zabika.ru 1 2 3 4

Из Федеральной программы развития образования на 2011-2015 гг.


  1. Цель Программы:

Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

  1. Задачи Программы:

Задачами Программы являются:

-модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

-приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

-развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг

  1. Важнейшие целевые индикаторы:

-доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей;

-доля выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, которым предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том числе дистанционного или в

учреждениях профессионального образования, в общей численности выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях;

-рост обеспеченности учебно-лабораторными помещениями по нормативу на одного студента по отношению к 2005 году;

-доля преподавателей, которые работают в вузах, участвующих в межвузовской кооперации, и имеют возможность проводить исследования на базе других учреждений, в общей численности преподавателей вузов;

-доля образовательных учреждений, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе системы автоматизированного мониторинга, в общем числе образовательных учреждений;

-доля обучающихся в общей численностиобучающихся на всех уровнях образования, получивших оценку своих достижений (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) через


добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории,способствующей социализации личности;


  1. Ожидаемые результаты:

-создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования;

-внедрение и эффективное использование новыхинформационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;

- внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений всех уровней и образовательных процессов;

-создание ресурсов и программ для одаренных детей;

-формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций, в том числе для инновационных отраслей экономики;

-кооперирование учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двусторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий;

-внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.


  1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа:


Характерными чертами дополнительного образования взрослых являются отраслевая разрозненность, отсутствие эффективных устойчивых прямых и обратных связей с производственной сферой и сферой потребления.
При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

-обеспечение инновационного характера базового образования;

-модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;


-создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

-формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
Задачами программы являются:

-приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

-развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Во всех федеральных округах будут созданы:

-стажировочные площадки для обучения и повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в области модернизации муниципальных систем дошкольного образования, а также для распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования;

-площадки для обучения и повышения квалификации работников системы образования в целях распространения моделей государственно-общественного управления образованием.
Повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы образования будет, в том числе, включать повышение квалификации специалистов для реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования и предполагать внедрение персонифицированных моделей повышения квалификации, включая развитие системы переподготовки и повышения квалификации учителей информатики общеобразовательных учреждений в соответствии с едиными требованиями.

На базе стажировочных площадок будут созданы центры справочно-методической и технической поддержки общеобразовательных учреждений по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе.

В рамках мероприятия по распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей во всех субъектах Российской Федерации будут распространены следующие интегрированные модели общего и дополнительного образования:


-инновационные воспитательные модели, обеспечивающие формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества. При распространении этих моделей будет выполнен комплекс мероприятий по устранению причин и условий, способствующих проявлениям национализма и сепаратизма;

-модели развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности;

-модели формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.
Во всех федеральных округах предусматривается создание площадок для обучения и повышения квалификации управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение указанных моделей успешной социализации детей, а также для подготовки и повышения квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов.
В рамках указанного мероприятия планируются:

-развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;

-разработка и внедрение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей.
При выполнении мероприятия по поддержке развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов планируются:

-организация подготовки специалистов в области информационно-телекоммуникационных технологий, повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений профессионального образования в области использования информационно-телекоммуникационных технологий;

-создание и поддержка сетевых сообществ специалистов сферы профессионального образования.

Предполагается создание сети центров обучения и консультирования работников сферы образования по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности.
Для решения задачи "Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг" будут проведены следующие мероприятия:

-обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное образование, дополнительное образование);

-создание единой информационной системы сферы образования;

-создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Под общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ понимается аккредитация, которая проводится общественно-профессиональными объединениями (организациями работодателей, профсоюзами, саморегулируемыми и иными общественными организациями).

-разработка новой модели общероссийской системы оценки качества общего образования, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения, а также создание инструментария ее реализации с обеспечением комплексного мониторинга качества общего образования;

разработка моделей оценки качества дошкольного, начального и среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного образования, технологии и методики подготовки и проведения процедур контроля и оценки качества образования;

-создание сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций;

-обеспечение центров необходимыми технологиями и инструментарием;

При этом основным содержанием мероприятия будет создание технологий и измерительных материалов для оценки качества образования на основе разрабатываемой профессиональным сообществом системы профессиональных стандартов (профессиональный стандарт учителя, директора).

Предусматриваются формирование и поддержка в актуальном состоянии банка данных электронных паспортов общеобразовательных учреждений, а также разработка и внедрение системы, обеспечивающей распределенное планирование, доведение и контроль достижения показателей реализации инициативы "Наша новая школа".
В рамках указанного мероприятия в системе общего образования будут созданы условия для минимизации отчетности при одновременном повышении ответственности посредством внедрения электронного документооборота, развития системы открытого электронного мониторинга и обязательной публичной отчетности образовательных учреждений.
В ходе выполнения Программы будет осуществляться экспертно-аналитическое, научно-методическое и информационное сопровождение мероприятий, направленных на решение ее задач. Такое сопровождение будет проводиться в рамках мероприятия по экспертно-аналитическому, научно-методическому и информационному сопровождению мероприятий.

Это мероприятие предусматривает комплексное выполнение работ, связанных с:

-разработкой методических рекомендаций и нормативной правовой базы для выполнения мероприятий Программы;

-мониторинговым и информационным сопровождением реализации Программы в целом и отдельных ее мероприятий;
В результате выполнения Программы в системе образования будет обеспечено:

-создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования;

-внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;

-внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений всех уровней и образовательных процессов;

-создание ресурсов и программ для одаренных детей;

-оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования;

Предусматриваются внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы образования, а также механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.
Перечень мероприятий федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.

(млн. рублей)

───────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────┬────────────────

│ Объем финансирования │ Ожидаемые результаты │ Показатель

├─────────┬─────────────────────────────────────────────┤ │ Программы

│ 2011 - │ в том числе │ │ (номер

│2015 годы├────────┬────────┬────────┬────────┬─────────┤ │в соответствии

│ - всего │2011 год│2012 год│2013 год│2014 год│2015 год │ │с приложением N

│ │ │ │ │ │ │ │1 к Программе)

───────────────────────┴─────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴─────────┴───────────────────────────┴────────────────



следующая страница >>