zabika.ru 1

Урок 10

ПРИРОДНАЯ СРЕДА – ИСТОЧНИК ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Предмет: ОБЖ.

Класс: 9.

Дата: «____» _____________ 20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цели и задачи: познакомить обучающихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, способами защиты от инфекционных заболеваний; совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в очагах инфекционного заболевания.

Учебно-наглядный комплекс: учебник, табличные формы «Возбудители и переносчики инфекционных заболеваний» для каждого учащегося.
Ход урока


  1. Организационный момент.




  1. Проверка домашнего задания.




  1. Обсудите с друзьями:




  • Бывает, что человек прибегает к мести тому, кого считает своим обидчиком. Ему кажется, что удавшаяся месть поможет восстановить справедливость и принесёт моральное удовлетворение. Является ли месть решением конфликтной ситуации? Докажите свою позицию.

  • Как чувства, эмоции и характер человека воздействуют на его поведение и выбор?

  • У одного из ваших одноклассников не складываются отношения в коллективе. Его часто обижают, смеются над его скромностью, застенчивостью. Вам хочется помочь ему. Какими будут ваши действия?

  • Почему иногда люди бывают жестокими и заставляют других чувствовать себя несчастными?

  • Вас оскорбили. Вам хочется ответить грубостью, хотя вы считаете это недостойным. Как человек может научиться быть более терпимым? Поможет ли это при разрешении конфликта?

  • Вы попали в неприятную ситуацию. К вам приближается компания подростков, настроенных агрессивно. Как вы должны себя вести в данной ситуации, чтобы избежать конфликта?
  • О некоторых людях говорят: «Это сильный человек». Сильный человек – кто он?


  1. Тест «Познай себя».


Как к вам относятся окружающие?
Выберите ответ, и вы увидите, насколько высок ваш авторитет.


  1. Бывает ли так, что человек вам не понравился с первого взгляда?

    1. Часто.

    2. Иногда.

    3. Никогда.

  2. Если с вами заговорит незнакомый человек, сделаете ли вы вид, что не замечаете его?

    1. Часто.

    2. Иногда.

    3. Никогда.

  3. Когда кто-то рассказывает вам что-нибудь «по секрету», вы держите «язык за зубами»?

    1. Часто.

    2. Иногда.

    3. Никогда.

  4. Обращаются ли к вам за помощью или советом?

    1. Часто.

    2. Иногда.

    3. Никогда.

  5. Общаясь с людьми, вы отказываетесь выслушать то, что волнует их, ради обсуждения своих собственных проблем?

    1. Часто.

    2. Иногда.

    3. Никогда.

  6. Позволяете ли вы говорить критичным тоном, с сарказмом или с нотами агрессии?

    1. Часто.

    2. Иногда.

    3. Никогда.

  7. Если у вас что-то не получается, вы пытаетесь переложить свою вину на кого-нибудь другого?

    1. Часто.

    2. Иногда.

    3. Никогда.

  8. Когда вы встречаете нового человека в доме или в классе, вы пытаетесь первым завести знакомство?

    1. Часто.

    2. Иногда.

    3. Никогда.

  9. Если друзьям срочно понадобилась ваша помощь, вы, не раздумывая, бросаете свою работу, домашние дела и занятия, чтобы помочь им?

    1. Часто.

    2. Иногда.

    3. Никогда.


Ключ к тесту:

1. а – 0, б – 10, в – 5; 2. а – 0, б – 10, в – 0; 3. а – 10, б – 0. в – 0; 4. а – 10, б – 5, в – 0; 5. а – 0, б – 5, в – 10; 6. а – 0, б – 5, в – 10; 7. а – 0, б – 5, в – 10; 8. а – 10, б – 5, в – 0; 9. а – 10, б – 5, в – 0.


Подсчитайте баллы:

80-100. Это очень высокий результат. Если вы отвечали честно, то вы цените и уважаете людей, а они в свою очередь считают вас надёжным человеком. Вы не свернёте со своего пути ради похвалы и награды, но ваши поступки принесут вам первое и второе.

45-75. Людям, которые попали в этот диапазон, обычно помогают при условии, что они расширяют сферу своих интересов. Им хочется, чтобы их любили, но они ничего для этого не делают, предпочитая отгородиться от мира.

0-40. Люди, которые попали в эту группу, настолько стеснительны, что просто боятся быть на виду. Но как только они вылезают из своей скорлупы, то ещё больше привлекают к себе внимание окружающих.


  1. Изучение новой темы.




  1. Рассказ учителя.


Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, и в почве, и в воде. Например, в почве обитают микроорганизмы, которые являются возбудителями ботулизма, столбняка, газовой гангрены, в воде, соответственно, - брюшного тифа, холеры, дизентерии и др.

