zabika.ru 1

Обсуждение главы Ноах (гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32)


Почему она так называется? В первой фразе говорится: “Вот житие Ноаха: Ноах был человеком праведным и непорочным...”.

В главе речь пойдет о Потопе. О Потопе — с большой буквы.

В предыдущей главе (Берешит, см. на сайте) мы уже говорили о том, почему именно вода была выбрана средством исправления. Более того, когда на третий день Творения вода была собрана в Мировой океан и показалась суша — она явилась моделью мира без воды, мира, в котором Истина не очевидна, а потому он должен стремиться к Истине, искать ее и обрести.

Но при этом появилась возможность ошибки, возможность выступить против воли Творца. Вспомним, что вместо деревьев съедобных, по вкусу таких же, как плоды, Земля породила деревья с несъедобным стволом. И только плоды их были съедобны (см. главу Берешит).

Это посеяло в мире ощущение недостаточности и желание восполнить недостающее.

Хава, жена Адама, споткнулась об это желание и не смогла справиться с ним: “И увидела (Хава), что дерево это (обратим внимание!) хорошо для еды и что желанно оно в глазах (ее) и вожделенно, ибо расширяет познание...” (гл. 3, ст. 6).

Заметим, что глаз в переводе на иврит — аин. У слова аин есть и другие значения — источник, корень. То есть следует понимать, что дерево было желанно в корне ее (Хавы) души.

Итак, начиная с третьего дня Творения, в мире было заложено желание поглощать (осваивать в себе) еду и желание расширять познания (стремление к поиску Истины).

Эти движения души были заложены в человеке. И в этом нет ничего плохого. Есть даже хорошее. Сам Творец сказал: “От каждого дерева в Ган Эдене ешь обязательно. А (плод) с дерева познания добра и зла — не ешь с него, ибо в тот же день — умрешь” (гл. 2, ст. 17).


Иными словами, нужно все есть, кроме того, что запретил есть Всевышний. Но человек не мог удержаться, чтобы не нарушить запрет.

Но и это еще не все.

Сотворенное желание познать все, владеть всем, как сказано: “Будешь властвовать над живущими в воде и летающими на небе птицами, и над всем живым, передвигающемся по земле” (гл. 1, ст. 28), привело к трагедии: Каин убил своего брата hэвеля (в русских переводах часто — Авеля).

Само по себе желание познать и владеть, конечно же, не было причиной этого. Трагедия стала следствием. Их было двое братьев. И это означало, что никому из них мир не будет принадлежать целиком. И Каин совершил убийство.

Тем временем человечество размножалось. Появились города. Возникли общественные структуры.

Небольшое примечание: сразу же откажемся от навязанных, вероятно, школьной программой представлений, согласующихся с теорией Дарвина; мы говорим не о “первобытных”, примитивных людях.

Адам был творением Всевышнего, и следующие поколения — люди высокой духовности и находились на высоком духовном уровне внутренней борьбы противоположных душевных устремлений.

Череда событий, начавшихся с “ослушания” земли, продолжившихся историей Хавы и дерева, преступлением Каина и некоторыми другими ключевыми событиями, завершилась трагическим явлением — “развалом” (разложением) всего человечества.

Как это произошло и о чем вообще идет речь?

Вспомним, что коренное желание, заложенное в мир и в душу человека, — стремление к познанию. А это означает — слияние, свершение акта перехода от частей к целому. То есть — к Единому (Творцу).

Но не все в этом мире можно объединить. Не объединишь в этом мире добро и зло. И, следовательно, именно по этой причине нельзя было есть плоды с дерева познания добра и зла (обратим внимание на соединительный союз “и”).

В этом мире нельзя объединить элементы, объединение которых станет возможным при переходе в высшие миры.


Отсюда, с одной стороны, — колоссальная сексуальная энергия, заложенная в душе (подчеркнем — в душе) каждого человека. С другой — целый ряд ограничений, регулирующих интимные отношения.

Что же произошло, что в результате разрушило все человечество?

Прежде всего, в духовных мирах выявилось, что человеку в процессе поиска Истины не просто будет оставаться в определенных рамках. Ведь он объединяет в себе духовные миры (уровни души) и материю (тело).

