zabika.ru 1



Тема «Самооценка у детей дошкольного и младшего школьного возраста»


План.

1.Самооценка у дошкольников.

2.Представление о себе – основа самооценки младших школьников.

3.Особенности самооценки младших школьников.

4.Как учителю следует поддерживать самооценку у учащихся.


Вопрос №1 Самооценка у дошкольников.


По мере развития дети учатся понимать себя, своё Я, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент Я называется самооценкой. Самооценка является ядром самосознания, так же как связанный с самооценкой уровень притязаний. Напомним, что самооценка и уровень притязаний могут быть адекватными и неадекватными. Последние бывают завышенными и заниженными.

Разумеется, оптимальный результат – адекватная самооценка. Чем ближе она к реальности, тем лучше человек себя чувствует. Он будет рассчитывать на то, что всё в жизни ему будет отлично удаваться; зная свои недостатки, он сможет их учесть. А уверенность в себе поможет реализовать свои способности

Самооценка и уровень притязаний оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведение в целом.

Дети с высокой самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением, ощущают собственную ценность.

Дети с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, делают акцент на своих недостатках, не выражают уверенность в их преодолении.

Показано, например, что трудности многих неуспевающих детей являются не следствием их умственной и физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как неспособных к учёбе.
Роль обратной связи (общения) в формировании самооценки у детей

В процессе общения ребёнок постоянно получает обратную связь.

Позитивная обратная связь сообщает ребёнку о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом, ребёнок убеждается в своей компетенции и достоинствах.


Улыбка, похвала, одобрение – всё это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ Я.

Обратная связь в негативной форме заставляет ребёнка сознавать свою неспособность и малоценность. Постоянное недовольство, критика и физические наказания приводят к снижению самооценки.

Чаще всего родители, взрослые используют различные речевые оценки в отношении детей. Это объясняет ведущую роль семьи и всего ближайшего окружения в формировании самооценки ребёнка.

«Ты такой упрямый», - говорит мама своему малышу.

«Ты у нас такая красавица», - любуется папа своей маленькой дочкой.

«Господи, какой же ты непослушный!» – сетует бабушка на своего внука.

«Помоги мне накрыть на стол, - просит мама свою дочку. – У тебя всегда так красиво это получается».

Анализ эти высказывания по отношению к ребёнку помогут понять, почему у него завышенная или заниженная самооценка.

Часто родители настраивают ребёнка на высокие достижения всегда и во всём, формируя тем самым завышенную самооценку и уровень притязаний.

Ярким примером в этом случае могут быть некоторые лучшие ученики в классе. Одна из таких учениц не слишком блестяще справилась с поделкой на уроке труда. Это была «трагедия» вселенского масштаба. Она рыдала весь день, не могла заснуть вечером, у неё заболела голова и т. д. Эта девочка изо всех сил, а иногда через силу, с каким – то надрывом старалась добиться успехов, но, как бы хорошо у неё это не получалось, она оставалась недовольна своими результатами. Такие дети страдают от чувства неудовлетворённости и гиперсамокритичности даже тогда, когда все окружающие признают их лучшими.

Завышенные стандарты часто приводят к различным психосоматическим и невротическим заболеваниям. Ни один человек не может быть одинаково успешным всегда и во всём. Поэтому необходимо учить ставить реальные цели и справляться с неудачами.


Кроме того, по мере взросления каждый человек должен учиться рационально распределяет свои усилия – какие-то дела заслуживают высшего напряжения сил, другие средних усилий. А остальные требуют минимальных затрат сил и времени.

