zabika.ru   1 2 3

Варианты формирования идентичности


Вариант идентичности

Характеристика варианта

  1. Неопределенная, размытая идентичность

Состояние избегания решений, отказ от поиска собственной идентичности, своеобразное продление детства. Характеризуется тем, что индивид не выработал четких убеждений.

  1. Досрочная, преждевременная

Принятие на себя обязательств, не проходя через кризис идентичности. Так можно охарактеризовать статус идентичности тех людей, которым рано пришлось принять на себя преждевременную взрослость, включиться в систему соответствующих отношений на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.

  1. Мораторий

Период построения своей идентичности, состояние поиска ответов на вопросы кто я, какой я. Индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения.

  1. Зрелая идентичность

Благополучное разрешение кризиса идентичности – возникновение новой самотождественности. Переход от поиска себя к практической самореализации.


Развитие неадекватной идентичности (в случае неуспешного решения задач самоопределения) может пойти по следующим направлениям:


  • Уход от психологической интимности, избегание близких отношений;

  • Неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;

  • Неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на главной деятельности;

  • Отказ от самоопределения или выбор отрицательных образцов для подражания.


Психологические трудности взросления, притиворечивость и нестабильность представления о себе приводят к эмоциональной напряженности.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи: перед новой жизнью, перед возможность ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, перед армией. Данный возраст представляет собой критический период для возникновения психопатий. Отмечается появление депрессивного состояния (чувство печали, безнадежности, показная скука, агрессивность, беспокойное поведение, капризы и т.д.).

Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. Новообразования – система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Центральное новообразование – профессиональное и личностное самоопределение.

Этим новообразованием завершается данный переходный критический период.

Условия разрешения кризисов школьного возраста


Возрастной кризис

Условия разрешения кризиса

Кризис семи лет

Вербальные формы помощи – беседы и разъяснения; предоставление возможностей для новых форм деятельности; поощрение расширения сферы интересов ребенка; эмоциональная поддержка и помощь

Подростковый кризис

Эмоциональная поддержка и помощь; создание условий для расширения сфер общения и продуктивной деятельности; перевод споров в иной контекст – более общий, менее однозначный; осмысленное обсуждение взаимных прав и обязанностей, содержания требований и т.д.; в отдельных случаях показана жесткая формализация отношений: четкая регламентация требований и соответствующих оценок; создание условий для свободного авторского действия на учебном, но привлекательном для подростка материале

Кризис семнадцати лет

Эмоциональная поддержка, формирование общей готовности к профессиональному самоопределению и подготовка к будущей трудовой жизни в широком плане, психолого-педагогическая помощь в конкретных профессиональных выборах





<< предыдущая страница