Устная Тора ( Мидраш) рассказывает, как малахим (в приблизительном переводе — ангелы) возражали против создания человека.

“Он разрушит мир”, — говорили они, выдвигая этот весьма серьезный довод. Но Творец с ними не согласился. Он сотворил специальный духовный механизм (душевные переживания, совесть, конкретные побуждения и действия — тшува, то есть возвращение к жизни по законам Торы), который, в конце концов, обеспечит воссоединение человечества с Творцом (в конце истории).

Наиболее “скептически настроенным” малахим Творец предложил самим “справиться (с задачей) лучше человека”. И отправил их в этот мир.

Таких малахим-посланцев было много. Но главные из них — Уза и Азаэль.

Их имена свидетельствуют об их сути. И в том, и в другом основные буквы — аин и заин. Вместе эти буквы складываются в понятие — сила, мощь, энергия.

Спустившись в наш мир, млахим привнесли в него ту самую сексуальную энергию, о которой мы здесь говорили.

В Йом Кипур главный коэн (первосвященник) отправлял из Иерусалимского Храма в пустыню специально отобранного козла. Эта процедура называлась “отправить Азазелю”. Азазель — загадочное слово, которое обычно на русский язык не переводится. Но мы теперь готовы к его пониманию. Слово Азазель представляет собой соединение имен малахим — Уза и Азаэль — в правильном произношении. Об этом пишет Талмуд в трактате Йома (лист 67). Этот козел символически нес на себе все прегрешения еврейского народа. И этим Тора показала, как сексуальная энергия может быть благословением, а может быть и чем-то другим. Ведь одного козла отправляли к Азазелю, а второй — совершенно ему идентичный, служил приношением в Храме. Душа этого животного возносилась к Небесам.


А теперь вернемся к нашей теме.

Вот как Тора завершает главу Берешит: “В процессе духовного опустошения человечества произошло следующее: люди размножились на земле и рождались у них дочери. И увидели всесильные сыны, что красивы они (дочери), и брали их себе в жены — кто кого пожелает... Необычные люди были в те дни на земле. А также и потом, после того, как всесильные сыны взяли дочерей людских и те родили им, — сильными были (потомки) и знаменитыми” (гл. 6, ст. 1-2, 4; с уточнениями в переводе).

Кто это — всесильные сыны? И почему Тора отмечает вполне естественное явление, что у людей рождались дочери?

В корне женской души заложено стремление быть желанной. Проявление желания — в корне души мужчины.

Факт, что у людей рождались дочери, означает, что все шло своим чередом. Рождались дочери — будущие женщины, подходящие мужчинам.

Всесильными сынами Тора называет тех, кто принадлежал элите общества, опьяненной властью и обладающей широкими возможностями.

Откуда возникла в них уверенность и ощущение вседозволенности?

Их душ коснулся духовный мир Узы и Азаэля. Об их сути мы уже говорили.

Выражение “кто кого пожелает” означает, что стал нарушаться закон “естественного” подбора пар, когда женщина по определенным параметрам подходит мужчине. Более того, начав с женщин (Устная Тора сообщает: в том числе — и замужних), элита общества на этом не остановилась. Неукротимое стремление к “объединению” привело к завязыванию интимных отношений не только с представителями рода людского, независимо от их пола, но и с существами, к роду человеческому не принадлежащими.

И сильными были (потомки), ибо наглость людская ширилась и росла. Путаница в понятиях распространилась и на другие жизненные сферы. “Мое — мое, и твое — тоже мое” — этот принцип определял человеческие взаимоотношения. Грабеж и воровство становились все более изощренными, и никого практически за это не наказывали.


Лишь единицы сохраняли “человеческий облик”. И вот наступил момент, когда (после смерти отца и деда) Ноах остался единственным таким представителем из всего человечества.

С этого и начинается наша глава. В Торе читаем: “Вот (суть жития) Ноаха: Ноах был человеком праведным и непорочным” (гл. 6, ст. 9).

Слово праведный на иврите — цадик. То есть человек, который стремится к справедливости.

Непорочный — перевод ивритского слова тамим. Что означает, что душа Ноаха не была испорченной, что условия жизни, созданные общественной средой того времени, не сломили ее.

