zabika.ru 1

ДЕТЕРМИНАНТЫ ДУХОВНОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Л.И.Трофимова

Волжский государственный инженерно-педагогический университет

Духовность – специфически человеческое качество, характеризующее смысл поведения личности. Без духовности, которая сообщает индивидуальному «Я» возвышенный строй мировосприятия, невозможны ни чуткая совесть, ни свободная воля, ни нравственность, ни зрелая правовая культура. Духовность характеризуется бескорыстностью, стремлением к моральному совершенству, эмоциональностью, по сути теми качествами, которые возвышают личность над собственными физиологическими потребностями.

Одним из первых отечественных философов, кто выступил против абсолютизации роли внешней среды и условий, кто увидел различие причин и условий применительно к человеческому становлению, был Д.А.Волкогонов: «Внешняя среда не есть причина развития сознания. Это своеобразная природная, общественная, духовная колыбель, где осуществляется развитие человека и приложение им своих творческих сил. А причина развития – внутренние противоречия сознания, которые возникают и разрешаются в этой среде». Поэтому следует дифференцировать детерминирующее влияние внешней среды на причину духовного развития человека.

Рассмотрим детерминанты духовного бытия человека.

Потребности. Человек как индивид рождается наделенным потребностями. Потребности как внутренние силы могут реализоваться только в деятельности. Первоначально потребности выступают как условия, предпосылки деятельности; но как только человек начинает действовать, происходит трансформация потребностей, и предпосылки превращаются в их результаты. Для понимания природы потребностей человека имеет значение факт трансформации потребностей через предметы в процессе их потребления. Потребности человека порождаются развитием производства, т.к. производство есть непосредственно и потребление, создающее потребность. Т.е. потребление опосредуется потребностью в предмете, его восприятием или мысленным его представлением.


К чисто биологическим, принципиально общим у человека и животных, относятся потребности в пище, которые человек должен удовлетворять, чтобы поддерживать свое существование. Но человеку свойственны и другие потребности, которые детерминированы не биологически, а социально. С изменением и обогащением предметного содержания потребностей человека происходит также изменение форм их психического отражения, в результате чего они способны приобретать идеаторный характер и благодаря этому становиться психологически инвариантными. Потребности человека вступают в новые отношения друг с другом. Вначале человек действует для удовлетворения своих элементарных витальных потребностей, но далее это отношение обращается, и человек удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Это и есть принципиальный путь развития потребностей человека. Особенности потребностей, их соотношение раскрывают облик личности, показывают, какие именно моменты являются детерминирующими началами поведения.

Особенности эмоционального отношения человека к различным явлениям окружающей жизни. Речь идет о том, какие явления жизни вызывают положительное эмоциональное отношение и какие порождают отрицательное.

Иногда преувеличивается роль эмоциональных переживаний в регулировании деятельности. Так, Д.С.Милль писал: «Я понял, что для того, чтобы быть счастливым, человек должен поставить перед собой какую-нибудь цель; тогда стремясь к ней, он будет испытывать счастье, не заботясь о нем».

Эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом» ее движения. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. При этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а о непосредственно-чувственном их отражении, о переживании. Эмоции возникают вслед за актуализацией мотива и до рациональной оценки человеком своей деятельности. Эмоции релевантны деятельности, а не реализующим ее действиям или операциям. Поэтому-то одни и те же процессы, осуществляющие разные деятельности, могут приобретать разную и даже противоположную эмоциональную окраску.


Многообразие и сложность эмоциональных состояний являются результатом раздвоения первичной чувственности, в которой ее познавательные и аффективные моменты слиты. В условиях сложных опосредствований человеческой деятельности возникает дифференциация в образе ее предметного содержания и ее эмоциональной окраски.

Цели, которые человек перед собой ставит. Речь идет как о дальних целях, связанных с планом жизни в целом, так и о целях близких, повседневных. Знание целей, которые встают перед человеком и становятся основой его желаний и устремлений, служит средством выяснения детерминационных зависимостей духовного бытия человека.

Надо отметить, что просто знание целей человека, о которых он сам высказывается, недостаточно для правильного представления о детерминантах духовности человека. Причины этого следующие: а) часто цели, которые ставит перед собой человек, бывают не совсем явными, замаскированными не только перед другими людьми, но и перед самим собой; б) важно знать, каков уровень устремленности человека к целям, как эти цели отличаются друг от друга с точки зрения силы устремленности, какое содержание целей вызывает наибольшую устремленность личности; в) просто знание целей, которые выдвигает перед собой человек, недостаточно выявляет детерминационные зависимости духовности человека, потому что неизвестны те виды связей, которые существуют между его целями; какие из них (с точки зрения их существа и содержания) являются доминирующими, подчиняющими себе частные цели и образующими тем самым известную систему. Представление о такой системе, осознание уровня устремленности к главным целям позволяет судить об этой стороне детерминационных зависимостей человека.

Виды деятельности, в которых проявляется личность. Рассмотрение человека в аспекте деятельности позволяет увидеть его по целому ряду параметров. В особенностях деятельности проявляются интересы человека: его побуждения, избирательность его восприятия, наиболее четкая готовность действовать. На специфике деятельности и ее видов (степень захваченности ею, способность отдаваться ей в течение известного времени, потребность в смене действий, возникающая по-разному в различных видах деятельности, и т.д.) сказываются реальные стремления человека (в смысле их силы, длительности, репертуара, разнообразия). В связи с деятельностью в ее разнообразных формах выявляются преобладающие детерминанты поведения человека, отчетливо осознаваемые и недостаточно осознаваемые.


Действия человека объективно всегда реализуют некоторую совокупность отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе. Эти отношения определяются складывающимися связями деятельности субъекта, их опосредствованиями и поэтому являются релятивными. Переход, знаменующий собой подлинное рождение личности выступает как событие, изменяющее ход последующего развития человека.

Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Он протекает по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности индивида к той или иной социальной среде. Он может вызвать и взлет, и социальную деградацию личности. Сначала безотчетно, а потом все более сознательно человек рано или поздно неизбежно занимает свою позицию – более активную или менее активную, решительную или колеблющуюся.

На каждом повороте жизненного пути человеку нужно от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе, и все это нужно делать, а не только «подвергаться влияниям среды».

Прошлый опыт. Прошлые впечатления, события, собственные действия человека отнюдь не выступают для него как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношения, его действий и потому меняют свой вклад в личность. Перевороты в прошлом производятся не сознанием, а действиями субъекта, а сознание опосредует эти действия.

Будущее, как и прошлое, составляет наличное в человеке. Открывающаяся человеку жизненная перспектива – это продукт «опережающего отражения», это его достояние. Тульчинский Г.Л. писал: «Если есть образ желаемого будущего, того, чего еще нет, но что нам необходимо, то мы приводим реалии в такую взаимосвязь, чтобы желаемое стало реальным, сущим». Личность создается объективными обстоятельствами через целокупность деятельности человека, осуществляющей его отношения к миру.

Рост духовности личности связан с расширением и развитием интересов человека, с появлением более принципиальных установок, убеждений и оценок явлений жизни и людей. Этот процесс может быть связан с изменением направленности личности, которая приобретает более гуманистический и социальный характер.