zabika.ru 1 2




Малышу данного возраста необходимо предоставлять относительную самостоятельность, конечно в рамках возрастных возможностей, этим вы обогащаете его личность.

Действия по самообслуживанию укрепляют здоровье; способствуют развитию движений; углубляют и расширяют рамки понимания речи окружающих; развивают собственную речь ребёнка, его мышление, внимание, память; формируют такие личностные качества, как активность, аккуратность, опрятность.

Ребёнок учится нормам и правилам поведения в социуме. Времени для реализации этих задач у вас предостаточно, так как режимные процессы (умывание, одевание и раздевание, кормление, высаживание) занимают 35% всего времени бодрствования ребёнка в течение дня.

Одевая своего карапуза, не спешите вертеть его как куклу, не останавливайте его активных движений. Выхватил он у вас из-под рук свои трусики, ну и прекрасно. Покажите, как их нужно надевать; пусть он попыхтит, стараясь попасть ногой в прореху. Но будьте начеку, не выпускайте ситуацию из-под контроля. Иначе, стаскивая трусы с головы довольного собственными результатами «умельца», вы рискуете вызвать взрыв протестующих воплей.

При умывании, показывая необходимые действия, спокойно и неторопливо действуя рукою ребёнка, вы знакомите его с «рисунком» действия (как мыть руки круговыми движениями кистей, а не перебиранием пальчиков). Одновременно вы объясняете смысл каждого действия, расширяя рамки познания окружающей действительности: тщательно умываться – чтобы стать чистым, одеваться по погоде – чтобы не простудиться, и т.п. Напоминание чёткой последовательности выполнения необходимых действий тоже обосновывайте: поторопился, не засучил рукава – они намокли; забыл опустить руки в раковину под струю воду – побежала вода по локтям и на пол; мыло не смыл тщательно – вот и попало оно в глаза; не захотел умываться аккуратно – приходится менять мокрую одежду. Оживляя процесс обучения, вы напевно произносите:


Водичка, водичка, умой Маше личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки алели,

Чтоб смеялся роток, да кусался зубок.

И учится ваш малыш не только тереть нос и язык, а мыть и лоб, и щёки, и подбородок. Но и это ещё далеко не конец процессу умывания. Необходимо учить снимать личное полотенце с крючка и, расправив его на руках, тщательно вытирать лицо, начиная со лба, и каждую руку, так чтобы не осталось мокрых мест, и только тогда аккуратно вешать полотенце на место. Вместе полюбуйтесь достигнутым результатом, глядя в зеркало. Не скупитесь на похвалу, подчеркните, как глазки блестят, как щёчки румянятся, алеют, и роток смеётся, и зубок кусается – палец не сунешь!

Обучая ребёнка навыкам самостоятельности в любом из режимных процессов, вы одновременно учите его аккуратности (нельзя разбрызгивать воду, нельзя брать еду из тарелки руками), бережному отношению к вещам (вешать полотенце на крючок, не разбрасывать одежду при раздевании, а знать место её хранения: пальто – в шкафу, ботинки – на полочке и т.д.), умению замечать и ценить труд взрослых (мокрый после умывания пол придётся вытирать бабушке, ей же – грязный порожек мыть), приходить на помощь (с бабушкой расставлять посуду к чаю и убирать, мыть её, с дедушкой пылесосить, протирать пыль и т.д.).

Терпеливо обучая необходимым действиям по самообслуживанию, расширяйте познания малыша об окружающем, включая в активную работу его зрение, слух, тактильные и вкусовые ощущения. При умывании спрашивайте: тёплая вода или холодная, во время одевания уточняйте названия частей тела, предметов одежды и обуви, обращайте внимание на их цвет, сравнивайте величину обуви деда и внука и т.д. Надев на руки внучки варежки, бабушка спрашивает: «Нравится тебе обновка? Вот какие я тебе варежки связала! Мягкие? Тёплые? Пушистые? А какого они цвета? А шарф у тебя какого цвета? А почему мы надеваем шубу, валенки, варежки? Да потому, что на улице мороз, зима!» Во время кормления объясняйте, как называется то или иное блюдо, что такое пирог и блинчики, из чего бабушка приготовила винегрет. Дети любят уточнять цвет сока или супа, выяснять вкусовые качества яблока, арбуза, вместе с взрослым с удовольствием обсуждают форму яйца, апельсина, макарон. При выполнении любого действия дети стремятся подражать взрослому, всё делать так, как он, искренне радуются успехам.


