zabika.ru 1 2 ... 15 16




Проект

Концепция


Федеральной целевой программы развития образования

на 2011-2015 годы
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1 отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина2.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач3:


  • обеспечение инновационного характера базового образования;

  • модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

  • создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

  • формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года4 сделан вывод о том, что в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.

В российском образовании в последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Однако уровень развития отечественного образования пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития страны.

Поддержка лидеров в лице отдельных образовательных учреждений и региональных систем образования позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики. В то же время дальнейшая модернизация образования требует масштабных, системных изменений сферы образования, вовлечения большей части субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений в процессы инновационного социально ориентированного развития России.

Целью
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее – Программа) является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.


При этом задачами Программы являются:


  • модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

  • приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

  • развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Таким образом, цели и задачи Программы, учитывая сроки ее реализации (2011-2015 годы), соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы

программно-целевым методом
Первое десятилетие XXI века явилось периодом начала формирования основ для дальнейшего инновационного развития российского образования, значительных институциональных изменений, обеспеченных государственным планово-бюджетным финансированием.

В то же время, реакция системы образования на эти изменения остается недостаточно оперативной, запаздывает относительно темпов социально-экономического развития России.

Количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельности невелико, отсутствуют механизмы конкуренции и распространения новых подходов к реализации образовательных программ. Ряд образовательных инициатив носит локальный характер, и они с трудом распространяются на всю систему образования. Охват качественным образованием, необходимым для обеспечения равных стартовых возможностей карьерного и личностного роста российских граждан, продолжает оставаться с одной стороны недостаточным, а с другой стороны - избыточно дифференцированным относительно социально-экономических условий в разных субъектах Российской Федерации.

Решаемая проблема представляет собой комплекс проблем, сохраняющихся пока на различных уровнях образования. К этим проблемам следует отнести:


  • невключенность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также в информационное пространство российского общества;

  • в целом сохраняющийся в системе образования патерналистский характер принятия и исполнения решений;

  • недостаточное использование современных образовательных технологий;

  • низкую динамику кадрового обновления в системе образования;

  • крайне неоднородный охват граждан дошкольным, дополнительным и непрерывным образованием в различных субъектах Российской Федерации;

  • отсутствие действенных механизмов продвижения отечественного образования за рубежом;

  • отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования.

Таким образом, проблема требует комплексного решения. Это решение может быть обеспечено применением программно-целевого метода (метода целевых программ).

Использование этого метода предполагает создание целевой программы с обеспечением единства ее четко структурированной и сформулированной содержательной части с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения.

Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием в 2011-2015 годы.

Мероприятия Программы:

  • носят комплексный характер;

  • обеспечивают общие подходы и взаимосвязь целей и задач, стоящих перед российским образованием в 2011-2015 годы;

  • согласованы по срокам, а также по ресурсам, необходимым для их осуществления.

При этом мероприятия Программы определены, исходя из приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, очередности их реализации с учетом ресурсных возможностей на федеральном и региональном уровнях, результатов Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, Приоритетного национального проекта «Образование». 

III. Предварительный анализ итогов реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы с учетом результатов Приоритетного национального проекта «Образование»

Целью завершающейся в 2010 году Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы5 (далее – ФЦПРО) является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

В ходе выполнения ФЦПРО решались следующие задачи:


  • совершенствование содержания и технологий образования;

  • развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

  • повышение эффективности управления в системе образования;

  • совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Одним из важных результатов ФЦПРО являются разработанные с участием работодателей федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения по всем уровням образования. В 2010 году планируется их принятие, что создаст условия для кардинального институционального обновления деятельности системы образования, начиная с 2011 года.

В результате выполнения ФЦПРО удалось существенно расширить возможности для повышения профессионализма педагогических кадров, в том числе за счет ежегодного повышения квалификации порядка 400 тысяч преподавателей на всех уровнях образования.

В 2006-2008 годах был продолжен эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Проведенные в рамках ФЦПРО мероприятия позволили в 2009 году обеспечить переход ЕГЭ в штатный режим.

К основным результатам ФЦПРО следует также отнести развитие системы образовательных кредитов, дальнейшее улучшение условий проживания для иногородних студентов, совершенствование объективных независимых процедур оценки качества образования, создание и внедрение механизмов частного государственного партнерства в сфере образования, распространение электронных образовательных ресурсов и др.


Начиная с 2006 года, выполнение ФЦПРО было взаимосвязано с реализацией Приоритетного национального проекта «Образование» (далее - ПНП «Образование»).

В 2006-2009 годах в рамках реализации ПНП «Образование» была оказана государственная поддержка 57 вузам, 9 тысячам инновационных школ, 340 образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования. Были поощрены 40 тысяч лучших учителей и 21 тысяча представителей талантливой молодежи, ежемесячное вознаграждение за классное руководство выплачивалось более чем 800 тысячам педагогов.

В образовательные учреждения было поставлено 54,8 тысяч комплектов нового учебного оборудования и 9,8 тысяч школьных автобусов.

Созданием двух крупных федеральных университетов (в Сибири и на Юге России) было положено начало формированию сети федеральных университетов. Были также созданы две бизнес-школы – в Москве и Санкт-Петербурге.

В 2009 году в рамках ПНП «Образование» была развернута работа по внедрению в сферу образования инноваций, в том числе по использованию ресурсов Интернета в учебном процессе. Свыше 52 тысяч российских школ получили доступ в Интернет, началось создание системы дистанционного образования детей-инвалидов, сети национальных исследовательских университетов, реализовались инновационные программы непрерывного профессионального образования.

Результаты реализованных при федеральной поддержке в более чем 30 субъектах Российской Федерации комплексных проектов модернизации образования (далее – КПМО) создали предпосылки для формирования национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Среди наиболее заметных эффектов модернизации образования последних лет необходимо назвать следующие:

  • были апробированы механизмы кадрового обновления педагогического корпуса. В 2009 году в субъектах Российской Федерации, принявших участие в КПМО, обновление кадрового состава общеобразовательных учреждений за счет молодых специалистов составило около 10 процентов (до начала КПМО – 1 процент ежегодно);


  • в субъектах Российской Федерации - участниках КПМО к концу 2009 года доля обучающихся в современных условиях от общей численности обучающихся по основным программам общего образования составила около 70 процентов (в 2006 году – 38 процентов);

  • в 2009 году по сравнению с 2006 годом удельный вес подростковой преступности (численность подростков в общем числе лиц, совершивших преступления) снизился на 57,5 процентов (с 148595 человек в 2006 году до 85452 человек в 2009 году). При этом только за 2009 год к уровню 2008 года это снижение составило свыше 20 процентов;

  • существенно вырос объем потребляемого Интернет-трафика на школу в среднем за год. На конец 2009 года этот показатель (10,65 Гб) по сравнению с 2006 годом (5,4 Мб) вырос более чем в 570 раз. При этом число посещений портала Федерального центра информационных образовательных ресурсов увеличилось с 47 тысяч посещений в месяц в 2008 году до 173 тысяч - в 2009 году.

В результате реализации ФЦПРО удалось обеспечить создание основных институциональных механизмов модернизации системы образования, сформировать сеть образовательных учреждений и российских регионов, участвующих в инновационном развитии системы образования. Были также сформированы конкурентная среда, группы лидеров для распространения практики модернизации во всей системе образования Российской Федерации.

При разработке Программы будет полностью обеспечена преемственность ее мероприятий по отношению к мероприятиям ФЦПРО.


следующая страница >>