zabika.ru 1

В.С. Ляховский,


кандидат экономических наук, ООО "Альт-Аудит"
Бухгалтерский учет в кредитных организациях,

№6 июнь 2002г.
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Краткий комментарий к главам 14 и 15 Кодекса Российской Федерации

об административных правонарушениях
Как известно, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях принят 30 декабря 2001г. и вступает в силу с 1 июля 2002г. Кредитные организации и их должностные лица в своей повседневной деятельности прежде всего столкнутся с положениями главы 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» и главы 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» Кодекса.

Указанными статьями предусмотрена административная ответственность как самих кредитных организаций, так и их должностных лиц за невыполнение установленных нормативными актами требований в экономической сфере.

Согласно статье 2.1. Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Должностное лицо организации несет ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Должностными лицами являются руководители или другие работники организации, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

В целом, к кредитным организациям и их должностным лицам административные штрафы могут применяться:


  • за ведение предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением ее условий (ограничений);

  • за нарушения установленных экономических нормативов и иных обязательных требований деятельности, в том числе нарушение порядка открытия банковских счетов клиентам и совершения операций по ним;

  • за невыполнение обязанностей по контролю за кассовыми операциями клиентов;

  • за нарушения, допущенные при эмиссии ценных бумаг (недобросовестная эмиссия ценных бумаг, нарушение правил представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг и т.д.) или незаконные сделки с ценными бумагами;

  • за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности;

  • за нарушения сроков предоставления налоговых деклараций или сведений налоговым органам;

  • в других случаях.

Ниже приводятся некоторые виды нарушений, за которые с 1 июля 2002г. предусмотрена административная ответственность юридических лиц и их сотрудников, которые могут иметь место в деятельности банков.


Вид нарушения

Ответственность

должностного лица

Ответственность юридического лица

Статья Кодекса

Осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)

Штраф от 30 до 40 МРОТ

Штраф от 300 до 400 МРОТ

14.1.

Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации


Штраф от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции

Штраф от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции

15.25.

Нарушение установленных правил … обращения (торговли, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих

Штраф от 20 до 30 МРОТ

Штраф от 200 до 300 МРОТ

19.14.

Нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований




Предупреждение или штраф от 100 до 300 МРОТ

15.26.

То же, если они создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков)




Штраф от 400 до 500 МРОТ

15.26.

Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации

Штраф от 20 до 30 МРОТ




14.14.

Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда

Штраф от 10 до 20 МРОТ




15.7.

Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица


Штраф от 20 до 30 МРОТ




15.7.

Нарушение банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд)

Штраф от 40 до 50 МРОТ




15.8.

Осуществление банком расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам

Штраф от 20 до 30 МРОТ




15.9.

Неисполнение банком поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат

Штраф от 40 до 50 МРОТ

Штраф от 400 до 500 МРОТ

15.10.

Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций


Штраф от 20 до 30 МРОТ




15.2.

Осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров

Штраф от 40 до 50 МРОТ

Штраф от 400 до 500 МРОТ

15.1.

Оказание услуг … организациями … без применения в установленных законом случаях контрольно - кассовых машин

Штраф от 30 до 40 МРОТ

Штраф от 300 до 400 МРОТ

14.5.

Публичное размещение, реклама или предложение в любой иной форме под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

Штраф от 40 до 50 МРОТ

Штраф от 400 до 500 МРОТ

15.24.

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов.

Примечание:

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;

искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Штраф от 20 до 30 МРОТ




15.11.

Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов


Штраф от 50 до 100 МРОТ

Штраф от 400 до 500 МРОТ

15.25.

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков предоставления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

Штраф от 3 до 5 МРОТ




15.15.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Штраф от 3 до 5 МРОТ




15.6.

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

Штраф от 10 до 20 МРОТ




15.4.

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда

Штраф от 5 до 10 МРОТ




15.3.


Как видно из приведенных данных, некоторые административные штрафы заполняют пробелы, которые имели место в системе санкций, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Факт допущенного административного правонарушения должен быть установлен должностными лицами уполномоченного органа (в области рынка ценных бумаг, в области банкротства и финансового оздоровления, налогового органа или федерального органа налоговой полиции и т.д.) и зафиксирован в соответствующем протоколе.


Должностные лица Банка России, как органа валютного контроля, рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации. Кроме вышеуказанного, должностные лица Банка России могут рассматривать только правонарушения, связанные с нарушением экономических нормативов деятельности и иных обязательных требований. Так, правонарушение в виде воспрепятствования должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации рассматривается только судом.

Отметим, что статья 15.26. Кодекса "Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности" не раскрывает содержание использованного термина «иные обязательные требования». По видимому, таковыми являются нормы пруденциального надзора, установленные Федеральным законом от 2 декабря 1990г. № 394-1 «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и прописанные в Инструкции Банка России от 31 марта 1997г. № 59 (в редакции от 11 января 2002г.).

Согласно указанной Инструкции под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Банком России:

- предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями;

- нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь;

- требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных федеральными законами, представлению аудиторских заключений и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций (статья 6). По нашему мнению, ответственность иных должностных лиц за состояние отдельных участков деятельности кредитных организаций, например, обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций, должна устанавливаться при заключении трудовых контрактов в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ.


В заключение отметим, что Административным кодексом вводится ответственность должностных лиц организаций за ненадлежащее управление юридическим лицом, повлекшее уменьшение его капитала или возникновение убытков, совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий.

Если совершенные правонарушения при незаконном получении кредита, неправомерных действиях при банкротстве и иных незаконных действиях в сфере экономической деятельности не попадут под соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ, то санкции к нарушителям за указанные действия будут применяться согласно статьям Административного кодекса Российской Федерации.