zabika.ru 1

Введение


Актуальность проблемы.

В настоящее время понятие проблемы конфликта стало центральным во многих сферах деятельности. Само понятие конфликта сегодня не принадлежит какой–то одной определенной области науки или практики. В междисциплинарном обзоре работ по исследованию конфликтов А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым выделяются 11 областей научного знания, так или иначе изучающих конфликты (по степени убывания количества публикаций): психология, социология, политология, история, философия, искусствоведение, педагогика, правоведение, социобиология, математика, и военные науки.[3]. В современном обществе в рамках отдельного государства большое значение придается статусности, классовости, многонациональности и другим его компонентам. Владея такими качествами как: толерантность, поиск компромисса, диалоговость в общении, гибкий подход к решению социальных проблем и многое другое будет способствовать эффективной конкуретноспособности в современном обществе. Умение быть вне национальности, вне классовой принадлежности, статусности и т.д. является залогом успешной интеграции личности с обществом. Для реализации этого субъекту необходимо уметь взаимодействовать в предконфликтной и конфликтной ситуациях, возникающих в различных сферах деятельности. Актуальность такого подхода обуславливается кризисными, депрессивными, девиантными и другими поведенческими реакциями субъекта в обществе, которые при определенных условиях перерастают в конфликт[1]. Она возникает не только у психологов и социологов, но и у представителей тех профессий, деятельность которых так или иначе связана с возникновением трудностей во взаимодействии с людьми, а это: менеджмент, политическая деятельность, педагогическая деятельность, спортивная деятельность и т.п.[1].

В педагогической среде возникновение конфликтных ситуаций не является редкостью. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности.( гришина стр7). Только от подготовки специалиста в области диагностики, управления и решения конфликтных ситуаций будет зависеть по какому пути развития пойдет конфликт, конструктивному или деструктивному.


Анализ практики и научных исследований показывает, что проблема конфликтов в детско-юношеском спорте является чрезвычайно актуальной. Вместе с тем, подготовка педагогов по Физической культуре и спорту в области решения конфликтов не является обязательной.

Анализируя учебно-тренировочный процесс у борцов греко-римского стиля, мы пришли к определенным результатам, которые позволяют нам выявить основной вид конфликта. Им является межличностный конфликт. Его проявлениями являются конфликт «старшего и младшего поколений», т.е. тренера и спортсмена, и конфликт между спортсменами. Структурно эти взаимодействия можно обозначить как «тренер – спортсмен» и «спортсмен – спортсмен». Необходимо уточнить, что конфликты в структуре «спортсмен – спортсмен» могут быть не только между ровесниками, но и между разновозрастными субъектами. Результаты проведенных исследований показывают, что в структуре «тренер–спортсмен» преобладает преимущественно авторитарный стиль взаимодействия: 74% , что характеризует, в основном, одностороннее, требовательное и узконаправленное отношение к спортсмену, а демократический стиль взаимодействия: 26%. Тренеры (80%) отмечают, что не могут направить конфликты в структурах «тренер – спортсмен» и «спортсмен – спортсмен» в конструктивное русло, так как не обладают достаточными знаниями и умениями по организации эффективного взаимодействия в конфликтных ситуациях, а некомпетентные усилия по их преодолению лишь усугубляют положение. Отмечено, что решение конфликтов и ситуаций, связанных с ними, осуществляется на интуитивном уровне.

Анализ практики спортивной деятельности борцов греко-римского стиля, а также государственных образовательных стандартов для факультетов Физической культуры и спорта позволяет выделить следующие противоречия:

1)между необходимостью профессионального подхода к взаимодействию в конфликтной ситуации тренеров по греко-римской борьбе и недостаточной подготовкой специалистов в области диагностики, управления и решения конфликтов;


2)между реально существующими конфликтными ситуациями в спортивной деятельности и недостаточной квалификацией тренеров в области диагностики, управления и решения конфликтов.

Таким образом, указанные противоречия позволяют нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости профессионального подхода специалиста по ФК и С в области диагностики, управления и решения конфликтов. Необходимость разрешения данной проблемы определяет актуальность темы исследования: «Формирование профессиональной компетентности у педагогов по ФК и С к взаимодействию в конфликте».

Цель исследования.

Разработка и реализация в практике теоретической модели конфликтологической подготовки педагогов по ФК и С.

Объект исследования.

Процесс подготовки педагогов по ФК и С на факультете физической культуры и спорта.

Предмет исследования.

Модель конфликтологической подготовки по ФК и С, обеспечивающая эффективное взаимодействие в субъект-субъектных отношениях.

Гипотеза исследования.

Готовность педагога по ФК и С эффективному взаимодействию в тренировочной и соревновательной деятельности в условиях конфликта обусловлена должным уровнем конфликтологической компетентности, который обеспечивается если:


  1. Процесс подготовки педагога по ФК и С в области диагностики, управления и решения конфликтов в тренировочной и соревновательной среде базируется на основе модели профессиональной конфлитологической подготовки.

  2. Модель профессиональной конфликтологической подготовки педагогов по ФК и С строится на совокупности компонентов:
  • Цели;


  • Теоретических положений;

  • Методики профессиональной конфликтологической подготовки и её диагностики.

Задачи исследования.

  1. определить предпосылки, причины и виды конфликтов в учебно-тренировочном процессе;

  2. проанализировать состояние современной системы конфликтологической подготовки педагогов по ФК и С на факультете физической культуры и спорта;

  3. разработать модель профессиональной подготовки педагогов по ФК и С к взаимодействию в учебно-тренировочном процессе в условиях конфликта;

  4. опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели профессиональной конфликтологической подготовки педагогов по ФК и С.



  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. – 464с.: ил.

  2. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА-М, 2011. – 301 с. – (Высшее образование).

3)Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. – М., 1996.