zabika.ru 1 2 ... 5 6


Содержание


Введение 3

Раздел 1. Отличительные особенности малых предприятий 5

Раздел 2. Особенности организации учета и причинно следственная связь с необходимостью проведения аудита 10

Раздел 3. Разработка программы аудита, ее элементы 17

Заключение 22

Список литературы 24

Приложения 27

Нет 32


Введение



Малый бизнес имеет ряд преимуществ. Именно он формирует конкурентную сферу, создает дополнительные рабочие места, оперативно внедряет передовые достижения, перестраивает производство в зависимости от соотношений спроса и предложения, не требует повышенных первоначальных затрат. Увеличение количества малых предприятий, повышение их эффективности - не самоцель, а реальный шаг на пути формирования рыночной среды, обеспечения условий для экономического роста и на этой основе повышения благосостояния россиян. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что без весомой государственной поддержки невозможно обеспечить развитие малого предпринимательства быстрыми темпами. Определенные организационные решения, направленные на поддержку малых предприятий, были приняты в последние годы и в России.

Малым предприятиям в рыночной экономике большинства развитых стран принадлежит значительная роль. Именно малые предприятия являются важным звеном осуществления реальных экономических преобразований в России. Зарубежный опыт свидетельствует о высокой доле малого бизнеса в экономике. Бум развития малого предпринимательства начался в зарубежных странах с середины 70-х годов. Это неслучайное явление, а результат структурной перестройки с целью преодоления экономического спада. Большое значение в обосновании долгосрочной стратегии развития малого предпринимательства занимает выбор критериев разграничения этого вида предпринимательской деятельности. В мировой практике в результате отбора выявлены следующие основные критерии: количество занятых, годовой оборот, объем основных фондов.


Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы на сегодняшний день.

Цель данной контрольной работы - изучить основы организации аудита малых предприятий

При написании работы использовался разнообразный монографический материал и данные периодической печати.

Раздел 1. Отличительные особенности малых предприятий



Малый бизнес представляет собой совокупность мелких собственников, сеть небольших по объему производственной продукции и количеству работников предприятия, действующих на локальных рынках и на прямую связанных с потребителями своих товаров и услуг.

Отличительные аспекты (отрицательные):

- ограниченность фин. ресурсов и низкие темпы формирования капитала

- большая зависимость от внешних условий

- ограниченность закупок сырья небольшими объемами производства

- потребность во всесторонних знаниях законодательства

- ограниченная номенклатура производимой продукции

- слабая защищенность перед контролирующими органами и криминальными структурами

- недостаточное понимание руководством задач бухгалтерского учета

Положительные отличительные аспекты:

- оперативность принятия управленческих решений

- не высокие расходы по управлению

- быстрая оборачиваемость средств, что повышает эффективность производства и экономит затраты

- высокий уровень специализации, возможность оперативно повышать качество продукции и разрабатывать новые товары

Существует взаимосвязь между налоговой системой, порядком ведения учета, формой ведения учета и бухгалтерской отчетности, а также между налоговой и статистической отчетностью, т.е. от системы налогообложения зависит форма ведения бух. учета и предоставления отчетности.

Малые предприятия могут работать по нескольким системам налогообложения: общий режим, упрощенная система налогообложения (УСН), уплата единого налога на вмененный доход (ЕНВД), смешанная система.


Общий режим налогообложения - это уплата федеральных, региональных и местных налогов, предусмотренных НК РФ. Эта система применяется в добровольном порядке. Единственное ограничение - это обязанность по уплате ЕНВД.

Упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ) - эта система применяется в добровольном порядке, если малое предприятие утратило свой статус, то это не отражается на его праве применять УСН.

Существуют критерии перехода на УСН:


  1. Величина дохода от реализации по итогам 9 месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на УСН, доходы от реализации не должны превышать 11 млн. руб. без учета НДС. Этот размер должен ежегодно индексироваться в соответствии с уровнем потребительских цен.

  2. Средняя численность работников не должна превышать 100 чел.

  3. Остаточная стоимость основных средств и НМА не должна превышать 100 млн. руб.

  4. Не вправе применять УСН организации, имеющие обособленные подразделения, организации, производящие подакцизную продукцию, банки, страховые компании, фонды и т.д., бюджетные учреждения иностранные организации.

Объектом налогообложения не может меняться в течении трех лет с начала применения УСН. Малое предприятие, работающее по УСН может вести бухгалтерский учет без применения плана счетов, двойной записи и других требований, установленных ФЗ «О бухгалтерском учете». Они должны вести только бухгалтерский учет основных средств и НМА. Эти предприятия должны учитывать свои доходы и расходы в книге учета доходов и расходом (Приказ МНС от 28.10.2002г.). Книга ведется по простой схеме: доход и расход, и порядок заполнения зависит от объекта налогообложения.

Малое предприятие может вести бухгалтерский учет в обычном порядке, но это придется делать одновременно с ведением книги учета доходов и расходов. В некоторых случаях целесообразно вести бухгалтерский учет (при утрате права применения УСН возникнет необходимость восстановления остатков на счетах бух. учета, акционерное общество по данным бух учета определяет сумму дивидендов).


Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – гл.26.3 НК РФ (с 01.01.03г.) это налог региональный, т.е. он вводится субъектами РФ. Во Владимирской области - это Закон от 27.11.2002г. №117ОЗ. Обязанность уплачивать ЕНВД возникает при соблюдении условий: 1) на территории субъекта РФ введен ЕНВД; 2) налогоплательщик фактически осуществляет деятельность на территории этого субъекта.

Эта система применяется в обязательном порядке. Объект налогообложения - вмененный доход, т.е. потенциально возможный доход. Ставка 15% от вмененного дохода. Для плательщиков сохраняется обязанность по ведению бухгалтерского учета. Эта система налогообложения оказывает минимальное влияние на организацию бухгалтерского учета, т.к. размер ЕНВД рассчитывается не на основании данных учета, а исходя из законодательно установленных норм доходности.

Смешанная система налогообложения. С 2004г. УСН можно совмещать с ЕНВД по тем видам деятельности, которые не облагаются вмененным налогом, т.е. виды деятельности, по которым не уплачивается ЕНВД могут по желанию плательщика переводиться на общий режим или УСН. Сочетание общего режима и УСН не возможно. На практике малые предприятия стараются избежать совмещения нескольких режимов. При этом необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, облагаемых разными налогами, что увеличивает затраты на ведение учета. Кроме того, при разных налоговых режимах могут не совпадать система учета, состав отчетности и т.д.

УСН и ЕНВД в основном выгодны тем налогоплательщикам, покупатели продукции которых не являются плательщиками НДС (реализация товаров физическим лицам).

Основной принцип организации учета на малых предприятиях – это максимальное упрощение процедур ведения учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ними задач:

обеспечить сохранность имущества

обеспечить эффективность управления ресурсами

исчислить финансовый результат деятельности

определить налоговые обязательства


На малом предприятии могут решаться и не все эти задачи. Например, если на предприятии работает 1 чел., который является и учредителем, то не решается задача обеспечение сохранности имущества. Если предприятие является плательщиком ЕНВД, то нет обязанности определять налоговые обязательства, т.к. они рассчитываются не по данным бух. учета. Руководитель должен определить приоритетные задачи для бухгалтерии и затем выбираются наиболее эффективные способы решения этих задач.

Формы бух учета - это система регистров бух. учета. Малое предприятие имеет право выбора одной из форм бух. учета: традиционная форма или упрощенная форма бух. учета.

Традиционная форма используется всеми предприятиями с типовым планом счетов и т.д. К ним относятся мемориально-ордерная, журнально-ордерная формы, в т.ч. журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий, форма бух. учета с использованием компьютерных программ.

Упрощенные формы бух. учета предлагаются типовыми рекомендациями, рекомендуются для малых предприятий с простым технологическим процессом производства, и имеющих незначительное количество хозяйственных операций (не больше 100 в месяц).

а) Простая форма бух. учета предназначена для малых предприятий, работающих по упрощенному плану счетов и соблюдающих критерии

не более 30 операций в месяц

не осуществляется производство продукции, связанной с большими материальными затратами

В нее включены всего 2 регистра:

1) Книга или журнал учета фактов хозяйственной деятельности по ф. К-1

2) Ведомость учета заработной платы по ф. В-8

В простой форме не требуется оборотная ведомость, т.е. бух. отчетность составляется на основании книги учета фактов хозяйственной деятельности. Книга является регистром синтетического и аналитического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и его источников и составить отчетность. В книге должны быть отражены все дебиты и кредиты синтетических счетов, а также учетные данные всех аналитических счетов. Малое предприятие может вести Книгу в двух вариантах:


1) В виде ведомости (открывается на месяц)

2) В виде книги (открывается на весь отчетный год)

Книга должна содержать следующие учетные данные:

- № и содержание хозяйственной операции

- дату и № документа

- сумма по дебету и кредиту корреспондирующих счетов

Книга открывается записями остатком на начало периода, затем в хронологической последовательности позиционным способом записываются совершаемые операции. По окончанию месяца подсчитываются обороты по дебету и кредиту всех счетов, которые должны быть равны итогу по графе 4 этой книги. Выводиться конечные остатки на начало следующего месяца. Ведомость по форме В-8 «Ведомость учета работников до 10 чел. В ней отражаются данные по расчетам с работниками и данные по выдачи и депонировании з/пл.

б) Форма бух. учета с использованием регистров бух. учета имущества предприятия. Она включает в себя 8 ведомостей по учету имущества, капитала, обязательств и операций. На основании ведомости и по данным оборотной ведомости составляется бух. отчетность. Каждая ведомость предназначена, как правило, для учета информации по одному счету, поэтому хоз. операции отражаются в двух ведомостях: в одной по дебиту по кредиту на одну сумму на основании одного и того же первичного документа.

Оборотная ведомость – это способ обобщения показателей счетов. Из шахматной ведомости в оборотную ведомость переносятся кредитовые и дебетовые обороты по каждому счету. Затем подсчитывает сальдо на 1 число следующего месяца. На основании этой ведомости составляется баланс малого предприятия и другие отчетные формы.

Предприятия, работающие по УСН обязаны вести книгу учета доходов и расходов. В ней все операции отражаются позиционным способом в хронологической последовательности.

Порядок заполнения книги зависит от объекта налогообложения. Если объект – доходы, то не заполняются графы связанные с расходами и второй раздел. Если объект – доходы минус расходы, то заполняются все графы и разделы этой книги. На основании этой книги заполняется налоговая декларация.



следующая страница >>