Влияние мотивации на формирование самооценки

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ – другой важный аспект, связанный с самооценкой. В семье, в детском саду ребёнка часто настраивают на избегание неудачи. Как следствие, он всё время боится что-нибудь сделать или сказать неправильно. Это способствует появлению страха перед возможной ошибкой, развитию тревожности, вызывает неуверенность в своих силах, снижает самооценку и уровень притязания
Если в раннем детстве самооценка формируется под влиянием родителей, то уже к 4-5 годам дети начинают осознавать различия между собой и другими людьми. Используя социальное сравнение, т. е., показатель успешности в реальных видах деятельности, ребёнок, общаясь со сверстниками, постоянно получает обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен другим, что он им нравиться и что вообще он обладает значимостью в их глазах. Это касается всех сторон жизни ребёнка – его физического развития, социальных навыков, успехов в игровой и учебной деятельности, эмоционального тонуса, внешнего облика и. т.д.

Психологи показали, что если ребёнок лучший хотя бы в какой – то одной области, то он, как правило, имеет высокую самооценку.
На формирование позитивной самооценки большое влияние в детском саду оказывает воспитатель. Вот пример: девочку психолог попросил нарисовать что-либо, а она отказывается: «Я не буду рисовать, я плохо рисую» Почему? Оказалось, что воспитатель так негативно высказалась о художественных способностях ребёнка, то теперь он предпочитает этим делом не заниматься. Самооценка, сформированная у ребёнка в дошкольном возрасте, обычно довольно стойкая, но тем не менее, она может улучшиться или же снизиться под влиянием школы, учителей.

Хотя каждый ребёнок до поступления в школу, так или иначе, испытал радость успеха и горечь неудач и приобрёл соответствующий опыт, только в школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер. Постоянно регистрируются и провозглашаются публично учителем. В результате ребёнок оказывается перед необходимостью принять дух оценочного подхода, который отныне будет пронизывать всю его школьную жизнь.


Задача взрослых заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к этому сложному периоду его жизни.

Для этого необходимо составить представление о самооценке ребёнка, используя наблюдение. В процессе наблюдения за поведением ребёнка необходимо обратить на следующие особенности ребёнка, которые являются свидетельством низкого уровня самооценки и притязаний:

1.Частые самокритичные высказывания: «Я не могу этого сделать…»

2.Негативные ожидания в ситуациях соперничества: «Зачем это делать? У меня всё равно будет хуже, чем у…»

3.Критическое отношение к успехам других: «Просто ему повезло..»

4.Нежелание признать свои ошибки: «Я не виноват, что..»

5.Склонность подчёркивать недостатки других: «Зато он ябедничает..»

6.Неспособность принять похвалу: «На самом-то деле вы так не считаете…»

7.Отрицательное отношение к детскому саду: «Воспитатель меня не любит..»

8.Отказ от попытки добиться какого-то успеха: «Мне неинтересно..»

9.Повышенная застенчивость, трудности общения с незнакомыми людьми.
Диагностика самооценки и уровня притязаний.

Тесты, с помощью которых можно уточнить представления о самооценке и уровне притязаний ребёнка

1.Тест «Лесенка»

2.Тест «Смешные человечки»

3.Тест «Почему не получается»

4.Тест на определение самооценки и уровня притязаний, «Какой я».

5Тесты на определение уровня притязаний в различных видах деятельности.

6.Тест не определение уровня притязаний и потребности в достижениях.
СЕМЬ ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ У РЕБЁНКА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ, ОБЪЕКТИВНОЙ, ЗДОРОВОЙ САМООЦЕНКИ.

1.Любите ребёнка.

2. Развивайте чувство компетентности.

3. Больше поощряйте и меньше наказывайте.

4. Предоставляйте ребёнку самостоятельность.

5. Не требуйте от ребёнка невозможного.

6. Воспитывайте в своём ребёнке уверенность в том, что он хороший человек.


7. Меньше критикуйте ребёнка.

Следует обратить внимание на то, что самооценка дошкольника представляет собой способность предвосхитить результаты отдельных действий ( первоначальные притязания )..

Эти притязания связаны с оценкой и осознанием некоторых конкретных умений. (Д.Б.Эльконин)

Дошкольник чаще оценивает свои действия по образцам, которые задают взрослые, но этого дети не осознают.

ЭТА ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ФОРМА САМООЦЕНКИ, ПО МНЕНИЮ Б.Г.АНАНЬЕВА, ЛИШЬ ПРЕДСАМООЦЕНКА.

