zabika.ru 1 2

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 276
Красносельского района Санкт-Петербурга


(ГБОУ СОШ № 276 Санкт-Петербурга)

Определение видового разнообразия растений Верхнего парка Красного Села.

Автор: Богомолова Екатерина Владиславовна ,

ученица 9 «Б» класса ГБОУ СОШ № 276

Красносельского р-на Санкт-Петербурга

Руководитель: Носова Елена Николаевна,

Учитель биологии ГБОУ СОШ № 276

Красносельского района Санкт-Петербурга

г. Санкт-Петербург

2013г.

Оглавление

1.Введение …………………………………………………………………………………3 стр

2. Литературный обзор

2.1 История Красного Села………………………………………………………………5 стр

2.2 Местоположение Красного Села…………………………………………………….6 стр

2.3 История создания садов и парков……………………………………………………6 стр

2.4 Видовое разнообразие………………………………………………………………...10 стр

3. Методика………………………………………………………………………………..13 стр

4. Результаты исследования………………………………………………………………14 стр

5. Вывод…………………………………………………………………………………...15 стр

6. Список использованной литературы…………………………………………………

7. Приложение……………………………………………………………………………17 стр

Введение

Наш проект долгосрочный, состоит из исследовательской и практической части. Первые мероприятия по проекту были проведены весной 2011 года.

Целевые группы: учащиеся начальной школы.

Зеленые насаждения играют большую роль в создании микроклимата, условий для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного нагревания почву, стены зданий, тротуары. Наиболее распространенными и доступными для кратковременного отдыха населения являются парки и скверы. Зеленые насаждения защищают от шумового загрязнения, снижают внешнюю шумовую нагрузку. Крупные лесопарковые полосы могут быть активными проводниками чистого воздуха. Древесно-кустарниковая растительность обладает избирательной способностью по отношению к вредным примесям и в связи с этим обладает различной устойчивостью к ним. Велика роль газонной травы. С 1 м2 испаряется до 200 г/ч воды, что значительно увлажняет воздух. В жаркие летние дни  на  дорожке у газона температура воздуха на уровне роста человека почти на 2,50C ниже, чем на асфальтированной мостовой. Газон задерживает заносимую ветром пыль и обладает фитонцидным действием. Вблизи зеленого ковра легко дышится. Не случайно в последнее время в практике озеленения все чаще отдается предпочтение  ландшафтному или свободному стилю проектирования, при котором 60% благоустроенной территории и более отводится под газон. Зелень способствует ионизации воздуха.


В центре Красного Села располагается парк Ленина. Его территория включает Верхний парк и Нижний. Это одно из самых любимых мест отдыха местных жителей.

Актуальность:

Парк вносит весомый вклад в улучшение состояния окружающей среды и является рекреационным ресурсом. В последнее время в нем регулярно проводятся мероприятия по его благоустройству и поддержанию. Поэтому большое практическое значение имеет изучение состава флоры в парке и изучение антропогенного воздействия на произрастающие здесь виды растений.

Цель работы: изучить видовое разнообразие растений Верхнего парка.


Задачи:


1.Изучить литературу и интернет источники по теме исследования.

2. Овладеть методикой определения растений с помощью атласов-определителей.

3. Выбрать точки исследования.

4. Провести сбор и определение видов растений в выбранных точках, в весенний и летний периоды.

5. Произвести фотографирование отдельных растений.

6. Обработать полученные данные.

7. Составить карту растительности исследуемой территории.

8. Составить маршрут экскурсии по парку для младших школьников.

9. Составить презентацию о растениях парка для начальной школы.

10. Изучить виды антропогенного воздействия на растения и территорию парка. 11.Составить презентацию о растениях парка, о превоцветах парка, об осенних явлениях в жизни растений парка для начальной школы;

12. Проводить экскурсии по темам презентаций по Верхнему парку для учащихся начальной школы.

Практическая значимость: Более близкое знакомство с самым крупным парком Красного Села и его растениями дает возможность обратить внимание на его проблемы. Знание растений своего района и парка будет помогать воспитывать бережное отношение к ним в частности и к природе в целом, то есть это поможет в воспитании экологической культуры школьников. Созданные презентаций и разработанные экскурсий возможно использовать в учебной и других видах деятельности школы 276 и образовательных учреждений Красного Села. Например, для летнего лагеря, на уроках окружающего мира, биологии и для продленки.


