zabika.ru 1

Методические рекомендации


«Контрольно-аналитическая деятельность

как условие повышения эффективности воспитательного процесса

в общеобразовательном учреждении»
При организации эффективного воспитательного процесса одно из важных мест занимает контрольно-диагностическая деятельность заместителя директора школы по воспитательной работе. Заместитель директора по воспитательной работе – центральная фигура воспитательного процесса, координатор воспитательной работы классных руководителей, педагога-организатора, специалистов СППС, педагогов, обеспечивающих организацию работы объединений по интересам, физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу. Его деятельность многопланова и многообразна, круг обязанностей очень широк.

Специфика деятельности заместителя директора по воспитательной работе определяется типом общеобразовательного учреждения, контингентом учащихся и педагогов, сложившейся в нем воспитательной системой, традициями. Она отражается в особенностях организации жизнедеятельности общешкольного коллектива, вариативности использования тех или иных форм и методов воспитания, осуществляемых на основе тесной интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Приоритетом в работе заместителя директора учреждения образования по воспитательной работе является создание организационно-управленческих условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся в учреждении образования, семье и социальном окружении. Важный аспект этой деятельности – обеспечение защиты прав и законных интересов обучающихся, организация работы педагогического коллектива по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда здорового образа жизни в свете положений нормативных правовых документов, в первую очередь, Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и Декрета Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18».


Управление качеством воспитательного процесса в образо­вательном учреждении связывается, прежде всего, с контрольно-аналитической деятельностью заместителя директора по воспитательной работе. На особом контроле у него сегодня должно быть обеспечение качества воспитания учащихся: соответствие содержания, форм и методов идеологической и воспитательной работы, осуществляемой педагогическим коллективом учреждения образования, целям и задачам воспитания; состояние и охрана здоровья школьников, их физическое развитие; уровень включенности детей во внеурочные занятия, физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу, досуговую деятельность; деятельность органов ученического самоуправления; педагогическая поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений; организация и состояние взаимодействия с родителями и общественностью, внешкольными учреждениями и др.

Планирование в организации воспитательного процесса без преувеличения можно считать половиной его успеха. Уметь планировать идеологическую и воспитательную работу школы и работать по плану — значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива на основе точного расчета, научно проверенных форм и методов и точных календарных сроков.

План идеологической и воспитательной работы определяет цели, задачи на планируемый период, содержание этой работы (основные направления, формы, методы работы, порядок мероприятий воспитательной и идеологической направленности, сроки, место их проведения, участников и ответственных). Назначение плана идеологической и воспитательной работы – упорядочить деятельность всех участников образовательного процесса по указанным направлениям, обеспечить его организованность, согласованность, скоординированность, системность, логику и последовательность реализации задуманного, соответствие форм и методов содержанию деятельности, а также единство и взаимосвязь с учебным процессом1.

Контроль заместителя директора учреждения образования по воспитательной работе состоит в подтверждении того, что все идет в соответствии с принятым планом, существующими нормативными документами и принятыми принципами управления. Цель контроля — выявление степени отклонения реального воспитательного процесса от планируемого, результат контроля – составление банка педагогической информации о его ходе. Выводы анализа необходимо фиксировать в оперативных управленческих решениях, которые следует конкретно адресовать и определить сроки их исполнения. Выполнение рекомендаций по выводам анализа следует контролировать, в воспитательных целях соблюдать гласность, знакомить коллектив не только с результатами анализа, но и процедурой их получения.


Можно выделить следующие виды контроля: индивидуальный и фронтальный, охватывающий одновременно значительное число участников педагогического процесса; тематический и комплексный, предусматривающий одновременно контроль по ряду вопросов, например, контроль за системой деятельностью классного руководителя; текущий, периодический, итоговый; предварительный, цель которого зафиксировать состояние вопроса или проблемы; предупредительный, который направлен на предупреждение возможных ошибок2.

Контроль за воспитательной работой в школе организуется с помощью различных методов. Это изучение документации (планов, отчетов, протоколов), методических материалов; непосредственное наблюдение за поведением учащихся в различных ситуациях, действиями педагогов, проведением мероприятий, дел, состоянием помещений, мебели, оформления и т.д., изучение результатов деятельности учащихся и педагогов (творческие работы в различных формах); анкетирование пе­дагогов, учащихся, родителей; рейтинговая оценка и самооценка; беседы с детьми, родителями, учителями, представителя­ми общественных организаций, коллективный анализ проде­ланной работы.

Разнообразие содержания видов и методов контроля за воспитательной работой требует четкого планирования, тщательно продуманного плана-графика внутришкольного контроля. Естественно, что глубокий и объективный контроль за всеми участниками и направлениями работы осуществлять невозможно и нецелесообразно. В основу отбора объектов контроля, прежде всего, должны быть положены задачи школы и план идеологической и воспитательной работы. Полезно включить в процесс планирования контроля всех педагогов, актив учащихся и родителей, что в дальнейшем определяет заинтересованное отношение к контролю всех участников педагогического процесса3.