Умение достаточно объективно оценивать результаты своих действий – необходимое условие формирования генетически наиболее ранней формы самооценки, которую называют первоначальными притязаниями.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ – это способность ребёнка предвосхитить результаты своих отдельных действий и на этой основе выбирать задачи определённой степени трудности.

Например, уже до решения задачи дошкольник готов решать задачу той сложности, за которую обычно получал положительную оценку.

К концу дошкольного возраста в основном складывается правильная, дифференцированная самооценка, самокритичность, развивается способность мотивировать самооценку.

Однако оценить ребёнку себя труднее, чем сверстника, себя дошкольник чаще переоценивает.

Причины этого явления:

1.Трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Например, на вопрос: «Кто лучше дежурит?» малыши отвечают не задумываясь: «Я!» Старшие дошкольники : «Не знаю…Я тоже хорошо дежурю..»

2.Очень высок уровень притязаний на признание, поэтому часто приписываю себе то, что на самом деле нет.

3.Не может в полной мере разобраться в своей психической жизни и осознать свои качества или свойства. Поэтому дети гордятся качествами, которыми обладают в незначительной степени.

Вопрос №2 Представление о себе - основа самооценки младших школьников


Исследования показали, что представление о себе у младших школьников тесно связаны с самооценкой. Были выявлены 3 группы детей по степени сформированности у них представлений о себе.

ПЕРВАЯ ГРУППА – представление о себе у таких детей относительно адекватно и устойчиво. Дети могут анализировать свои поступки, вычленить их мотив, думать о себе. В деятельности эти дети больше ориентируются на знание о себе, чем на оценку взрослых и быстро приобретают навыки самоконтроля. Самооценка у таких детей соответственно адекватная и устойчивая.

ВТОРАЯ ГРУППА – представления о себе у таких детей неадекватны и неустойчивы. У них нет достаточного умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки. Число осознаваемых ими собственных качеств у таких детей очень мало. Лишь в некоторых случаях эти дети могут себя оценивать адекватно. Кроме того, они требуют особого руководства по формированию навыков самоконтроля.

ТРЕТЬЯ ГРУППА ДЕТЕЙ – у них нет стремления заглянуть в свой внутренний, представление о себе неустойчиво, оно содержит характеристики, данные им другими людьми, особенно взрослыми. Они имеют низкий уровень развития представлений о себе. Самооценка у таких детей неустойчивая, неадекватная, недостаточные знания самих себя приводят этих детей к неумению ориентироваться в практической деятельности на свои объективные возможности и силы.

Представление о себе в младшем школьном возрасте формируется в процессе оценочной деятельности самого ребёнка; в процессе общения ребёнка с другими людьми. Особенно большое значение на развитие самопознания оказывает оценка успеваемости.

Вопрос №3 Особенности самооценки младших школьников.

Исследования показали, что у мл. школьников обнаруживаются все виды самооценки: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.


При чем от класса к классу возрастает умение правильно оценить себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя.

Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Всё это говорит о том, что самооценка мл. школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости. Самооценка переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становиться мотивом поведения, влияет на формирование определённых качеств личности.

ДЕТИ С ВЫСОКОЙ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКОЙ.

Отличаются активностью. Стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности.

Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями следует добиться успеха. Это оптимисты, причём их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

НЕАДЕКВАТНАЯ ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА.

Ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они прочитывают работу молча, ничего не меняя. Или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что всё равно ничего не увидят. Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только лёгкие задачи как в жизни. Так и в экспериментальной ситуации. они как бы берегут свой успех, бояться его потерять и в силу этого в чём-то бояться самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в планах на будущее. Эти дети склонны «уходить в себя», выискивать в себе слабости, сосредотачивать на них своё внимание. Характерна повышенная самокритичность, неуверенность в себе, повышенная тревожность, застенчивость, робость. В делах они ждут только неудачи. Всё это затрудняет общение с другими детьми и со взрослыми. И в то же время эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.