Глава 2


Литературный обзор:


2.1 История Красного Села.

В древние времена большая часть района Красного Села была покрыта густыми лесами. Здесь жили племена ижора и водь. В XI в. Ижорская земля входит в Новгородское государство. Территория нынешнего Красного Села относилась к Дудоровскому погосту. В XV в. Новгородские земли вошли в состав Московского государства. В начале XVII в.территория захвачена шведами и стала именоваться Ингерманландией. По Столбовому договору 1617 г. к Швеции отошёл и Дудоровский погост. Шведы переселяли сюда финских крестьян. В Северной войне 1700-1721 гг. Россия вернула эти земли.

Красное Село основано  по воле  Петра I, и почти одновременно  с Санкт-Петербургом. Еще в 1709г. в долине реки Дудергофки Петр I сам выбрал место для бумажной мельницы.  Затем переселил   в  эти места  крестьян подмосковного Красного Села, основав новое поселение с бумажной фабрикой. Новое  село назвали, как и прежнее – Красным, значит «красивым». По другой версии своё название село получило из-за живописного рельефа. Начало строительства бумажной мельницы 1714г. - считается годом основания Красного Села. Центральную часть города занимает парк Красное Село и несколько зданий бывшего императорского дворцового комплекса. До наших дней сохранился дворец великого князя Михаила Павловича (ныне пр.Ленина, 114).Парк основан в 1828г. по плану  мастера-садовода Т.В. Грея. За эти годы у него сменилось четыре названия : «Дворцовый сад», «Дворцовый парк»,  «Парк им. В.И. Ленина», а сегодня он называется парк «Красное Село».

В начале XVIII века  в царствование  Екатерины I в центре Красного Села построена деревянная церковь. В 1732г. она была уничтожена пожаром и в 1733-1735гг. на ее  прежнем месте по проекту архитектора И.Я. Бланка  построена церковь Святой Троицы. В 1854г. по проекту архитектора А.И. Резанова храм был частично перестроен и расширен. Церковь Святого Александра Невского, построенная по проекту архитектора В.А.Косякова для Первой гвардейской пехотной дивизии,  освящена  и действует с  7 июля 1891г. 

В 1851г. в нижней части  Дворцового парка  примыкающей к озеру Безымянному, по проекту архитектора Н.А.Сычева был выстроен деревянный летний театр.  Открытие сезона состоялось в присутствии  императора Николая Первого  3 июня 1851г. Здесь, на красносельской сцене, выступали выдающиеся русские артисты: Н.Самойлова, Н.Григорьев, А.Максимов, М.Савина, В.Комиссаржевская, А.Павлова, М.Кшесинская, нередко  с концертами бывал Федор Шаляпин. К сожалению, во время  Великой Отечественной войны театр был сожжен  отступающими немецкими войсками.
В 1858г. была построена железнодорожная ветка, соединившая Красное Село  и Санкт-Петербург.  В 1859г. по проекту архитектора Н.Л.Бенуа  построен железнодорожный вокзал,  который после пожара 1870 года был возобновлен архитектором П.С.Купинским. В годы Великой Отечественной  войны вокзал был  также разрушен. В 1950г.  по проекту архитектора В.В.Хазанова построено новое  здание вокзала.
Красное Село уже в Петровские времена стало местом для летних лагерных сборов и военных учений. Летние маневры были возрождены  в царствование Екатерины II в 1765г. В XVIII - XIX вв. в Красном Селе строятся деревянные дворцы для членов императорской фамилии. Наибольшей известности Красное Село достигло  в период с 1823г.  по 1914г., когда маневры стали регулярными и грандиозными, привлекая к себе внимание всего мира. Здесь бывали главы многих государств, выдающиеся военачальники, деятели науки и культуры.
Красное Село становиться своеобразной лабораторией военного искусства, полигоном для испытания военной техники. Здесь в 1882 г.  впервые в мире был поднят  в воздух воздухолетательный снаряд (самолет)  изобретенный А.Ф.Можайским.

