zabika.ru 1

Проект перспективного развития


муниципального образовательного учреждения

«Решотинская средняя общеобразовательная школа №10»



  1. Введение

Предлагаемый документ следует рассматривать как обоснование основных идей развития муниципального образовательного учреждения «Решотинская средняя общеобразовательная школа №10».

Законодательная база для разработки проекта перспективного развития школы:

  1. Конвенция о правах ребенка.

  2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

  3. Закон РФ «Об образовании».

  4. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.

  5. Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа».

  6. Послание президента РФ Федеральному собранию на 2011 год.

  7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ».


Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений в образовании. Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым фактором обеспечения нового качества образования, от которого зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

В национальной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Новая школа — это:

  • институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем;

  • школа для всех. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени;

  • новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет;
  • центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы;


  • современная инфраструктура;

  • современная система оценки качества образования».

Данные положения национальной инициативы «Наша новая школа» учтены при разработке проекта перспективного развития школы на период до 2016 года.

Проект перспективного развития школы на период 2011 – 2016 г.г. является организационной основой реализации государственной политики в сфере образования, обеспечивает научно-методическую проработку и апробацию системных изменений, реализует новые подходы к формированию современной модели образования, отвечающей задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Национальной инициативы «Наша новая школа», идеям Приоритетного национального проекта «Образование».


  1. Постановка проблемы

2.1. Анализ состояния системы образования и воспитания в образовательном учреждении

По состоянию на 01.09.2010 года в школе обучалось 376 учащихся (20 класс – комплектов); из них в начальной школе 144 ученика (8 класс - комплектов), в основной школе 193 учащихся (9 класс – комплектов), в старших классах 39 учащихся (2 класс – комплекта).

Набор учащихся в школу осуществляется преимущественно из микрорайона расположения школы. Из детских садов в школу в последние годы поступают в среднем 60% первоклассников.

Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы - обеспечение базового об­щего среднего образования и развитие ребенка в процессе обучения. Глав­ным условием для достижения этих целей является включение каждого ре­бенка на каждом учебном занятии в деятельность. Достижение указанных целей обеспечивается поэтап­ным решением задач работы школы на каждой ступени обучения. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа, которая в 2010-201 учебном году направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу, программу развития и учебно-воспитательный процесс.


Очевидна положительная динамика роста методического и профессионального мастерства учителей, о чем свидетельствуют следующие факты:

- повышение качества ЗУН с 39% до 41% средней и старшей школе;

- очевиден профессиональный рост учителей, о чем свидетельствует успешная аттестация учителей, участие в районных конкурсах;

- возросла активность учителей в желании поделиться педагогическими и методическими находками;

- каждый учитель прорабатывает для себя методику применения в практике преподавания новые педагогических технологий;

- пополняется методическая копилка учителя;


    - методическая тема школы и вытекающие из нее темы школьных методических объединений соответст­вуют основным задачам, стоящим перед школой.

              В школе создана целостная воспитательная система, которая осуществляется по четырём направлениям: «Россиянин» (гражданско - патриотическое воспитание), «Здоровье» (физкультурно-оздоровительное направление), «Красотою мир будет спасён» (художественно-эстетическое направление), «Сохраним земную красоту» (эколого – краеведческое направление), посредством которых реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса.

Образовательный и воспитательный процесс в школе сформировал определенные организационно-педагогические, социально-педагогические и социокультурные условия для удовлетворения потребностей субъектов образовательного процесса:

1. Учащихся – в интеллектуальном, социальном и культурном развитии; в достижении требований федеральных государственных образовательных стандартов, в формировании социального опыта, в расширении участия в культурной жизни школы и общества в целом.

2. Родителей – в обеспечении качественного образования детей, развитии способностей учащихся, подготовки их к решению жизненных и профессиональных проблем, адаптации в современном мире.

      1. Учителей – в социально-профессиональной и личностной самореализации, в обеспечении условий для педагогического творчества, в усилении правовой и социально-психологической защищенности, в демократической и доброжелательной атмосфере в педагогическом коллективе.