КОРРЕКЦИЯ ЗАНИЖЕННОЙ САМООЦЕНКИ

Взрослому следует переключить внимание ребёнка с самого себя на дело. Сначала можно использовать приём гарантированного успеха в той сфере, в которой ребёнок чувствует себя более уверенно. Это более эффективно во внеклассной работе, где страх неудачи не так уж силён. А удача видна всему коллективу, кроме того, внеклассная работа позволяет незаметно для ребёнка организовать специальную деятельность именно вокруг его интереса, обеспечив ему высокий статус в этой деятельности. В дальнейшем, по мере роста уверенности в себе, этот статус будет «работать» на ребёнка в других сферах, повышая его самооценку. Полезно также организовать специальные кружки по обучению способам общения.

ДЕТИ С ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКОЙ переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своём или тут же переключаются на самую лёгкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют всё, что делают другие. ОЧЕНЬ КРИТИЧНЫ К ДРУГИМ. Основной акцент в планах на будущее эти дети делают на внешней стороне деятельности. Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой.

Исследования Л.С. Славиной показало, что устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у мл. школьника возникает потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний. Если уровень притязаний не может быть удовлетворён, так как расходиться с возможностями ребёнка, то у него возникают острые аффективные переживания, вызывающие некоторые отрицательные формы поведения: упрямство, негативизм, обидчивость, агрессивность и пр.

КОРРЕКЦИЯ ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКИ. При завышенной самооценке необходимо снизить уровень притязаний, чтобы он не расходился с реальными возможностями ребёнка. Это поможет снять острые аффективные переживания, вызывающие некоторые отрицательные формы поведения.


Длительное сохранение завышенной самооценке наблюдается в следующих случаях:

1. Когда ребёнок, несмотря на неуспех, все-таки получает от кого-то положительную оценку (например, дома)

2. Когда он обладает какими-то способностями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех.

Итак, формируясь в учебной деятельности и в процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других особенностей личности.

Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребёнка.


Вопрос №4. Как учителю следует поддерживать самооценку у учащихся.

1.Отказаться от правила, часто, с нажимом подчёркивать способности одних и неуспех других.

2.Отказаться от прямого противопоставления детей друг с другом.

3.Не «пилить», не ругать при всём классе.

4.Змечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчёркивать это резко как нечто неожиданное.

5.Называть всех детей по имени и добиваться этого в общении детей друг с другом.

6.Постоянно подчёркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые человек совершает для других. Способность к учению – это одно из многочисленных свойств личности, которое развивается у всех по-разному.

7. Чаще разговаривать с замкнутыми, «неинтересными» детьми. Поведение детей ещё во многом подражательно, и когда они видят, что учитель беседует с их одноклассником, то считают, следовательно, ему интересно, и тоже начинают проявлять интерес к этому «неинтересному».

8. Бережно относиться к женской гордости и мужскому достоинству.

9. Всё, что происходит с детьми, принимать всерьёз.

10.Уметь видеть по внешним поступкам и действиям мотивы поведения, отношения.

11. Помнить, что все дети испытывают потребность в одобрении их дел и поступков, и в разумных пределах удовлетворять её.


12. Исключить ситуации в школьной жизни, способные вызвать у детей страх наказания.

13. Научиться воспитывать через радость, доверие, уважение.

14. Относиться к ребёнку любого возраста как к субъекту совместной деятельности.

15. Принимать право ребёнка на ошибку, на настроение, на безнаказанное положение причин невыполнения какого-либо задания и пр.

16. Осуществлять индивидуальный подход на основе понимания особенностей ребёнка – его уровня развития; привязанностей представлений.

17. Создавать атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья.

18. Критически отнестись к себе при поиске причин неудач ребёнка в учении, поведении,. отношениях.
Литература.

1.Гамезо М.В., Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1984..

2. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В Дубровиной. – 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. 3.Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум /Ред. Сост. Л.Д. Столяренко. Изд –е 5-е – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.

4. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академ , 1997

5.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений. – 3-е изд.., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.