М.Ю. Лермонтов, будучи  юнкером  лейб-гвардии Гусарского полка, участвовал в лагерных сборах 1834-1836гг. и написал здесь поэму “Монго".  У великого русского писателя Л.Н.Толстого эпизод с красносельскими скачками занимает одно из центральных мест  в романе “Анна Каренина”. Выдающиеся художники П.А.Федотов и И.Е.Репин в своих живописных полотнах и рисунках запечатлевали воинские учения и  быт участников маневров.

2.2 Местоположение Красного Села.

Красное Село расположено в юго-западной части Санкт-Петербурга на краю древнего Силлурийского плато, называемого Ижорской возвышенностью. Холмистый рельеф территории Красного Села образован долиной реки Дудергофки и системой озёр: Безымянное, Долгое, Дудергофское c оборудованными пляжами. Озёра питают многочисленные ключи. Некоторые возвышенности имеют 100 и более метров над уровнем моря. Высота Вороньей горы - 175 метров. Это высшая точка в окрестностях Санкт-Петербурга.

Кра́сное Село́ — город в России, муниципальное образование в составе Красносельского района города федерального значения Санкт-Петербурга.
Население — 44,1 тыс. человек (2003). В состав муниципального образования входит анклав — посёлок Хвойный, со всех сторон окружённый территорией Гатчинского района Ленинградской области. Через Красное Село проходит железная дорога Санкт-Петербург — Гатчина - Балтийская, имеется станция Красное Село.
2.3 История создания садов и парков.

История использования человеком древесных растений так же стара, как история земледелия и насчитывает не одно тысячелетие. Еще во времена шумерской культуры в Ассирии и Вавилоне деревья высаживались вдоль оросительных каналов, чтобы снизить испарение воды. Ассирийцы и вавилоняне родоначальники лесопарков и висячих садов, среди которых наиболее известны вавилонские. Они были созданы во времена царя Навуходоносора (VI в. до н.э.), когда Вавилон достиг наибольшего расцвета и стал центром древней восточной культуры. О красоте этих садов рассказывалось из поколения в поколение. Легенда превратила их в «висячие сады Семирамиды»- ассирийской царицы, правившей гораздо ранее Навуходоносора, построившего эти сады для своей любимой жены — мидийской царицы, чтобы смягчить ее тоску по родине. Одно из семи чудес Света — «висячие сады Семирамиды» так были хороши, что арабы начали создавать подобные в Испании.

Строительство садов развивалось и у мидийцев, и у персов, но оно было подобно ассирийскому и вавилонскому. Сады той поры располагались перед дворцами и имели геометрическое строение, с аллейными посадками и носили название «парадизи». В то время уже были известны прививка деревьев и создание новых сортов растений, что позволяло разнообразить посадки. Так, например, древнегреческий историк Геродот в своих трудах упоминает о прекрасной шестидесятилепестной розе персидского царя Мидаса.

В садово-парковом строительстве древних греков преобладала строгая симметрия. Аллеи и парковые площади украшались фонтанами, колоннами, вазами, скульптурами и пр. Отсюда ведет свое начало парк общественного типа. В посадках греки широко использовали кипарисы, пихты, дубы, чинары, пальмы, оливковые деревья и другие древесные породы, украшая ими храмы и свои жилища.

Пользуясь достижениями египетской и греческой культуры, римляне создали свою парковую культуру, которая до сих пор считается одной из самых богатых в древней мировой истории. Декоративное садовое строительство древнего мира со своими геометрическими садами и парками в эпоху своего расцвета внесло ценный вклад в сокровищницу мировой культуры и оказало влияние на развитие садово-паркового искусства по всей Европе.
В период раннего Средневековья в садово-парковом искусстве наблюдался продолжительный застой. В эпоху Ренессанса начался новый подъем садово-паркового искусства.
В этот период создается ряд образцовых садов и парков, большинство которых и поныне украшают города многих стран Европы.

ПАРК (от средневекового лат. parricus - отгороженное место), участок земли для прогулок, отдыха, игр, с естественной или посаженной растительностью, аллеями, водоемами и т. д. Парк — предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория. Как правило, парки содержатся государством и предоставляются для отдыха всем желающим. Парковое искусство зародилось в Китае (Сучжоу), а затем в эпоху барокко было привнесено во Францию (регулярный парк). В XVIII веке на волне романтизма появился пейзажный парк. Общедоступные городские парки появились в Европе только в начале XIX века. Одним из первых таких парков стал Английский парк в Мюнхене.