Всевышний открывает Ноаху Свою оценку ситуации: “И сказал Всевышний Ноаху: (обозначился) конец всего живого передо Мной, ибо вся земля наполнилась хамасом, и Я уничтожу (живущее) на земле” (гл. 6, ст. 13).

Под словом хамас подразумеваются действия человека, во всем противоречащие Воле Творца — ничем не ограниченные сексуальные отношения, грабеж, презрение к Небу. Все человечество пропиталось хамасом.

Суша, созданная на третий день процесса Творения, проявила свой отрицательный потенциал, порожденный “лишением” воды. Воду вернут. Теперь — в виде Потопа.

Напомним, что вода — символ Учения, Постижения Творца.

И высказал Всевышний Ноаху Свое повеление: “Сделай корабль (ковчег) из дерева гофер, сделай в нем помещения и покрой внутри и снаружи смолой” (гл. 6, ст. 14).

А сейчас мы продемонстрируем, что каждое слово этой фразы не только не случайно, но и раскрывает неожиданные пласты, позволяющие иначе взглянуть на известную историю о Потопе.

Мы уже говорили, что поток воды (потоп) смоет разрушивший себя мир. Вода вновь покроет землю.

Но так не может долго продолжаться. Вода сойдет, опять обнажив сушу — по истечении установленного количества дней очищения. Но что же будет потом? И вот в мир привносится идея сохранения духовности. Чтобы в Потопе не было больше необходимости.


Основные, главные элементы построения духовности — буквы Торы. Каждая буква — как элемент таблицы Менделеева. Из них составлено все, что существует в мире. Однако буквы, переставленные в произвольном порядке, ни о чем не говорят и информации в себе не несут. Духовность и информация о ней заключены в словах. Более того. Человечество обнаружило слабость, споткнувшись на неумении устанавливать границы. А слово — это сверхсимвол границы. Каждое слово начинается с определенной буквы, состоит из определенного количества знаков и завершается однозначно — конечной буквой. Любое изменение порождает другое слово.

Теперь проанализируем приведенное выше повеление Всевышнего.

Сделай корабль (ковчег). На иврите в Торе ковчег назван — тева, что переводится на русский язык (если взять главное значение) как слово (!).

Из дерева гофер. Слово гофер означает — минерал сера. Какой смысл вложен в это, прояснится чуть позже.

Сделай в нем помещения. Помещения названы в Торе словом киним (единственное число — кен или кане). Среди прочих значений слова кане есть и такое: перо писца, сделанное из тростника.

И покрой... смолой. Как пишутся слова Сефер-Тора (Свитка Торы)? Особым пером — кане. И особыми чернилами, которые получают из древесной смолы, смешанной с медным купоросом (в основе раствора — серная кислота).

Ту же фразу на иврите можно было бы, не меняя значения, сказать другими словами. Но Тора выбирает именно эти: корабль здесь — тева, помещение — кен (кане). Для покрытия Тора повелевает выбрать смолу. Да и дерево здесь — именно гофер (сера).

И нас не должно удивлять, что только еще один раз во всем Танахе (Тора, Пророки, Писания) упоминается слово тева — так на иврите названа в Торе корзина, в которой спасся Моше.

Почему такое его употребление следует воспринимать как естественное? Потому что имя Моше означает — вытащенный из воды. И еще, самое главное: через Моше евреи получили Тору. Моше лично записал, слово в слово, все, что сказал Всевышний. С помощью пера — кане и чернил, изготовленных из смолы и гофера.


Так было спасено все человечество.

Но почему, могут спросить, мы говорим обо всем человечестве, когда, согласно тексту Торы, спаслись лишь Ноах и члены его семьи?

По двум причинам. Во-первых, все живущие на земле — прямые потомки Ноаха. А во-вторых, с появлением сдерживающих факторов — ограничения человеческого возраста (до 120 лет) и внесения подготовительных элементов: силы слова и способа его написания, человечество приблизилось к Великому Акту — дарованию Торы, что гарантированно сохранит человечество. Ибо в любых условиях сохранятся люди, которые, ставя перед собой жизненные задачи, на первое место будут выдвигать достижение главной цели — единения с Творцом.

