zabika.ru 1 2 3


  Проект,

подготовленный совместно с аппаратом

Департамента торговых переговоров,

(март 2012 г.)

Задачи по обеспечению участия России в ВТО

Участие России в ВТО открывает огромные возможности по дальнейшей интеграции России в мировое экономическое сообщество, в том числе по:
- Участию России в формировании многосторонней системы правил

международной торговли, основанной на равенстве прав и обязательств ее участников и эффективных процедурах выработки, принятия и применения решений, проведение активной и конструктивной позиции по возможно большему числу направлений деятельности ВТО, что способствовало бы дальнейшему укреплению позиций России в мире, в том числе как полноправного участника международной торговли.

- Обеспечению благоприятных условий для доступа российских товаров, услуг и капиталовложений на внешние рынки, защита прав российских поставщиков и инвесторов.

- Улучшению делового климата в России как важного фактора повышения конкурентоспособности российской экономики и привлечения иностранных инвестиций.

- Совершенствованию российского законодательства и гармонизации с лучшей мировой практикой на основе Права ВТО, обеспечению транспарентности и стабильности правовой базы предпринимательства и справедливой конкуренции.

- Контролю за выполнением обязательств членами ВТО по направлениям, представляющим системный, текущий или потенциальный интерес для России и ее бизнеса.
В разрешении задач по обеспечению участия России в ВТО предполагается исходить из того, что:

- продолжение многосторонних торговых переговоров (далее МТП) отвечает интересам всех участников, несмотря на объективно присутствующие сложности и разногласия;

- необходимо сохранять общий курс на либерализацию международной торговли, эффективность которой обоснована теорией сравнительных издержек;

- участие РФ в раунде не должно блокировать разрешение вопросов, по которым ранее был достигнут консенсус среди участников организации, за исключением тех, принятие которых может нанести непоправимый экономический ущерб нашим интересам


- региональные торговые соглашения не являются альтернативой МТП, выражением их интересом может быть многостороннее блокирование стран-участниц в том числе по критерию участия в определенном РТС.


  1. Реализация преимуществ участия России в ВТО


1.1. Обеспечение участия в международных торговых переговорах (МТП)


  • подготовить и продвигать следующие инициативы и предложения в системных вопросах МТП:

1. отказ от односторонних обязательств по предоставлению беспошлинного и бесквотного доступа для товаров из наименее развитых стран и ограничению хлопковых субсидий, как одного из вариантов завершения переговоров, в связи с очевидной неприемлемостью такого подхода значительной частью участников МТП;

2. модернизация «пакетного принципа» — пакет (ни один вопрос входящий в пакет) не согласован пока не согласованы все входящие в него вопросы и перехода к концепции «гибкого пакета» — конечный пакет определяется критической массой позитивных результатов переговоров и конкретных договоренностей в изначальном объеме повестки;

3. расширение сферы действия 47 пункта Дохийской декларации, позволяющей «достижение договоренностей по отдельным вопросам Дохийской повестки дня и их выполнение на временной или постоянной основе» (по аналогии с договоренностями «О механизме транспарентности в отношении региональных торговых соглашений») на все пограничные вопросы повестки, окончательное согласование которых, с одной стороны, в нынешней ситуации очевидно невозможно, с другой, есть значимые подвижки в переговорах и консенсус по отдельным их элементам.


  • осуществлять мониторинг и анализ предложений членов ВТО по совершенствованию существующих и выработке новых правил торговли на предмет их соответствия интересам Российской Федерации;
  • подготовить предложения по переговорной позиции России по следующим вопросам:



1. участие в дополнительных обязательствах по сокращению поддержки национальных производителей;

2. результаты переговоров раунда по мерам «голубой корзины»;

3. присоединение в процессе многосторонних переговоров к группе стран, выступающих за запрет экспортного субсидирования;

4. новые общеобязательные стандарты использования экспортных кредитов, экспортных гарантий и страхования экспорта;

5. рассматриваемые в рамках МТП предложения по регулированию деятельности госторгпредприятий;


  • проработать вопрос о целесообразности присоединения России к соглашениям с ограниченным кругом участников, в частности Соглашению по правительственным закупкам (GPA), а также изучить возможность инициирования создания новых соглашений такого рода по каким-либо проблемным пунктам дохийской повестки;

  • провести (в межведомственном взаимодействии) всесторонний анализа части результатов переговоров, которые продвинулись наиболее далеко и имеют наибольшие шансы быть оформленными в виде итоговых соглашений (упрощение торговых процедур, субсидии в рыболовстве, либерализация доступа на рынки для экологических товаров и услуг, мониторинг выполнения обязательства о предоставлении специального и дифференцированного режима развивающимся странам) на предмет их соответствия российским интересам и подготовить соответствующее заключение;

  • подготовить комплексную позицию по всему спектру вопросов «зеленой» повестки, которой российская сторона могла бы придерживаться также в рамках участия в ОЭСР и АТЭС;

  • обеспечить координацию позиции России на МТП с партнерами по Таможенному Союзу и Евразийскому Союзу;

  • Обеспечить на системной основе информирование бизнеса о ходе переговоров в рамках ВТО, проведение консультаций по выработке и согласованию российской позиции в соответствии с установленной Правительством РФ процедурой.