2.2. Выявление проблем для формулировки цели и задач проекта перспективного развития школы

При разработке проекта перспективного развития школы нами учитывались:

негативные

позитивные

особенности социального окружения школы

- изменяющиеся требования к качеству реализуемых образовательных услуг;

- рост конкуренции образовательных учреждений в образовательном пространстве посёлка и района

- рост активности родительской общественности;

- развитие взаимодействия с различными социальными партнерами;

- создание позитивного имиджа школы на рынке образовательных услуг

особенности контингента учащихся

- увеличение числа первоклассников с проблемами здоровья и психофизиологического развития

- внедрение здоровьесберегающих технологий;

  • ориентация образовательного учреждения на создание адекватных условий для саморазвития учащихся



особенности педагогического коллектива

- высокий средний возраст коллектива;

- психологический барьер у части коллектива при внедрении инноваций

- стабильность, высокий уровень профессионального мастерства;


- постоянное повышение квалификации административного и педагогического состава


особенности образовательной среды школы

- система дополнительного образования не обеспечивает в полной мере реализацию запросов родителей и учащихся;

- отсутствие оптимального использования информационной инфраструктуры школы

- есть ресурсы для развития системы дополнительного образования;

- информационная инфраструктура подкреплена ресурсами
2.3. Приоритетные направления развития школы в 2011-2016 гг.

Основой выбора инновационной деятельности педагогов нашей школы являются:

  • обеспечение защиты учащихся от некачественных образовательных услуг;

  • сохранение и развитие гуманистических тенденций образования, способствующих формированию духовности, нравственности и гражданственности учащихся;

  • дальнейшее внедрение программ предпрофильной подготовки и профильного обучения, усиление индивидуализации обучения;

  • создание системы условий для развития творческого потенциала и самореализации каждого участника образовательного процесса, совершенствование системы дополнительного образования;

  • совершенствование воспитательной системы школы;

  • формирование у школьников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, толерантности;

  • дальнейших рост профессиональной компетентности педагогического коллектива;

  • превращение открытости школы в действенный фактор развития всех заинтересованных лиц и общества в целом;

  • поиск новых форм взаимодействия участников образовательного процесса;
  • вовлечение социальных партнеров в образовательную и воспитательную деятельность школы;


  • внедрение здоровьесберегающих технологий на всех ступенях образования в отношении всех субъектов образовательного процесса;

Поступательное развитие школы возможно при организации единого образовательного пространства, базирующегося на приоритетах гуманистически-нравственных ценностей, таких как творчество, толерантность, ценности человеческого общения и социального взаимодействия, ценностное отношение к себе и другим.
2.4. Цель и задачи перспективного развития школы

В основу проекта развития школы положена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Цель перспективного развития школы – совершенствование условий функционирования единого образовательного пространства школы для обеспечения нового качества образования, ориентированного на повышение качества жизни будущих выпускников и общества в целом.

Следовательно, необходимо создание оптимального сочетания педагогических основ, условий и технологий, при которых возможно развитие индивидуальной творческой самореализации учащихся с одновременным усвоением ими новых образовательных стандартов. Для того, чтобы этот процесс состоялся, необходим ряд условий:

- организационные – обеспечивающие проектирование содержания, технологий и результатов изучения отдельных дисциплин, разработку мониторинга качества образования и др.;

- педагогические – включающие повышение профессиональной компетентности педагогов, мотивацию учителей к деятельности, основанной на понимании значимости самореализации учащихся;

- социокультурные – обеспечивающие соотношение между процессом обучения и социализации на основе принципиально новых взаимоотношений субъектов образовательного процесса, а также отношений с другими социальными институтами общества;


- психо-физиологические – обеспечивающие создание комфортной, творческой атмосферы в образовательном учреждении, обеспечивающие актуализацию и сопровождение развития творческого потенциала всех участников образовательного процесса с ориентацией на здоровьесберегающие технологии.
Задачи перспективного развития:


  1. Осуществить переход на новые образовательные стандарты.

  2. Развивать систему поддержки талантливых детей

  3. Создать условия для развития учительского потенциала.

  4. Развивать школьную инфраструктуру.

  5. Обеспечить сохранение и укрепление здоровья школьников.



      1. Ожидаемые результаты

        1. Осуществлён переход на новые образовательные стандарты.

        2. Создана и реализована программа работы с одарёнными детьми.

        3. Созданы условия для развития учительского потенциала.

        4. Развита школьная инфраструктура.

        5. Созданы условия для обеспечения сохранения и укрепления здоровья школьников.