Типы парков: французский парк основан на параллельности и симметрии (как правило, такие парки строились при дворцах и замках) и английский парк (более поздний) стремится к природности и естественности композиции.

Регуля́рный парк (или сад; также францу́зский или геометри́ческий парк; иногда также «сад в регулярном стиле») — парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм. Устройство парков в регулярном стиле достигло наивысшего пика во Франции в эпоху барокко (XVII—XVIII века), примером чего являются сады Версаля, созданные для Людовика XIV ландшафтным архитектором Андре Ленотром. Моду на регулярные парки быстро переняли в других странах Европы; отсюда распространённое название регулярных садов как «французских» (фр. jardin à la française). Однако оно исторически неточно — регулярные сады зародились в Италии в Эпоху Возрождения, а наибольшей изощрённости достигли в Англии в XIX веке, где стала практиковаться стрижка посадок в сложных и экзотических формах (в виде животных, птиц, грибов, спиралей и т. п.). Регулярные сады и парки очень распространены при дворцах и замках; как правило, они являются важной составной частью дворцово-парковых ансамблей.


Пейза́жный (англи́йский, иррегуля́рный, ландша́фтный) парк — направление в садово-парковом искусстве, сложившееся в XVIII веке в Англии на контрасте с барочным, регулярным парком во «французском стиле» Ленотра. Основные принципы построения пейзажного парка: свободная планировка, использование естественных ландшафтов — подчеркивание природной красоты и маскировка недостатков ландшафта, при создании пейзажных композиций придавать им иллюзию естественности, все элементы сада подчинять целостности. Один из первых пейзажных парков (Стоурхед, Англия). В построении пейзажного сада приветствуется неровный рельеф — возвышенности, склоны, овраги, природные водоёмы и даже болотца. Все природные недостатки местности сглаживаются, а достоинства обыгрываются. Плоский ландшафт требуется изменить искусственно, создать водоем, насыпи или впадины, затушевывая их рукотворность. Архитектурные сооружения в пейзажном парке второстепенны, они должны быть вписаны в пейзаж. Например, с помощью растительного объема значительно превышающего объем сооружений. Растительностью маскируют все острые углы и вспомогательные конструкции. Эффект пейзажного сада — впечатление будто растения здесь уже росли, а человек нашел среди них свободное место, чтобы построить дом или вырубил в растительном массиве площадку для жилья. Несмотря на то, что пейзажный сад, вроде бы просто воссоздаёт природный пейзаж, в нем существует свой порядок, иерархия, строгий подбор растений, следуя которым создается сад, одинаково великолепный во все времена года.

К элементам парка относят: аллеи, беседки, скамейки, водоемы, павильоны.

Алле́я (фр. allée, aller — идти) — дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их), обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками. Для аллей применяют деревья с компактной кроной, долговечные и устойчивые против неблагоприятных условий произрастания; из хвойных — лиственницу, ель, пихту, кипарис и другие, из лиственных — липу, дуб, вяз, берёзу, бук, граб, платан, гледичию, клён и другие. Среднее расстояние между деревьями в ряду 5 м, между рядами — 10 м; в зависимости от размеров и формы кроны оно может быть увеличено или уменьшено.


Бесе́дка — лёгкая крытая постройка для отдыха или защиты от дождя и солнца. Беседки представляют собой отдельно стоящие, открытые со всех сторон постройки под крышей; они обеспечивают тень, укрытие и место для отдыха и украшают ландшафт. Беседки обычно располагаются таким образом, чтобы из них открывался хороший вид.

Скамья (скамейка, в Лаврентьевской летописи — скамиа) — длинная мебель для сидения нескольких человек.

Водоём — постоянное или временное скопление стоячей или со сниженным стоком воды в естественных или искусственных впадинах (озёра, водохранилища, пруды и т. д.). Водоёмы образуются при наличии на поверхности замкнутых котловин и превышения притока воды в это углубление над потерями её на фильтрацию в грунт и испарение. Водоёмы могут быть постоянными и временными, возникающими лишь в многоводные периоды года. К таким водоёмам относят старицы и лужи, возникающие весной при разливах крупных рек, а также пересыхающие реки и ручьи. К искусственным водоёмам относятся водохранилища и пруды.

