zabika.ru 1

Доклад


по теме:


«Компьютер на уроке физики»

Подготовила учитель физики, информатики и математики Чащинской СОШ, Мучкапского района Тамбовской области Тюменева О.К.

Чащино 2007 г.

Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные.

К.Э. Циолковский.

В нашем обществе, в условиях новых социально – экономических отношений, возникла необходимость подготовить выпускника школы, обладающего способностью творчески подходить к решению любой, жизненной ситуации. Человек, обладающий определенным багажом знаний и умеющий с пользой для себя и окружающих применить все свои навыки, всегда будет востребован.

Задача учителя – развивать на своем уроке: как внимание, память, способность действовать по аналогии, так и наблюдательность, умение анализировать, находить причинно – следственные связи.

Усвоение знаний, как известно, имеет четыре ступени:


  1. Ознакомительное – умение распознавать явление, объект по его характеристикам.

  2. Репродуктивное – умение воспроизвести параграф, определение и т.д.

  3. Конструктивное – умение адаптировать знания в новой ситуации.

  4. Творческое – умение самостоятельно приобретать знания в процессе работы над предлагаемой проблемой.

Только творческий процесс помогает развивать: память, интуицию, мышление, фантазию.

Для развития творческих способностей учителями на уроках применяется множество инновационных технологий: дифференцированный подход, блочная подача материала, коллективные формы, методы проектов, развивающее обучение, опорные конспекты. Все эти технологии, используемые либо в «чистом» виде, либо в различных сочетания дают неплохой результат.

После того как в школах начали внедрять мультимедийные технологии, стало возможным применение компьютеров при изучении различных предметов.


Персональный компьютер – это универсальный инструмент, с помощью которого можно эффективно и быстро провести тестирование и моментально получить результат, а объем и формы тестов определить заранее. Удобно проводить лабораторные, так как во многих школах отсутствуют необходимые приборы и материалы. Использовать приложения для создания презентаций при подготовке различных проектов. Моделировать различные явления, которые в жизни редки или сложны для наблюдения и т.д.

А если рассмотреть такие понятия как алгоритм, структура алгоритма, которые совсем еще недавно использовались только на уроках информатики, сейчас все шире применяются другими предметниками.

На уроках физики при изучении различных тем и решении задач, предлагаю детям построить алгоритмическую схему изучаемого объекта. Можно рассмотреть, как работает данный прием на примере изучения прямолинейного движения. Рассматриваем тему, а затем предлагаю изложить изученное по схеме:


Приведу пример одной из работ детей



На мой взгляд, для учащихся 7 класса работа выполнена достаточно грамотно, конечно не все справились, и прежде чем давать подобные задания, необходимо выработать у учащихся определенные навыки составления блоков, но конечный результат стоит затраченных сил.

Девятиклассники, для описания величин и формул, характеризующих ускоренное прямолинейное движение, предложили следующую структуру:


Часто при решении задач нам приходиться пользоваться алгоритмами, хочется привести пример алгоритма, на основе которого дети 9-11 классов, начинают составлять собственные схемы для решения задач, по конкретным темам.


Работая по данному алгоритму, ребятам иногда неоднократно приходиться пересматривать, применяемые в задаче законы, входящие в решение формулы, но это способствует развитию аналитических способностей ребенка.


Еще один прием, используемый мной на уроках – сравнительная характеристика объектов, ведущая к сопоставлению и анализу, повторению и закреплению ранее изученного материала. Например, после изучения темы «Магнитное поле» в 11 классе, предлагаю ребятам в качестве домашнего задания сопоставить характеристики электрического и магнитного полей. Учащимся, которые имеют компьютер, составить презентацию, а остальные составляют таблицу. Привожу пример одной из таблиц.


Электрическое поле

Магнитное поле

1.Реально существует, особая форма материи

2.Создается электростатическими зарядами

2.Создается движущимися электрически-ми зарядами

3. Распознается по действию на неподвижные электрические заряды.

3. Распознается по действию на движущиеся электрические заряды.

Экспериментальное подтверждение существования

4. Взаимодействие статических зарядов: притяжение и отталкивание

4. Взаимодействие проводников с током, наличие электромагнитных волн.

Силы взаимодействия

5. Электростатические

5. Магнитные

Характеризуется

6. Вектором напряженности Е (В/м)


6. Вектором магнитной индукции В(Тл), за его направление принимается направление от южного полюса к северному магнитной стрелки

Направлен радиально от положительного точечного заряда.

Направлен радиально к отрицательному точечному заряду.





S N
Для контура с током его направление определяется по правилу буравчика.

6. Линии напряженности электрического поля берут начало на положительных зарядах и заканчиваются на отрицательных.

6. Линии магнитной индукции замкнуты.

7. Источники электростатического поля – неподвижные заряженные тела.

