zabika.ru 1 2 ... 19 20


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Артинского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пристанинская основная общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО:

протокол заседания

педагогического совета

5 «09» апреля 2012г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МКОУ «Пристанинская ООШ»

___________________/Л.С.Малиновская/

Приказ №59 от «_10__» апреля 2012 г.


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

для ступени начального общего образования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Пристанинская основная общеобразовательная школа» (сокращенный вариант)

с. Пристань

2012г.

Содержание

Целевой раздел


  1. Пояснительная записка.

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Содержательный раздел

  1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

  2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.

  3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

  4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

  5. Программа коррекционной работы.

Организационный раздел
  1. Учебный план начального общего образования.


  2. План внеурочной деятельности.

  3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.

Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

Отличительная черта современного мира – высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека; основным требованием к человеку становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. Именно поэтому, сегодня меняются смысл и значение школьного образования, главная цель которого не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Таким образом, школа должна стать учреждением, с первого класса формирующим навыки самообразования и самовоспитания.

Учитывая условия микрорайона, социальное окружение, социальное положение школьников, коллектив школы видит свою миссию в том, чтобы создать условия для развития и саморазвития каждого школьника, помочь каждому самоопределиться, самореализоваться как уникальной неповторимой личности.

Заказ родителей, выявленный в ходе микроисследования с целью дальнейшего развития системы школьного образования и воспитания, ориентирует школу на усиление предметов математического цикла и филологической образовательной области. Кроме того, родители хотят видеть своего ребенка образованным, интеллектуально и духовно развитым, владеющим навыками коммуникации, психологически защищенным, умеющим найти адекватный выход в любой жизненной ситуации.

Следует отметить, что при сопоставлении образовательных потребностей обучающихся и их родителей, отмечена практически одинаковая востребованность тех или иных предметов.

В последние годы возрос спрос родителей на получение их детьми информационного образования, в связи с этим школа рассматривает возможности введения предмета информатики со 2 класса.

Наряду с государственным заказом, школа при организации своей деятельности учитывает запросы педагогов, которые хотят, чтобы в школе были созданы условия для их профессионального развития, инновационной деятельности.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Пристанинская основная общеобразовательная школа», имеющее 130-летнюю историю, – одно из старейших учреждений села, которое отличают следующие качественные характеристики:


  • сохранение традиций школы и прежде всего традиций гуманистического подхода к организации образовательного процесса;

  • сложившийся уклад школьной жизни, реализующийся через систему школьных дел и праздников годового цикла.

С другой стороны, ситуация в школе характеризуется тенденциями, свойственными данной территории:

  • повышением требований к уровню и качеству школьного образования;

  • сохранением высокой доли детей из социально-неблагополучных семей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны педагогов и классных руководителей;

  • наличием определенной конкуренции среди статусных ОУ п.Арти, необходимостью постоянного развития школьной структуры и расширения сферы образовательных услуг.


Специфика начальной школы заключается в том, что это особый этап в жизни ребенка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;


  • формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.


Обучение в школе I ступени осуществляется по программе «Начальная школа XXI века». Учебно-методический комплект разработан с учётом требований нового Федерального комплекта государственного образовательного стандарта начального общего образования и нового базисного учебного плана.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у младших школьников универсальных учебных действий. Их формирование должно осуществляться на каждом уроке любого учебного предмета.

Универсальные учебные действия не зависят от содержания конкретного учебного предмета и с этой точки зрения являются общеучебными. Именно поэтому возможно существование единой программы формирования универсальных учебных действий, не зависимой от содержания учебного курса. При этом каждый учебный предмет, учитывая специфику своего содержания, вносит вклад в этот процесс, что находит отражение в конкретных учебниках и рабочих тетрадях по каждому учебному предмету.

Для формирования умений учиться существенное значение имеет сформированность учебно-познавательных мотивов. Они включают: устойчивый интерес к решению различных учебных задач, желание ребенка учиться, улучшать результаты своей деятельности. Необходимо развивать у школьников интерес не только к занимательным фактам и явлениям, но и к их существенным свойствам, а затем и к закономерностям.

Итак, в учебно-методическом комплекте «Начальная школа XXI века», реализованы следующие идеи:
  • обеспечение системно-деятельностного подхода к развитию и обучению ученика (линии развития как единый принцип организации обучения по всем предметам);


  • удовлетворение образовательных запросов всех участников образовательного процесса;

  • обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;

  • методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;

  • обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей;

  • обеспечение комплексом диагностических материалов, которые позволят контролировать процесс развития ребенка (таблицы предметных результатов, таблицы сформированности УУД, портфолио учащегося, дневник, журнал учителя).


Поэтому основная образовательная программа начального общего образования разработана не только в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373с внесенными изменениями от 22.09.2011г. Приказ № 2357), но и на основе примерной программы «Начальная школа XXI века».

Данная образовательная программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;


  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.


Образовательная программа обеспечивает гарантию прав учащихся на доступное и качественное образование, оптимизацию образовательного процесса (оптимальные способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности), эффективное использование современных технологий обучения, обеспечение условий для самореализации, самоопределения личности и сохранения здоровья учащихся, использование современного материально-технического обеспечения образовательного процесса, информационное и психолого-педагогическое сопровождение.
Программа построена на основе следующих принципов: гуманизации и культуросообразности, целостности и вариативности, индивидуализации и дифференциации, преемственности, системности, открытости, творческой активности личности и основных принципов дидактики.
Цель и её обоснования. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;


  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.



следующая страница >>