Однако вернемся к потомкам Ноаха.

У Ноаха было три сына: Шем, Хам и Йефет (в русском переводе первого сына Ноаха называют Сим, а третьего — Яфет, что связано с ошибкой в греческом переводе).

Принято считать, что от Йефета произошли европейские народы, от Хама — африканцы, а от Шема — ближневосточные. В этом утверждении есть, конечно, доля истины. Но не более того.

Прежде всего, следует понять, что сыновья Ноаха были “духовными корнями” трех фундаментальных движений душ.

Шем — поиск Истины, Сути, цельной картины мироздания. На иврите шем — имя, суть.

Йефет — поиск гармонии, соответствия друг другу отдельных частей целого. В переводе с иврита йефет — красота.

Хам — энергия движения, энергия поиска. В переводе с иврита хам — горячность, энергия.

На заре послепотопной истории от трех сыновей Ноаха произошли основные народы, составляющие человечество. В общей сложности их было 70. Это число несет определенный смысл. Но это — тема отдельного разговора.

От Хама произошли древние народы Африки, Индостана (Персия, Афганистан), возможно — Дальнего Востока.

От Йефета — древние европейские народы.

От Шема — народы, заселявшие ареал южнее Черного моря, часть Двуречья и некоторое пространство к югу от него.


Но все это было три-четыре тысячи лет назад. Позднее народы смешивались. И Тора прямо пишет об этом, когда говорит, что потомок Шема — Ашур (ассирийцы) ушел от агрессивных, совершавших набеги на его территорию потомков Хама (гл. 10, ст. 11).

Сегодняшние европейцы — результат смешения древних европейцев с пришедшими с Востока “варварами”. Современные греки — это не те греки, что были в древние времена. Итальянцев не следует считать “чистыми” потомками римлян и т.п.

Семиты (арабы и пр.) сформировались в процессе смешения древних потомков Шема с племенами, которые были потомками Хама.

Славяне возникли в процессе смешения потомков Йефета и Хама.

Не совсем ясно происхождение монгольских народов (значительная часть китайцев, монголы, буряты и т.п.), возможно, в основном они произошли от Хама.

У нас — своя линия. В конце главы Тора готовит нас к появлению первого еврея на земле. Им был — Авраам. Его родословная прослеживается от Шема.

Что же касается еврейского народа, тут мы — как все другие народы. На протяжении более чем трехтысячелетней истории наш народ получал от других народов генетические вливания. Однако есть в этом одно очень существенное отличие.

Еврейский народ — Исраэль (Израиль) получил дополнительную душу, стоящую над обычной человеческой душой, которая есть как у еврея, так и у нееврея. Иначе говоря, в отличие от других, еврей от рождения наделяется дополнительной душой. С дополнительными возможностями (изучение Торы) и дополнительными обязанностями (исполнение 613 заповедей, вместо семи основных и нескольких десятков вспомогательных, которым должны следовать неевреи).

Эту дополнительную душу может получить и нееврей, если сделает гиюр — перейдет в еврейство и станет частью нашего народа. Важно подчеркнуть: это возможно только при условии, что гиюр сделан в строгом соответствии с законами Торы, иначе это — фикция, и о дополнительной душе не может быть и речи.


И вот эта самая дополнительная душа (у евреев и геров — сделавших гиюр) контролирует духовный мир нашего народа и обеспечивает уверенность в том, что мы по праву, по сути своей, — прямые потомки Авраама. А потомки Авраама, как известно, стали получателями Торы.

Какое значение, кстати, имеет тот факт, что Тора пишется тростниковым пером (или другим, но имеющим те же свойства) и чернилами из смолы, растворенной в серной основе? О каких свойствах идет речь?

У тростника есть особенность: даже прогибаясь до земли, он не ломается. Более того, он всегда восстанавливает “вертикаль”. Сгибаясь, он не ломается, а потом еще и выпрямляется — вверх. Такова основная идея “тростникового” свойства.

Смола и купорос образуют очень стойкое соединение. Эти чернила не смываются.

Эти качества пера и чернил достойно отражают суть Торы и ее носителей — еврейский народ.

 Автор текста Элиягу Эссас