zabika.ru 1

ОНТОГЕНЕЗ ПОДРОСТКОВОЙ ДЕПРЕССИИ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА


Акулова Н.Ю., Лыкова В.А.

(Украина, г. Одесса)
Проблема профилактики депрессии в современном мире актуальна для всех возрастных этапов развития человека, начиная с младенчества и заканчивая глубокой старостью.

Предметом нашего исследования является профилактика и коррекция подростковой депрессии в образовательном процессе. Подросток ощущает себя одиноким и беспомощным перед охватившей его депрессией. Она может разрушать его личность и приводить к суицидальным попыткам. Как известно, во всем мире актуальна проблема подростковых самоубийств. Поэтому внимание исследователей и практиков (педагогов, психологов) важно сосредоточить на поиске путей решения этой проблемы.

В настоящей статье отражены результаты теоретического этапа исследования, который предполагал такие методы, как изучение и сравнительный анализ существующих научно-теоретических походов, обобщение полученных результатов.

В настоящей статье мы сосредоточим внимание на онтогенезе депрессивных расстройств детского и подросткового периодов в контексте психоаналитического подхода. Понимание и учет причин возникновения и характера протекания депрессии в младенческом и детском возрастах, поможет при составлении профилактических и коррекционных программ для подростков.

Особое теоретическое внимание и поиск решений практического решения обозначенной проблемы уделяется в психоанализе (З. Фрейд, К. Абрахам и М. Кляйн и др).

Рассматривая депрессию как меланхолию, З. Фрейд в статье «Печаль и меланхолия» (1917) отмечал, что меланхолик интроецирует утраченный объект любви и отождествляет себя с ним. Далее он начинает ругать и обвинять себя, тем самым ругая и обвиняя этот утраченный объект любви за то, что тот его покинул [6, c 15].

К. Абрахам, рассматривая онтогенез возникновения депрессии, связывал ее с оральной фиксацией. В соответствии с этой гипотезой депрессия связана с ранним или болезненным отнятием от груди и является переживанием именно этой наиболее ранней и фундаментальной потери. Поэтому любая другая потеря (разлука, смерть близкого человека) в течение жизни переживается человеком как репродукция ранней травмы [4, c 231].


М. Кляйн выдвинула гипотезу о двух фундаментальных установках раннего младенчества: параноидно-шизоидной позиции (первые три месяца жизни) и депрессивной позиции (которая проявляется от трех до шести месяцев) [3, c 367].

В течение первых трех месяце младенец воспринимает хорошие и плохие стороны материнской груди как разные объекты. «Плохая сторона» проявляется в том, что грудь не всегда появляется по первому требованию младенца. Поэтому она вызывает абсолютную ненависть, в то время, как «хорошая» - абсолютную любовь. Позже, находясь в депрессивной позиции, младенец выучивается понимать, что плохие и хорошие стороны - это две стороны одного объекта. Таким образом, М. Кляйн подчеркивала, что именно на этой стадии мать начинает восприниматься младенцем как целостный объект. Поэтому отличительной особенностью ее концепции было в некотором смысле позитивное отношение к депрессивной позиции.

Одним из первых младенческую депрессию описал представитель генетического направления в психоанализе Р. Шпитц. В статье «Анаклитическая депрессия» (1946) Он считал, что анаклитическая депрессия возникает примерно на четвертом – шестом месяце жизни ребенка после того, как ранее достигнутая стабильность между матерью и младенцем нарушается и ребенок лишается проявления нежных чувств. Через три месяца после отлучения младенца от матери у него может наступить такое состояние, которое характеризуется «окоченелостью» и невосприимчивостью посторонних людей. В некоторых случаях последующий недостаток эмоциональных контактов способен привести к смерти ребенка. Если по истечении трех месяцев разлуки с матерью она возвращается к ребенку, симптомы анаклитической депрессии ослабевают.

Р. Шпитц высказал идею, основанную на наблюдениях над детьми. Если в результате каких-либо событий (болезнь, смерть и иные серьезные происшествия) ребенок разлучается с матерью, то это приводит к возникновению у него депрессивного состояния. Оно сопровождается плаксивостью, раздражительностью, безучастностью, уходом в себя. В таком состоянии ребенок может страдать бессонницей, отказываться от пищи и быть подверженным простудным и инфекционным заболеваниям [4, c 168].


Х. Каплан, рассматривал проявления детской депрессии в возрасте от 3 до 6 лет. Для ребенка характерна хаотичность аффективного состояния. Это проявляется интенсивным поиском теплых эмоциональных отношений, чередующимся с достойным поведением и отказом общаться, гневом и раздражительностью, агрессивностью, направленной на себя и на других.

Депрессивное состояние детей этого возраста проявляется в том, что дети чаще ведут себя озлобленно и раздраженно, а не тихо, замкнуто и отчужденно. Также может наблюдаться эйфорическое возбуждение, которое иногда сменяется тихим плачем. Для депрессии у маленьких детей характерны симптомы, связанные с особенностями развития этого возраста - тревожность в момент расставания, различные страхи, соматические жалобы, расстройства сна и приема пищи и, конечно, поведенческие проблемы, которые могут пониматься как эквивалент депрессии [1, c 124].

Для детей в возрасте от 7 до 12 лет, также, как и для дошкольников, характерны психосоматические жалобы в виде общего недомогания, расстройств пищеварения, нарушения аппетита Дети часто бывают раздраженными, играют неохотно, отказываются общаться, замыкаются в себе, не разговаривают.