Контроль за деятельностью коллег, учащихся руководителю и организатору воспитательной работы целесообразно представлять как способ пропаганды положительного опыта, интересных педагогических приемов или оказания методической помощи. Контролирующий прежде всего должен заботится о том, чтобы предупредить возможные ошибки в деятельности педагога. С этой целью он заранее просматрива­ет его план работы по контролируемому вопросу, советует, помогает в подготовке. Правильно поступают в тех педаго­гических коллективах, где педагоги готовят специальные мероприятия по заранее составленному ими самими плану. Цель этих мероприятий — освоить новые приемы, способы, средства организации воспитательного процесса и в то же время в скрытой форме осуществить контроль за деятельностью педагогов.


Приложение 4
УТВЕРЖДАЮ

Директор __________

________________Ф.И.О

“____”_______ 2009 г.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

НА ______________ УЧЕБНЫЙ ГОД


Объект

контроля


Тема

контроля


Цель контроля

Форма контроля

Вид

контроля



Сроки

Форма

подведения


итогов

1

2

3

4

5

6

7

Классные руководители

1-11 классов



Планирование воспитательной работы на 1 полугодие

Анализ содержания планов воспитательной работы классных руководителей на предмет соответствие содержания, форм и методов осуществляемой ими идеологической и воспитательной работы, целям и задачам воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, возрастным особенностям учащихся, годовому плану идеологической и воспитательной работы УО


Анализ планов воспитательной работы классных руководителей

фронтальный

сентябрь



Выступление на совещании при зам. директора по ВР

Социальный педагог, классные руководители

1-11 классов

Составление социально-педагогической характеристики УО, социально-педагогических характеристик классов

Проверка точности и достоверности информации

Анализ социально-педагогической характеристики УО, социально-педагогических характеристик классов

фронтальный

сентябрь, январь

Выступление на совещании при зам. директора по ВР

Классные руководители

1-11 классов


Контроль за посещаемостью учащимися учебных занятий

Анализ работы классных руководителей по профилактике пропусков учащимися учебных занятий

Анализ журнала пропусков, собеседование с классными руководителями и учащимися, учителями-предметниками


фронтальный

ноябрь

Справка. Выступление на совете профилактики

Работники школьной столовой, классные руководители

1-11 классов

Организация питания учащихся

Анализ качества работы школьной столовой по организации питания учащихся, работы кл. руководителей по увеличению охвата учащихся горячим питанием

Собеседования с работниками школьной столовой, изучение документации, рейды, проверки, опрос учащихся и родителей


фронтальный

октябрь, апрель

Справка

Классные руководители

1–11 классов, специалисты СППС


Организация работы по охране здоровья школьников, формированию у учащихся здорового образа жизни

Мониторинг качества проводимых мероприятий и охвата ими учащихся

Посещение воспитательных мероприятий, анализ планирующей документации, сценариев, отчетов классных руководителей, анкетирование, собеседования с учащимися, родителями, классными руководителями

фронтальный


индивидуальный

октябрь,

апрель


периодически в течение учебного года

Справка.

Выступление на совещании при зам. директора по ВР

Специалисты СППС, классные руководители

1-11 классов, педагог-организатор, руководители объединений по интересам, спортивных секций

Организация работы с учащимися, находящимися в социально опасном положении, состоящими на учете в ИДН, и иными категориями учащихся, нуждающихся в социально-психолого-педагогическом сопровождении (воспитывающихся в замещающихся семьях и др.) и их семьями


Анализ состояния работы с учащимися, находящимися в социально опасном положении, состоящими на учете в ИДН, и иными категориями учащихся, нуждающихся в социально-психолого-педагогическом сопровождении (воспитывающихся в замещающихся семьях и др.)

Посещение воспитательно-профилактических мероприятий, анализ учетно-планирующей документации, сценариев, отчетов, анкетирование, собеседования с учащимися, родителями, специалистами СППС, классными руководителями, педагогом-организатором, руководителями объединений по интересам, спортивных секций


фронтальный

октябрь

январь


Справка.

Выступление на совещании при директоре

Классные руководители

5–11 классов, педагог-организатор


Организация работы по идеологическому воспитанию учащихся

Мониторинг качества проводимых мероприятий и охвата ими учащихся

Посещение воспитательных мероприятий, анализ сценариев, отчетов классных руководителей, анкетирование, собеседования с учащимися, родителями, классными руководителями

фронтальный


индивидуальный

октябрь,

апрель


периодически в течение учебного года

Справка.

Выступление на совещании при зам. директора по ВР

Руководители объединений по интересам, спортивных секций, преподфакультативов воспитательной направленности

Организация работы объединений по интересам, спортивных секций, факультативов воспитательной направленности

Анализ учетно-планирующей документации, содержания работы объединений по интересам, спортивных секций, факультативов воспитательной направленности, уровня включенности учащихся в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу, общественно-полезную, культурно-досуговую деятельность, контроль за посещаемостью занятий


Посещение занятий, изучение учетно-планирующей документации, собеседования с учащимися и педагогами


фронтальный

октябрь

февраль

Справка.