Вы должны во всём деликатно помогать малышу, поддерживать стремление к самостоятельности, мириться с первыми неудачами (грязные руки, мокрые рукава и т.д.), ободрять его, вместе с ним радоваться результатам и при этом помнить главное правило: всё, что ребёнок может делать, он должен делать САМ!

Учите его контролировать результаты своих действий. После умывания, глядя на себя в зеркало, малыш с вашей помощью приведёт рукава в порядок, заправит в шорты выбившуюся рубашку, расчёской пригладит непокорный вихор на макушке – и только после этого можно степенно выходить на люди.

При сборах на прогулку необходимо соблюдать следующие правила:


  • Оденьтесь сначала сами, чтобы потом ребёнок вас не ожидал. Пока вы одеваетесь, пусть он продолжает играть с любимой игрушкой, ведь он не может находиться без «дела».

  • Включайте ребёнка в выполнение самостоятельных действий. Пусть их пока немного: натянуть рейтузы, всунуть ноги в валенки, надеть свитер. При возвращении с прогулки объём самостоятельных действий больше (снять расстёгнутую вами шубку, свитер, валенки, рейтузы): снимать значительно легче, чем надевать. Точно так же и при укладывании на сон. Чем скакать в постели, разгоняя сон, пусть малыш сам «копошится»: учится расстёгивать пуговицы на рубашке, снимать одежду. Вы поможете, подскажите, научите, как аккуратно вешать платье на спинку своего стульчика, а колготки складывать на сидении, правильно ставить обувь под стул.

Во время кормления малыш начала второго года жизни выхватывает из рук взрослого ложку: «Я сам!». Предоставьте ему такую возможность, если он ест густую пищу, так как жидкую удержать в ложке ему пока весьма трудно, а безрезультативность усилий может снизить детскую активность, привести к разочарованию. Во время еды рука ребёнка устаёт от однообразных движений. Малыш испытывает дискомфорт, начинает нервничать, не понимая причин. Чтобы снять эти негативные реакции, возьмите вторую ложку, сядьте справа от ребёнка (так удобнее) и действуйте с ним поочерёдно. Но не забирайте у него ложку до конца еды, иначе в следующий раз он уже даже не будет её брать, требуя: «Корми!». Во время еды пересекайте любое баловство за столом. Родителям обычно рекомендуют сажать малыша за отдельный стол, кормить его, не отвлекаясь, а уж потом обедать самим.


Таким образом, помогая ребёнку проявлять свою самостоятельность, родители формируют у него необходимые навыки и умения.

От 1 года до 1 года 6 месяцев

  1. Самостоятельно ест ложкой густую пищу, пьёт из чашки.

  2. Обращает внимание на грязные лицо, руки, нос.

  3. Знает места хранения своей одежды, обуви, игрушек.

  4. Частично раздевается сам.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет.

  1. Самостоятельно ест ложкой любую пищу.

  2. Пользуется салфеткой во время еды – по напоминанию взрослого.

  3. Учится пользоваться носовым платком, расчёской с помощью взрослого.

  4. Частично раздевается и одевается сам, с помощью взрослого складывает свою одежду.

  5. Контролирует физиологические отправления.




Естественно, чтобы достичь таких результатов, понадобится ваше терпение, внимание, разумная помощь изо дня в день. Для малыша важно видеть ваше заинтересованное участие в совместных с ним действиях. Он заражается вашим интересом, желает подражать вашим действиям, вникает в суть ваших слов. Наберитесь терпения и по нескольку раз в день показывайте каждый элемент какого-либо действия, поясняйте необходимость выполнения действий в определённой последовательности (сначала наденем трусы, потом колготки; сначала рейтузы, потом валенки и т.п.), акцентируйте внимание ребёнка на промежуточных результатах (правильно вымыл руки – можно чистыми руками мыть лицо и т.п.) и на конечных (сам всё съел, сам правильно и аккуратно сложил одежду). Вместе радуйтесь достигнутым результатам.

Помимо личного участия взрослого в общих с ребёнком делах, обучения необходимым действиям и поддержки его активности нужно ещё и создавать условия для активных действий. Например, при умывании нужно предлагать ребёнку вставать на сделанную дедушкой устойчивую широкую и достаточную по высоте скамейку, воду включать так, чтобы было меньше брызг. У малыша в ванной комнате должны быть симпатичная расчёска и зубная щётка в красивом пластмассовом стаканчике, для личного полотенца красочный крючок, закреплённый на уровне его протянутой руки. При раздевании следует предусмотрительно расстёгивать шубу, пуговицы и молнии на одежде, расположенные сзади, развязать тесёмки шапки, шнурки ботинок. Во время кормления своей ложкой мама может размять в тарелке дочки картофелину, разделить на части котлету. Чтобы ребёнок нечаянно не пролил сок, давайте ему чашку с широким устойчивым дном.