        Реализация проекта перспективного развития образовательного учреждения приведет к тому, что в школе будет осуществляться образовательная деятельность в рамках единого образовательного пространства, способствующая обеспечению основных прав детей на образование и гарантий полноценного развития каждого участника образовательного процесса, являющимися основными условиями достижения нового качества образования.



    4. Содержание и механизм реализации

    4.1. Осуществление перехода на новые образовательные стандарты (Приложение 1)

В нашем образовательном учреждении была разработана программа деятельности школы по внедрению новых образовательных стандартов, целью которой является разработка перечня задач и определение последовательности этапов работы коллектива школы, по различным направлениям:


  • Организационно-управленческому

  • Методическому

  • Нормативно-правовому

  • Кадровому



Задачи:


  • изучение соцзаказа и на базе этого согласование потребностей социума и возможностей школы;

  • анализ и адаптация действующих УМК для применения в условиях внедрения

    ФГОС- 2;

  • разработка нормативных документов;

  • составление программы повышения квалификации учителей школы.

    Механизмы реализации:




Содержание

Мероприятия

Результат

Анализ содержания государственных программ и ФГОС

Заседание методического совета, педагогического совета, ШМО

Выделение структурных функциональных единиц содержания образования и их конкретизация по образовательным областям. Проектирование образовательной программы

Определение системы работы, разработка рабочих программ

Организация и проведение теоретико-практических семинаров, круглых столов, заседаний творческих микрогрупп

Согласование и утверждение рабочих программ


4.2. Развитие системы поддержки талантливых детей (Приложение 2)
«Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. …Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования...»


Механизмы реализации:

Содержание


Мероприятия

Результат

Определение образовательных потребностей и ценностных ориентаций участников ОП

Анкетирование участников образовательного процесса

Накопление информации для проектирования индивидуальной образовательной траектории

Усиление роли дополнительного образования детей в развитии творческих способностей ребенка и создании условий его самореализации

Расширение системы дополнительного образования на базе школы,

создание условий исследовательского творчества учащихся

Внедрение исследовательских умений в учебный процесс. Участие учащихся в проектной деятельности, представление результатов исследований на научно-практических конференциях района и края

Создание системы персонального учета личных достижений учащихся в учении

Диагностическое отслеживание, различные виды педагогической поддержки

Модели формирования портфолио учебных достижений



4.3.Создание условий для развития учительского потенциала
«В системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации следует распространять опыт лучших учителей...»

Современный педагог-профессионал должен не только успешно ориентироваться в актуальных направлениях своей предметной области, но и быть компетентным в реализации современных направлений педагогики творческого развития личности. Это подразумевает совместную деятельность субъектов образовательного процесса, направленную на развитие способностей смысловой личностной оценки жизненных ценностей. В процессе такого педагогического взаимодействия происходит развитие, поиск смысла, самореализация как учащихся, так и педагогов школы.

Механизмы реализации:


Содержание

Мероприятия

Результат

Внедрение новых технологий обучения, оптимизация методов обучения

Обучение педагогических кадров, работа творческих микрогрупп

Проведение открытых уроков. Диагностика результативности образовательного процесса

Взаимодействие педагогов школы с педагогами района, края

Проведение обучающих семинаров, лекций, работа педагогов на РМО

Проведение мастер-классов педагогами школы

Организация индивидуальной работы с учителем. Усиление методической поддержки учителям в инновационной деятельности.

Включение учителя в управленческий процесс, делегирование полномочий

Посещение уроков, выявление профессиональных затруднений с помощью диагностических методик, регулярное повышение квалификации учителей

Осуществление принципа профессионального обогащения. Продвижение в профессиональном развитии. Участие учителей в управлении школой – средство удовлетворения их социальных потребностей, повышения их мотивации

Подготовка и переподготовка педагогических кадров, освоение учителями информационно-коммуникационных технологий, обобщение опыта работы учителей. Создание творческих групп учителей с целью организации совместной исследовательской деятельности. Формирование у учителей мотивации к инновационной деятельности

Проведение совместных ШМО, участие педагогов школы и в работе районных и краевых семинаров и конференций, педагогических чтениях, участие в конкурсах педагогических достижений


Формирование исследовательской культуры учителя, повышение уровня профессионализма педагогов на основе инновационного потенциала, развитие методологической культуры




    1. Развитие школьной инфраструктуры



            "В школе должны быть созданы … условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени... Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни".