    1. Улучшение условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки




  • использовать практику членов ВТО и рекомендации секретариата ВТО по
    улучшению условий торговли для выработки рекомендаций по совершенствованию
    национальной торговой политики и стратегии внешнеэкономической деятельности

  • на постоянной основе осуществлять мониторинг ограничительных мер, принимаемых членами ВТО по отношению к российским товарам (в том числе нарушающих соглашения ВТО), по итогам которого регулярно готовить аналитический обзор, доступный для всех участников внешнеэкономической деятельности;

  • обобщить обязательства членов ВТО по доступу на рынки товаров и услуг (по мере их обновления вносить соответствующие корректировки) и ознакомить с ними российский бизнес;

  • на основе обобщенного опыта ВТО подготовить рекомендации по уточнению и гармонизации кодов ТН ВЭД с мировой практикой, а также совершенствованию методик контроля декларируемой таможенной стоимости и их правоприменения;

  • инициацировать разбирательство или присоединиться к разбирательствам уже начатым другими членами ВТО в ОРС на основе действующего механизма разрешения споров (по итогам мониторинга исполнения членами ВТО обязательств, принятых на себя в рамках данной организации);

  • в рамках работы Комитета по ТБТ принять участие в обсуждении следующих вопросах в интересах отечественных производителей:

1.  введение стандартизированной упаковки на табачные изделия;

2. введение запрета на использование ряда ингредиентов табачных изделий в Бразилии;

3. REACH;

4. классификация никелевых солей в ЕС;

5. запрет на торговлю и использование асбеста и асбестосодержащих материалов в ЕС;

6. экомаркировка в ЕС.

  • в рамках работы Комитета по СФС принять участие в обсуждении следующих направлений в интересах отечественных производителей:


1.  уточнение положений ст. 10.2 (по сроку вступления в силу принятых (опубликованы) СФС мер);

2. эквивалентность (ст. 4);

3. транспарентность (ст. 7, Приложение В);

4. мониторинг использования международных стандартов (ст. 3.5 и 12.4);

5. техническое содействие (ст. 9);

6. специальный и дифференцированный режим (ст. 10);

7. регионализация (ст. 6);

8. разрешение споров (ст. 11 и 12.2);

9. частные стандарты или стандарты неправительственных организаций;

10. процедуры контроля, инспектирования и одобрения (ст.8 и Приложение С);

11. согласованность принимаемых мер (ст. 5.5);

12. сотрудничество с Комиссией Codex Alimentarius, OIE и IPPC (ст. 12.3);

13. выполнение положений Соглашения (ст. 13);

14. оценка риска и определение надлежащего уровня санитарной или фитосанитарной защиты (ст.5)


    1. Обеспечение защиты внутреннего ранка




  • разработать и утвердить методику и систему показателей мониторинга наполнения внутреннего рынка товарами импортного производства, влияния роста импорта на конкурентоспособность товаров отечественных производителей по отраслям;

  • провести анализ фактов резкого рост импорта (в результате снижения уровня тарифной защиты), который наносит или потенциально может нанести ущерб отдельной отрасли);
  • проработать вопрос о применении специальных защитных мер и инициировании антидемпинговых расследований в отношении зарубежных производителей, конкурентоспособность продукции которых на отечественном рынке повышается, либо не может далее регулироваться традиционными инструментами в результате принятия российской стороной обязательств в рамках ВТО;


  • подготовить перечень потенциально уязвимых с точки зрения правил ВТО применяемых российской стороной защитных мер, в отношении которых торговыми партнерами могу быть инициированы расследования, проанализировать возможные варианты развития ситуации и на постоянной основе осуществлять мониторинг такого рода активности со стороны оппонентов;

  • подготовить заключения о соответствии применяемых в РФ мер поддержки российских производителей нормам ВТО, в спорных моментах подготовить рекомендации по корректировке формальных признаков, нарушающих требования международной организации.



1.4. Обеспечение интересов России сфере интеллектуальной собственности


  • инициировать обсуждение «Концепции использования и охраны результатов творческой деятельности в глобальной сети», предложенной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым лидерам «Группы двадцати» в ноябре 2011г., заключающейся в создании концептуально новой системы реализации авторских прав в Сети, основывающейся на следующих принципах:

1. введение «презумпции свободного использования» в случае если правообладатель не заявил об обратном;

2. создание универсального, простого и доступного механизма регистрации прав правообладателями;

3. введение ответственности для информационных посредников в сети Интернет (операторов связи, владельцев интернет-сайтов и доменных имен и т.д.) за нарушение авторского права и смежных прав на общих основаниях при наличии вины, за исключением ряда особо устанавливаемых случаев (например, если они не знали и не должны были знать о незаконности контента).


  • обеспечить участие российской стороны в МТП, а также деятельности Комитета по Интеллектуальной собственности ВТО по вопросам не входящим в повестку Дохийского раунда и формирование российской позиции по следующим вопросам:

1. влияние Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) на общественное здоровье;


2. расширение охраны географических указаний в наименованиях товаров;

3. соотношение ТРИПС и Конвенции ООН о биологическом разнообразии;

4. влияние ТРИПС на экономический рост развивающихся стран.


  • провести исследование и подготовить заключение о целесообразности присоединения России к ACTA (англ. The Anti-Counterfeiting Trade Agreement (ACTA)) на основе результатов, достигнутых в области защиты прав интеллектуальной собственности в России в ходе переговоров о присоединении к ВТО


В рамках Совета по ТРИПС:

  • изучить и подготовить заключение о целесообразности поддержки инициативы Австралии по стандартизации сигаретных упаковок, а также возможного распространение данной концепции на другие товары, потенциально несущие вред здоровью (рассматривая данный шаг в том числе в контексте улучшения имиджа России);

  • сформировать национальную позицию в отношении принудительного лицензирования лекарственных препаратов, а также производства и экспорта дженериков;

  • при необходимости и наличии соответствующего обоснования инициировать обсуждение фактов нарушений использования традиционных российских товарных знаков.



следующая страница >>