Кроме микроорганизмов, переносчиками инфекционных заболеваний являются насекомые, птицы, дикие животные.

Итак, следует сказать, что кроме химических загрязнителей, в природной среде встречаются и биологические, вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других животных организмов, в том числе и в самом человеке.

Нужно отметить, что рост городов (посёлков городского типа), ухудшение их санитарного состояния, развитие промышленности по производству биопрепаратов, снижение культуры и жизненного уровня населения и другие факторы приводят к увеличению биологического загрязнения окружающей среды и, как следствие, росту инфекционных заболеваний. Кроме того, люди (домашние животные) могут заражаться природно-очаговыми болезнями, попадая на территорию природного очага.


В целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний применяются карантин и обсервация.


  1. Составление таблицы «Возбудители и переносчики инфекционных заболеваний».




№ п/п

Возбудитель

Вид болезни

Профилактика

1

2

3

4

1

Микроорганизмы:

  1. почвы;




  1. воды;




  1. воздух


Ботулизм, столбняк, гангрена

Брюшной тиф, холера, дизентерия

Грипп, ОРЗ, ОРВИ


Термообработка
Гигиена
Карантин

2

Насекомые:

клещи;

вши;

блохи;

малярийный комар


Клещевой энцефалит

Сыпной тиф

Чума

Малярия


Контроль за кожей и волосами, гигиена, карантин

3

Птицы

Птичий грипп

Прививка от гриппа

4

Дикие животные

Бешенство

Осторожность

Данные таблицы обучающиеся заполняют самостоятельно, дополняя каждый из видов носителя или заболевания новой информацией или своими примерами.



  1. Самостоятельная работа по учебнику.


Задание. Прочитайте текст в учебнике о том, как образуются эпидемии.


  1. Рассказ о СПИДе.


Первые заболевшие СПИДом были американские гомосексуалисты. В 1981 году в больницы США попали больные, не поддающиеся никаким способам лечения. У них были, вроде бы, обыкновенные болезни (воспаление лёгких, поносы, лихорадка, потеря веса и др.), но обычные лекарства им не помогали. Возникли сомнения по поводу источника заболевания. Исследования учёных привели к обнаружению ВИЧ – вируса иммунодефицита человека. Очагом заражения была выявлена территория Африки, где ею болели обезьяны. От них первыми были заражены местные и иностранные охотники, а далее болезнь распространялась через половые контакты. Этот мутант паразитирует в органах человека.

Вирус иммунодефицита проникает в лимфоциты, а эти клетки крови отвечают за иммунную защиту организма человека. Там вирус убивает лимфоциты, замещает их, и организм человека перестаёт защищаться от других вирусов и инфекций.

Передаётся ВИЧ тремя путями:

  1. Половым путём.

  2. Через кровь.

  3. От матери к новорождённому ребёнку.

Через бытовые вещи, предметы туалета, укусы насекомых примеров заражения ВИЧ-инфекцией пока не зафиксировано.

Наиболее часто заражаются СПИДом наркоманы и люди, ведущие беспорядочную половую жизнь.

Отсюда следует сделать вывод, что наилучшей профилактикой этого заболевания должна стать деятельность, исключающая заражения.

К сожалению, иногда происходит заражение по вине медицинских работников. Поэтому, посещая зубные, косметические и другие подобные кабинеты, не стесняйтесь проверить, обеззараживает ли врач инструменты.


  1. Материал учебника.

ПИРОДНАЯ СРЕДА – ИСТОЧНИК ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Инфекции и их природные источники
Окружающая среда наполнена всевозможными микроорганизмами, многие из которых вызывают болезни человека. Возбудители инфекционных заболеваний распространены повсеместно. Ряд из них обитает в почве. Это возбудители ботулизма, газовой гангрены, столбняка, попадающие в организм человека через раневые повреждения поверхности кожи; возбудители глистных заболеваний, поступающие в наш организм с плохо вымытыми овощами, с грязных рук.

По оценкам ВОЗ, 80% всех болезней в мире связано с неудовлетворительным качеством воды и нарушением санитарных норм пользования ею. К ним относятся болезни, вызываемые использованием заражённой воды для питья, мытья продуктов, умывания. Это брюшной тиф, холера, дизентерия, инфекционный гепатит, воспаление слизистых оболочек глаза.

Будьте осторожны с водой: не купайтесь в водоёмах в черте города, не прошедших санитарный контроль, не пейте воду из непроверенных источников, родников на территории города.