Выступление на совещании при зам. директора по ВР

Педагог-организатор, классные руководители

2-11 классов


Педагогическое взаимодействие с детскими общественными объединениями, органами ученического самоуправления

Анализ деятельности детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, работы классных руководителей и педагога-организатора по их педагогической поддержке

Изучение документации, посещение проводимых ими мероприятий, собеседования с лидерами ОО, активом ученического самоуправления, анкетирование учащихся

комплексный

февраль

Справка.

Выступление на совещании при зам. директора по ВР

Классные руководители

2-11 классов, педагог-организатор, специалисты СППС, руководители объединений по интересам, спортивных секций

Организация воспитательной работы в шестой школьный день

Мониторинг качества проводимых мероприятий и охвата ими учащихся, анализ занятости и состояния работы с учащихся, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в ИДН, и иными категориями учащихся, нуждающихся в социально-психолого-педагогическом сопровождении (воспитывающихся в замещающихся семьях и др.); анализ взаимодействия с учреждениями внешкольного воспитания и обучения

Посещение воспитательных мероприятий, занятий, анализ планов работы, сценариев, отчетов, анкетирование, собеседования с учащимися, родителями, классными руководителями, сотрудниками учреждений внешкольного воспитания и обучения


фронтальный


индивидуальный

октябрь

периодически в течение учебного года

Справка.

Выступление на совещании при зам. директора по ВР

Классные руководители

1-11 классов, специалисты СППС, педагог-организатор, руководители объединений по интересам, спортивных секций


Организация работы УО по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Мониторинг качества профилактической работы с учащимися и их семьями.



Посещение воспитательных мероприятий, занятий, анализ планов работы, сценариев, отчетов, анкетирование, собеседования с учащимися, родителями, классными руководителями, специалистами СППС, педагогом-организатором, руководителями объединений по интересам, спортивных секций

фронтальный

октябрь

май


Выступление на совещании при зам. директора по ВР, на совете профилактики

Классные руководители

9-11 классов, педагог-организатор, специалисты СППС, руководители объединений по интересам, спортивных секций

Организация профориентационной работы с учащимися

Анализ качества профориентационной работы, в первую очередь, с учащимися, находящимися в социально опасном положении, состоящими на учете в ИДН, и иными категориями учащихся, нуждающихся в социально-психолого-педагогическом сопровождении (воспитывающихся в замещающихся семьях и др.)

Посещение воспитательных мероприятий, занятий, анализ планов работы, сценариев, отчетов, анкетирование, собеседования с учащимися, родителями, классными руководителями, специалистами СППС, педагогом-организатором

тематический

Ноябрь

Январь

Март


Выступление на совещании при зам. директора по ВР

Классные руководители


1–11 классов, специалисты СППС, педагог-организатор


Организация работы с родителями

Анализ качества проводимых с родителями мероприятий и охвата ими родителей, мониторинг педагогического взаимодействия УО с родительской общественностью

Анализ планирующей документации, сценариев, отчетов, посещение мероприятий, анкетирование, собеседования с родителями, классными руководителями

фронтальный
индивидуальный

октябрь,

апрель
периодически в течение учебного года

Справка.

Выступление на совещании при директоре и совете профилактики

Классные руководители

1-11 классов, педагог-организатор, специалисты СППС


Организация летней оздоровительной кампании, занятости учащихся, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в ИДН

Анализ хода подготовки УО к летней оздоровительной кампании

Анализ планов работы на летний период, списков по летней занятости, собеседования с педагогами – организаторами летнего отдыха и занятости учащихся, учащимися, родителями, анкетирование

фронтальный
комплексный

май

Совещание при директоре

МО классных руководителей

Организация методической учебы классных руководителей

Анализ деятельности школьного МО классных руководителей

Анализ планирующей документации, протоколов заседаний, отчетов, посещение заседаний МО, анкетирование, собеседования с руководителем МО, классными руководителями

комплексный


итоговый


ноябрь

май

Справка.

Выступление на совещании при зам. директора по ВР

Классные руководители

1-11 классов, специалисты СППС, педагог-организатор, руководители объединений по интересам, спортивных секций

Итоги внутришкольного контроля за организацией воспитательного процесса в течение учебного года



Анализ качества идеологической и воспитательной работы с учащимися в течение учебного года


Посещение воспитательных мероприятий, занятий объединений по интересам, спортивных секций, анализ планов работы, сценариев, отчетов, анкетирование, собеседования с учащимися, родителями, классными руководителями, специалистами СППС, педагогом-организатором, руководителями объединений по интересам, спортивных секций

итоговый

май

Педсовет




Заместитель директора по воспитательной работе Ф.И.О.

Зборнік нарматыўных дакумнтаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь . 2009. № 18. С. 37 – 46.


1 Методические рекомендации «Об особенностях организации идеологической и воспитательной работы в 2006/2007 учебном году» // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2006. - №19/20. – С.6-29.


2 Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

3 Примерный план внутришкольного контроля за организацией воспитательного процесса содержится в Приложении 4 к данным методическим рекомендациям.