Павильо́н (фр. pavillon) — в основном смысле — небольшая изолированная постройка. В отличие от флигеля — красиво оформленной постройки хозяйственного или жилого назначения, павильон предназначается для отдыха, развлечения, архитектурного украшения пейзажа. От беседки отличается тем, что закрыт со всех сторон от атмосферных воздействий. Павильоны являлись неотъемлемой частью усадебных комплексов в Европе, а начиная со времён Петра I и в России.

Садовое строительство в России ведет свое начало со времен глубокой древности. Первые сады были заложены в Киеве в XI веке. Во второй половине XII века князь Андрей Боголюбский создает в городе Владимире один из первых садов на Руси, послуживший образцом для садов в Муроме, Суздале и других городах. До XVI века включительно в России в основном были распространены монастырские сады. В ту пору славился сад митрополита Алексея, а также — Глебков, Макарьевскии, Гальтяевский, Чичагов сады в Москве. Из дворцовых садов XVI века были наиболее известны: в самом Кремле, на Москве-реке и Воронцовом поле, вдоль реки Яузы.

В каждом царском и боярском поместье допетровских времен посадки носили утилитарный характер, там выращивались плодовые деревья и кустарники, реже декоративные породы (липа, рябина, лещина). Характерным для русских городов того периода было озеленение улиц, где высаживались липы, тополя, ивы. Иностранцы в описаниях Москвы и других российских городов XVI-ХVII в.в. обращали внимание на необычную ширину улиц и наличие при каждом доме сада. Кроме садов утилитарного характера, в этот период создаются и декоративные сады. Широкой известностью пользовались большой сад в Покровском, заложенный при царе Михаиле Федоровиче, Измайловский парк царя Алексея Михайловича со сложным лабиринтом, прудами, ботанической частью, виноградником, насаждениями из кедра, платанов. В 1670 году в Измайлово был создан «Аптекарский сад», имевший круглую форму.
Новую страницу в отечественном паркостроении открыла эпоха Петра Великого. Основание Санкт-Петербурга положило начало большим парковым ансамблям, получившим мировую известность. Первые петербургские сады создавались в начале XVIII века, тогда же была организована особая «Садовая контора», в обязанности которой входила закупка и испытание различных растений, ввозимых из-за границы для украшения садов Петербурга и Москвы.
Петром были заложены первые ботанические сады. В 1706 году в Москве «Аптекарский огород», существующий до сих пор как филиал ботанического сада Московского университета. В 1713 году такой же «огород» был основан в Петербурге, сейчас это сад Ботанического института. Российской Академии наук.

Многие вельможи и промышленники также способствовали развитию садово-паркового искусства России, создавая частные ботанические сады, для которых закупалось большое количество иноземных пород. Большой известностью пользовался московский сад Прокофия Демидова. Его причисляли к ряду самых известных и богатых ботанических садов России. Широко были известны сады Алексея Разумовского в Горенках под Москвой, Демидова в Соликамске и Аксакова в Пензенской губернии, в котором работал известный русский ботаник Эдуард Август фон Регель.

Идеи пейзажного стиля приводят в конце XVIII — начале XIX века к коренному переустройству парков России. При этом многие существовавшие тогда ценные регулярные парки были переустроены в пейзажные, ландшафтные парки. В этот период садово-парковое искусство в России достигает своего расцвета. В сравнении с западноевропейским оно развивается позднее и идет своим путем.

Русское парковое искусство создавалось на русской земле, русскими мастерами и в гармоничном сочетании с русским пейзажем. Эта связь особенно ярко подчеркивается в Павловском парке и в парках Петергофа. С петровских времен и до нынешнего времени особой популярностью пользуются Летний сад, парки Ораниенбаума, Царского Села, московские парки Царицыно, Архангельское, Кусково. Русские парки, несмотря на сильное влияние классических парков Италии и Франции, национальны по содержанию и стилю. Это подлинные художественные произведения с мастерским переходом к русскому пейзажу, что придает им особую национальную ценность. Парки России принадлежат к числу наиболее известных в мировой сокровищнице садово-паркового искусства.



следующая страница >>