Механизмы реализации:


Содержание

Мероприятия

Результат

Расширение взаимодействия с другими образовательными учреждениями

Заключение договоров, разработка программ взаимодействия

Удовлетворение познавательных запросов учащихся. Диагностика результативности и удовлетворенности

Изучение запросов семьи

Анкетирование участников образовательного процесса

Накопление информации для проектирования взаимодействия семьи и школы

Совершенствование материальной базы кабинетов, организация работы по созданию безопасных условий пребывания детей в школе

Составление перспективного плана по оснащению и реконструкции учебных кабинетов. Привлечение бюджетных, внебюджетных и спонсорских средств для развития материально-технической базы школы

Обновление УМК, усиление технической оснащенности, приобретение современного учебно-лабораторного оборудования, создание условий комфортности, безопасности



4. 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников (Приложение 3)

«Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников….Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья»
Механизмы реализации:


Содержание

Мероприятия

Результат

Создание в школе условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся

Разгрузка содержания общего образования, использование здоровьесберегающих технологий обучения, организация мониторинга состояния здоровья учащихся, проведение дней здоровья, организация досуговой деятельности

Оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся

Регламентация учебной и внеучебной деятельности

Организация школьных праздников, Дней Здоровья. Родительские конференции

Актуализация в сознании учащихся, учителей и родителей ценностей здорового образа жизни



  1. Ресурсное обеспечение проекта

    5.1. Кадровые ресурсы

В 2009 – 2010 учебном году в школе работало 30 педагогов.

Возрастной состав педагогического коллектива:

до 30 лет – 3 человека,

от 40 до 50 лет – 13 человек,

50 до 55 лет -1

старше 55 лет – 6 человек.

Среди работающих учителей:

73% имеют высшее образование;


27 % средне - специальное.

По итогам аттестации:

высшую квалификационную категорию имеют – 9 человек;

первую квалификационную категорию – 12 человек;

вторую квалификационную категорию – 4 человек.


    5.2. Материально – техническое обеспечение

    Школа функционирует в одном здании постройки 1972 года. Школа располагает спортивным залом, имеющим мобильное оборудование, спортивной площадкой, лыжной базой, актовым залом на 100 мест, столовой на 72 места, медицинским кабинетом. Общее количество учебных кабинетов 18. Школа имеет компьютерный класс, оснащённый 11 персональными компьютерами на базе процессора Pentium 4, объединёнными в локальную сеть. К сети Интернет через ADSL модем подключены кабинет информатики, кабинеты администрации школы. Адрес электронной почты: rsosh10@yandex.ru., сайт: rsosh10.narod.ru

    Приобретено и установлено новое технологическое оборудование в столовой и пищеблоке. Оборудован медицинский процедурный кабинет, для эффективной работы кабинета закуплено необходимое оборудование. В целях охраны зрения детей в каждом учебном кабинете классные доски оборудованы софитами. С 2004 года школа значительно расширила свою материально-техническую базу. В рамках конкурса «100 классных проектов» школа выиграла грант на 100 000 рублей. Для повышения качества образовательного процесса школа приобрела оборудование кабинета биологии. В 2008 году в рамках федерального национального приоритетного проекта «Образование» школа стала победителем и получила грант в 1 000 000 рублей. Это позволило значительно улучшить материально-техническую базу школы: открыт тренажёрный зал, обновлено оборудование в спортивном зале; переоснащён современным оборудованием компьютерный класс; учебные кабинеты пополнены компьютерным оборудованием (компьютеры, проекторы, экраны, интерактивная доска); приобретено оборудование для кабинетов физики, химии; музыкальное оборудование. Оснащена компьютерами библиотека, ежегодно фонд библиотеки пополняется большим количеством информационно – справочной литературы. Общий фонд - 18302 единиц хранения. Библиотека стала ресурсным центром школы.

    5.3.Финансовые ресурсы

    Школа находится на финансовой самостоятельности, имеет свой расчётный счёт. На краевом и муниципальном уровне осуществлялось плановое финансирование школы по различным статьям.Значительные бюджетные средства направляются на укрепление материальной базы школы, приобретение учебно-наглядных пособий.