Считается, что дети могут начать говорить о низкой самооценке и чувстве стыда только, начиная с возраста 7-8 лет. Страдающие депрессией дети этого возраста часто выполняют разные манипуляции с гениталиями, грызут ногти, у них случаются ночные кошмары и/или энурез. В результате нестабильного и тяжело концентрируемого внимания, а также сильной утомляемости болеющие депрессией дети постоянно терпят неудачи в школе. Кроме того, ухудшается социальная адаптация ребенка [1, c 143].

Подростковый возраст характеризуется ярким протеканием эмоций, экзальтацией, демонстративностивным поведением, резкой сменой различных состояний (А. М. Прихожан., Н . Н . Толстых, Д. И. Фельдштейн, М. Ю.  Кондратьев и др.). Причиной тому могут быть акцентуации характера (К. Леонгард, А. Е. Личко. и др.), среди которых у подростков часто проявляются демонстративная, гипертимная, циклотимная, лабильная. Так, циклотимная и лабильная могут приводить к депрессии, чувству одиночества, незначимости, мыслям о смерти [2, c 73].


Симптомы депрессивных расстройств у подростков имеют специфические возрастные особенности.

Для подростков младшего пубертатного возраста (до 12 лет) свойственны соматические симптомы в виде общего недомогания, расстройств пищеварения, нарушения аппетита. Наряду с такими малодифференцированными признаками изменения общего состояния довольно явственно меняется и поведение подростков: прежде вполне общительные, живые и разговорчивые, они становятся одинокими, замкнутыми, теряют интерес к увлечениям и играм, жалуются на скуку и усталость и крайне редко - на грусть или тоску [2, c 123].

В среднем подростковом возрасте (12 - 14 лет), по мере продвижения из начальной в среднюю школу, где усложняется программа и, что значительно важнее, появляется большое количество учителей-предметников, приходится нередко наблюдать депрессии, замаскированные проявлениями школьной фобии, которые наиболее сложны в распознавании [2, c 130].

Важной отличительной особенностью и сложностью подростковой депрессии является ее возможный «замаскированный» характер. Для данной возрастной группы характерно проявление депрессии через девиантное поведение. У подростков 12 - 14 лет депрессивное состояние нередко «маскируются» под школьную неуспеваемость и нарушения дисциплины. Ответные меры школы и родителей убеждают подростка в его несостоятельности, вызывают у него школьную тревожность, страх порицания, приводят к отказу от посещения школы.

В этом возрастном этапе характерны раздражительность, озлобленность, уход из дома, низкая самооценка, ощущение одиночества и безысходности, тоска, тревога, страх наказания. Такой подросток нуждается в помощи специалиста и коррекции [5, c 57]. Важная роль в распознавании депрессии, понимании и эмоциональной поддержке подростка принадлежит школьному психологу и педагогам.

В старшем подростковом возрасте (14 - 18 лет) депрессия нередко оформляется проявлением «метафизической интоксикации», которая проявляется как смыслоутрата. Депрессивный подросток склонен рассматривать эту глобальную проблему как свою личную драму. Размышления о смысле жизни и смерти приобретают самодавлеющий характер, превращаются в навязчивое и бесплодное мудрствование, лишают подростка способности к продуктивной интеллектуальной деятельности.


Подросток становится одиноким и отрешенным, дезадаптация постепенно нарастает, приводит к полному социальному краху [5, c 86].

Депрессивные расстройства у подростков также носят психосоматический характер, они проявляются в нарушениях сердечнососудистой системы, нарушение сна, нарушение биологического ритма, слабость, отсутствие бодрости [7].

Анализ литературы показал, что депрессия – это распространенное и сложное расстройство, которое актуально для всех возрастных этапов. Вопрос психопрофилактики и коррекции депрессивных расстройств требует к себе особого внимания.

Подростковая депрессия особо опасна тем, что может носить характер маскированной – скрываться под различными проявлениями «трудного» для педагогов и родителей поведения. Ее могут сопровождать повышенная тревожность, головокружение, сонливость, а также девиантное поведение. Педагоги чаще всего не понимают истинных причин такого поведения подростков, поэтому применяют по отношению к ним репрессивные меры, психологическое насилие. Это усложняет и без того неблагополучное психологическое и психосоматическое состояние подростков. Поэтому в школе необходимо внедрять одновременно как специальные психокоррекционные программы для подростков, так и просветительская работа с педагогами и родителями.

Литература:

1. Антропов Ю. Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков / Ю.Ф.Антропов. - М.: Медпрактика, 2000. - 224 с.

2. Бойко В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В.Бойко. - СПб.: Союз, 2002. - 160 с.

3. Кляйн М. Развитие в психоанализе / М.Кляйн, С.Айзекс, Дж.Райвери, П.Хайманн // Пер. с англ. Д.В.Полтавец, С.Г.Дурас, И.А.Перелыгин. – М.: Академический проект, 2001. - 512 с. 

4. Шпиц Р. Первый год жизни / Р.Шпиц, У.Колбинер. – М.: Изд-во Академический проект, 2006. – 352 с.

5. Кэмпбелл Р. Как любить своего подростка / Р.Кемпбелл. – М.: Мирт, 2000. – 73 с.

6. Фрейд З. Скорбь и меланхолия / З.Фрейд // Вестник психоанализа. – 2002. – № 1. – С. 13-29.

7. http://www.psycall.org/depressia.php