zabika.ru 1

z_start


наше наследие

Докричаться до небес

Сергея Оленкина можно назвать русским Кришьянисом Бароном

n118_tam-06-2005-28-468.jpgСергей Александрович Оленкин — хранитель традиций латвийских русских.

Увы, обычаи наших предков, веками живших на этой земле, сегодня не лежат на поверхности. Каналы естественной передачи этого наследия из поколения в поколение нарушены. И только энтузиасты пытаются уберечь его от забвения.

Александр МАЛНАЧ

В поисках родины

В советское время Иван Дмитриевич Фридрих собирал и записывал русский фольклор староверов и православных Латгалии. Автор нескольких книг, он создал уникальную фонотеку, которая, к несчастью, не сохранилась.

В наши дни его дело продолжает Сергей Александрович Оленкин. В конце 80-х годов прошлого века он увлекся этнографическим пением, нашел единомышленников и вместе с ними создал ансамбль «Ильинская пятница». Развал Советского Союза чуть не положил конец его начинаниям. Оленкин начал все сначала.

В начале 90-х стали создаваться национальные школы. И 43-я средняя по инициативе директора Зои Севастьяновны Горбань преобразовалась в Русскую гимназию. В нее-то и пришел Сергей Александрович.

Интерес к русской культуре в ее стенах проявлялся не только на словах, но и на деле. В школе есть музей русской культуры. Его основательница покинула Латвию, забрав с собой практически все экспонаты.

Вторую жизнь музею подарила Елизавета Павловна Орлова. Ей удалось восстановить коллекцию и поставить ее на службу делу просвещения. На базе русского музея проводятся уроки для своих и экскурсии для ребят из других школ. Здесь отмечают праздники — народные и привязанные к православному календарю.

n118_scan-044-450.jpgПресс-фото.Выступает «Ильинская пятница».

Среди экспонатов музея — инструменты, домашняя утварь, предметы быта и одежды XIX — начала ХХ века. Есть даже игрушки. Утварь украшает резьба и роспись, одежду — вышивка, мотивы которой характерны для русского населения Латгалии. Практически все предметы местного происхождения и все без исключения — подлинные.

Магия песни

В такой школе «Ильинской пятнице» самое место. Вот уже 15 лет учащиеся школы приобщаются к русскому фольклору. Оленкин разработал собственную методику обучения фольклорному пению. В первом классе оно проводится в форме фольклорных игр. А дальше, на основе полной добровольности, начинается настоящая работа.

Несмотря на свою архаичность, этнографическое пение не так просто, как кажется. Его манера весьма отличается от пения хорового, которое так популярно в Латвии, и, конечно, от современного.

Манеру этнографического пения формировала его магическая направленность. Песня обращена к силам природы, на которые человек пытается воздействовать, и потому должна быть очень громкой.

Фольклорное пение несет в себе особую энергетику, — считает Сергей Александрович. — Это мир, в котором действуют совсем другие ценности. «Хочешь увидеть дом, выйди из дома», — сказал Бернард Шоу. Выходя за пределы собственной культуры, человек лучше осознает себя.

Что дает фольклорное пение детям?

n118_pict0336.jpgВсе экспонаты в музее Русской гимназии подлинные.

Их привлекает энергетика пения и мифология. Яркость и экспрессия присущи миру детства. Крик — а фольклорное пение построено на особым образом организованном крике — освобождает их от стресса, дает выход эмоциям. На занятиях я учу детей... кричать.

И тут Сергей Александрович крикнул. Очень громко и звонко. И легко.

Вместе с ансамблем Оленкин «докричался» до Пскова и Новгорода, Москвы и Питера, Воронежа, Вологды и Екатеринбурга. В России фольклорное пение с каждым годом приобретает все большую популярность. «Ильинская пятница» является постоянным участником различных фестивалей и смотров в этой стране. В Латвии нет такого города, где ансамбль «Ильинская пятница» не выступал бы и не снискал бы при этом симпатий публики, к сожалению, немногочисленной.


Я могу слушать этот ансамбль часами, — признался как-то владыка Александр.

На счету у Оленкина 31 фольклорная экспедиция. Им собран огромный фоноархив этнографического пения, который во многом восполняет утраченную фонотеку Ивана Дмитриевича Фридриха. Это уникальное собрание нуждается в издании. Нотация и набор требуют суммы порядка 2500 латов. Вложение не прибыльное, но крайне важное. Книга с нотами, текстами, комментариями и дисками позволит уберечь устное народное творчество от исчезновения и сделает его доступным для современников и потомков. Кроме того, подобное издание показало бы русским, что Латвия для них такая же родина, как для ливов, латышей, евреев и цыган, что помогло бы торжеству исторической справедливости.

Адрес

http//pjatnica.com

сайт ансамбля «Ильинская пятница».