Зная, что движения его ещё не скоординированы и он может невзначай толкнуть тарелку, сконфузиться, ставьте её на специальную пластмассовую подставку. Она достаточно широкая, красочно оформлена, легко моется.

И главное условие – неусыпный контроль, своевременная помощь во всём, поддержка. Если формирующееся умение не будет постоянно подкрепляться любым членом семьи, оно быстро исчезнет, уступив место игре, бездумному баловству.

Чем большим набором самостоятельных умений будет владеть ребёнок, тем спокойнее, увереннее он будет чувствовать себя в коллективе, тем больше у него будет поводов гордиться собой.

Многие родители могут усомниться: стоит ли столько сил и времени тратить на всё это, когда ребёнок ещё так мал? Придёт время, и он эти премудрости усвоит быстрее и легче. Разрешите предупредить скептиков: не обольщайтесь. После 2 лет у него появятся совсем другие интересы, и он будет досадливо отмахиваться от проблем самостоятельного одевания, кормления, хотя будет прекрасно понимать, что его беспомощность даёт много поводов для сожаления. Как правило, дети очень быстро ориентируются в житейских проблемах, с сокрушённым видом выслушивают порицания взрослых по поводу небрежно надетой одежды, неумения есть аккуратно и т.п. – и вовсю эксплуатируют безоглядную любовь старшего поколения, требуя от бабушек и дедушек обслуживания «по полной программе», решительно отказываясь принимать в этом процессе какое-то участие. Именно в период от 1 года до 2 лет дети проявляют яркий интерес к действиям, связанным с кормлением, одеванием и т.д. Ребёнок стремится обслужить себя, упрямо твердит: «Я сам!», приобретая необходимые в последующей жизни умения. Для закрепления их следует устраивать купания, кормления кукол, мишек, зайцев, где вы каждый раз подсказываете необходимую последовательность действий, их правильное выполнение.

Растёт малыш в семье среди взрослых и так же, как и все, должен иметь опрятный вид: свежая рубашка, застёгнутая на все пуговицы (её меняют не реже двух раз в день), чистые лицо и руки (их моют по мере надобности), расчёсанные волосы, завязанные шнурки, носовой платок в кармашке, личная зубная щётка. Опрятность должна органически войти в жизнь малыша, и именно на втором году – тогда она станет личностной характеристикой человека.


К этой проблеме относится также вопрос о приучении ребёнка к горшку. Если вы решили заняться этим вплотную на втором году жизни малыша, то прежде всего не умиляйтесь, когда он появится перед вашими очами с горшком на голове. Лучше сразу же формировать адекватное отношение к этому предмету, неназойливо предлагая малышу вовремя сесть на горшок. Постарайтесь высаживать его перед прогулкой и после неё, перед сном и при подъёме (если малыш встал сухим), но не держите на горшке подолгу. В остальное время не ругайте ребёнка за мокрые штанишки.

Помните, только после 2,5-3 лет дети в состоянии регулировать собственные физиологические отправления. А до той поры каждый успешный поход на горшок встречайте как грандиозный успех, радуйтесь вместе со своим малышом.

Главное занятие нормально развивающегося малыша в этом возрасте – постижение и исследование всего, что находится в его ближайшем окружении. Этим объясняется его неуёмное любопытство, активность, стремление проявить самостоятельность. Ваша задача – разрешать малышу активно действовать или разумно сдерживать его бурную энергию в зависимости от обстоятельств. Вы твердите: «Не хватай эту чашку, разобьёшь. У тебя есть своя!». Но малыш даже не слышит ваших запретов, он во власти охватившего его желания достать этот предмет. Его память не настолько развита, чтобы подсказать о печальных последствиях неразумных действий. Чашка разбита. Кто-то в сердцах отшлёпает упрямца. Раз, два – взрослый отвёл душу, а ребёнок превращается в сорванца, которого «ничем не прошибёшь». Страшная перспектива… Меньше всего малыш хотел расстроить вас, но факт налицо. Важно не сорваться, не накричать.


следующая страница >>