7. Магнитное поле – вихревое, не имеет источников – в природе не существует магнитных зарядов.

8. Основной закон, определяющий взаимодействие статических зарядов – закон Кулона. F=k|q1||q2|/r2

8. Закон, определяющий действие магнитного поля на движущиеся заряды - закон Ампера F = BIlsin

Применение

Антистатики, электростатическая защита измерительных приборов, конденсаторы.

Электроизмерительные приборы, громкоговорители, кинескопы, масс -спектрографы


Для проверки знаний ребят сами, используя учебник информатики Угринович Н.Д., разработали проект тестирования на языке VBasic.

Ниже приведенная программа не является вершиной искусства программирования, но для детей – это маленькая вершина, которую они сумели покорить.

Dim a, c As String, b As Byte, n As Byte /описание переменных/

Private Sub Cmd1_Click()

a = InputBox("Введите ваше имя и фамилию:", "Регистрация") /Окно ввода./

b = MsgBox(" Уважаемый " + a + ", Вы готовы к проверке знаний?", 36, "Конец регистрации") / Панель сообщений/
If b = 7 Then End
c = InputBox("Самолет делает мертвую петлю радиусом 625 м. С какой скоростью он должен лететь чтобы в нижней точке на него действовала перегрузка 9g?", "Первый вопрос")
If c = "225 м/с" Then MsgBox "Правильно!", 0, "Первый вопрос" Else MsgBox "Неправильно!", 0, "Первый вопрос": n = n + 1
c = InputBox("Камень, брошенный под углом к горизонту, упал на землю через 4 с на расстоянии 16 м. Под каким углом брошен камень? Ответ в градусах.", "Второй вопрос")
If c = "79" Then MsgBox "Правильно!", 0, "Второй вопрос" Else MsgBox "Неправильно!", 0, "Второй вопрос": n = n + 1

c = InputBox("Конькобежец движется со скоростью 43,2 км/ч по окружности радиусом 50 м. Под каким углом он должен наклониться, чтобы сохранить равновесие? ответ в градусах.", "Третий вопрос")
If c = "74" Then MsgBox "Правильно!", 0, "Третий вопрос" Else MsgBox "Неправильно!", 0, "Третий вопрос": n = n + 1
c = InputBox("Два шарика массами 50 и 100 г насажены на стержень и связаны нитью длиной 20 см. На каком расстоянии от оси вращения необходимо поместить большой шарик, чтобы при вращении они находились в равновесии? ", "Четвертый вопрос")
If c = "6,7" Then MsgBox "Правильно!", 0, "Четвертый вопрос" Else MsgBox "Неправильно!", 0, "Четвертый вопрос": n = n + 1
c = InputBox("Танк массой 50 т движется по мосту со скоростью 36 км/ч. Определить силу давления танка на мост, если под его тяжестью мост прогибается, образуя дугу радиусом 500 м.", "Пятый вопрос")
If c = "510000" Then MsgBox "Правильно!", 0, "Пятый вопрос" Else MsgBox "Неправильно!", 0, "Пятый вопрос": n = n + 1

If n = 0 Then MsgBox " Уважаемый " + a + ", Вы сделали" + Str(n) + " ошибок. Ваша оценка 5", 0, " Результат": End

If n = 1 Then MsgBox " Уважаемый " + a + ", Вы сделали" + Str(n) + " ошибок. Ваша оценка 4", 0, " Результат": End
If n = 2 Then MsgBox " Уважаемый " + a + ", Вы сделали" + Str(n) + " ошибок. Ваша оценка 3", 0, " Результат" Else MsgBox " Уважаемый " + a + ", Вы сделали" + Str(n) + " ошибок. Ваша оценка 2. Учите физику", 0, "Результат"

End Sub
Кроме создания программ, ребятам нравиться составлять буклеты, некоторые из них хочется представить на ваш суд.

Динамика

рассматривает причины движения тел.





Движение по инерции

И.С.О.

V=0 , V= cost Законы имеют один вид.

Преобразования Галилея.

X =x +vt

v = v1 + v2



Fвн=0
Первый закон Ньютона.

- закон инерции
Эксперимент, наблюдения: сохранение состояния покоя (опыт с монетой),падение человека вперед, если он споткнулся, и назад, если он поскользнулся – это всё подтверждение закона.


Материальная точка сохраняет состояние покоя или прямолинейного равномерного движения, пока внешнее действие не заставит изменить это состояние





Следствие

Скорость не является показателем действия внешней силы.

Второй закон Ньютона.


Величина.

Единица измерения


Взаимосвязь с другими величинами


Сила- векторная величина, мера

взаимодействия тел.

[1 Н = 1 кг·1 м/с2]

масса-коэффициент пропорциональности,

количественная мера инертности.

[ 1 кг]

F