновоспитуемость» ребенка

Упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания и пр.

2

Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений

Попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения необходимых режимных процедур, овладение большим числом новых умений в игре и в действиях по самообслуживанию

3

Повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых

Обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы

4

Необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях

Связано с выполнением каких-либо действий (например, ребенок просит о помощи, но сразу отказывается от неё), повышенная капризность ребенка


Л.С. Выготский особое внимание уделяет феномену автономной речи. Он считал, главное приобретение этого переходного периода – своеобразная детская автономная речь. Она отличается от взрослой и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Она интересна именно фактом своей краткосрочности в общем русле возникновения новообразований. Автономная речь возникает только при яркой аффективной окраске воспринимаемой ребенком ситуации и активности самого ребенка, эту ситуацию переживающего или действующего в ней.

Итак, по Л.С. Выготскому, в кризисе одного года у ребенка возникает автономная речь, которая, будучи непонятной для окружающих, провоцирует симптомы трудновоспитуемости (гипобулические реакции).


Возникающая около одного года самостоятельная ходьба также может быть отнесена к разряду «переходных новообразований». Но не сама по себе ходьба, а ходьба в отношении к достижению желаемого. Как новый способ передвижения, она оказывается для ребенка сверхпривлекательной. Сама ходьба становится «предметом потребности». Когда же самостоятельная ходьба уже возникла, выбор между тем, как двигаться и что получить делается в пользу привлекательного объекта. Т.о., сама ходьба на короткий период времени становится предметом, опосредующим иной предмет. Следовательно, можно говорить о первом (ситуативном) опосредовании одного предмета потребности (игрушки) другим (способом достижения). Все это свидетельствует о существенном усложнении мотивационно-потребностной сферы.

Т.о., в своем развитии в период около одного года ребенок проходит несколько этапов (ТАБЛИЦА!!!).
ЭТАПЫ КРИЗИСА ОДНОГО ГОДА


этапы

Содержание этапов

1

У ребенка появляются устойчиво привлекательные предметы и ситуации

2

Новый способ передвижения на короткое время попадает в центр внимания ребенка, становится особым опосредующим предметом потребности

3

Запрет (или отсрочка) удовлетворения желания приводит к гипобулической реакции (в поведении) и к появлению стремления (как характеристики психической жизни)

4

Слово взрослого означает удерживаемый аффект


(Гипобулические реакции или симптомы трудновоспитуемости.)

Итак, содержание развития в кризисе описывается посредством термина субъективация – обнаружение самим субъектом собственного желания или действия. Нормальное разрешение кризиса первого года жизни приводит к расчленению предметной и социальной среды. Это расчленение обеспечивает стремление, которое приводит к появлению желания для самого ребенка; к разрушению «пра-мы», становлению новой формы «Я» (Я - желающий) как основы для развития приедметной манипуляции, в результате которой в дальнейшем (к трем годам) возникает «Я-действующий».


Новообразованиями кризиса одного года являютсяовладение ходьбой, автономная речь и гипобулические аффективно-волевые реакции.
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничиваются, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).

Л.С. Выготский выделил симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план, или семизвездие кризиса трех лет (ТАБЛИЦА).

«Семизвездие» кризиса трех лет (первый пояс симптомов)

Симптом кризиса

Характеристика симптома

Негативизм

Проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция на само предложение взрослых. В качестве отличительного признака, негативизм включает в себя то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили.

Упрямство

Реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением.

Строптивость


Безличная поведенческая реакция, направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; выражается в своеобразном детском недовольстве; направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.

Своеволие

Тенденция ребенка к самостоятельности, ребенок хочет все делать сам независимо от своих возможностей, умений и навыков.

Протест-бунт

Наличие в поведении ребенка отдельных проявлений протестующего характера. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

Обесценивание

Резкое изменение отношения ребенка к игрушкам, к близким взрослым, обесценивание их личности.

Деспотизм

Стремление к деспотическому подавлению окружающих, требование постоянного внимания к себе, ревность или агрессивность к младшему ребенку и др.


Симптомы, взятые вместе, производят впечатление эмансипации ребенка: раньше взрослые «водили его за руку», а теперь у него появилась тенденция «ходить самостоятельно».

Данные симптомы обнаруживают: новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Кризис протекает по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Л.С. Выготский описал также второй пояс симптомов, т.е. последствия основных симптомов (ТАБЛИЦА).









  • Внешние и внутренние конфликты,

  • Невротические реакции

  • Ночные страхи

  • Неспокойный сон

  • Резкие затруднения в речи, заикание,

Крайнее обострение негативизма, упрямства, гипобулические припадки.


следующая страница >>