В пределах определённой территории существуют возбудители природно-очаговых инфекций, они могут паразитировать в птицах, грызунах, некоторых хищных животных. Передаются они через переносчиков или при укусе животного. Так, клещи являются переносчиками клещевого энцефалита, вши – сыпного тифа, блохи – чумы, малярийные комары – малярии. Заражение бешенством происходит при укусе животных, например, лис, собак, в которых живёт возбудитель этого заболевания.
Почему возникают эпидемии
Инфекционные болезни возникают при наличии трёх компонентов:


  • источника возбудителя инфекции (заражённый человек или животное);

  • факторов, обеспечивающих передачу возбудителей от больного человека к здоровому;

  • восприимчивых к инфекции людей.

Начиная с эпохи античных государств из-за роста скученности населения корь, сыпной тиф, оспа, грипп стали носить характер эпидемий, выступающих естественными регуляторами высокой численности и плотности человеческих популяций. В прежние времена эпидемии были причиной смерти огромного количества людей, так как не существовало медицинских препаратов для борьбы с ними.


В XIV в. за два года из-за эпидемии бубонной чумы население Европы сократилось вдвое, на 24 млн человек. Сегодня эпидемиям «старых» болезней (чумы, малярии) медицина противостоит достаточно успешно, хотя полностью удалось победить всего лишь одну болезнь – натуральную оспу, эффективную вакцину против которой изобрели… 200 лет назад.

Человечество не научилось делать выводы из истории. Экологи, медики, писатели давно предсказывали появление нового вида возбудителя, который может вызвать мощную эпидемию и к которому медицина не будет готова. Достаточно вспомнить страшную историю, поведанную Эдгардом По в рассказе «Маска смерти», роман Джека Лондона «Алая чума», пьесу Карела Чапека «Белая болезнь». Если два первых из названных произведений можно отнести к литературе катастроф, то пьеса Чапека более близка к реальности. Она рассказывает о том, как в милитаристской угаре люди пренебрегли опасностью страшной эпидемии. Болезнь, описанная Чапеком, имеет некоторое сходство со СПИДом, хотя полностью является плодом фантазии знаменитого писателя.

Природа давала немало предупредительных «звонков». Показательна история так называемой болезни легионеров. Мощный кондиционер в отеле, где проходил съезд представителей Американского легиона, подавал в здание воздух, увлажняющийся застойной водой из резервуара, содержащей микроорганизмы, впоследствии названные легионерами. Люди, которые даже на короткое время заходили в помещение, вентилируемое данным кондиционером, заразились и заболели новой болезнью. Лихорадкой Марбург заразились от обезьян сотрудники биологической лаборатории в Германии и Словении, куда обезьяны были доставлены из Африки.

Всего за последние 20 лет открыто 30 новых инфекционных заболеваний. Активизация такого множества новых возбудителей произошла из-за изменения природной среды под влиянием хозяйственной деятельности человека.
СПИД – синдром приобретённого иммунодефицита

Болезнь впервые была зарегистрирована в 1981 г. в США после того, как врачи зафиксировали случаи не поддающегося лечению воспаления лёгких среди молодых мужчин-гомосексуалистов. С тех пор количество случаев заболевания настолько увеличилось, что болезнь приняла характер эпидемии.


Учёные установили, что в основе этого заболевания лежит поражение иммунной системы человека – приобретённый иммунодефицит, а в 1983 г. был выделен его возбудитель – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) (рис. 15). Предполагается, что ВИЧ возник у африканских обезьян. Первично ВИЧ заражались охотники, а его распространение было обусловлено половыми контактами между жителями разных стран.


Вирус иммунодефицита проникает внутрь лимфоцитов – клеток крови, обеспечивающих иммунную защиту организма человека, размножается в них и вызывает их гибель. Новые вирусы поражают новые клетки, но прежде чем количество лимфоцитов снизится до такой степени, что разовьётся иммунодефицит, могут пройти годы (чаще 4-6 лет), в течение которых вирусоноситель является источником инфекции для других людей. Отсутствие иммунной защиты у больного человека приводит к тому, что он становится восприимчивым к различным инфекциям.

Болезнь протекает с разнообразными симптомами, связанными со вторичными инфекциями бактериальной, грибковой, вирусной природы (наблюдается увеличение лимфатических желез, воспаление лёгких, длительные поносы, лихорадки, потеря веса), раковыми заболеваниями (саркома Капоши) и поражением центральной нервной системы (ослабление памяти, интеллекта, нарушение координации движений).

Вирус может передаваться тремя путями: половым путём, через кровь и препараты крови, от матери к новорождённому ребёнку.

Вирус не передаётся воздушно-капельным путём, через рукопожатие, при укусах кровососущих насекомых.

Основа профилактики СПИДа – исключающий заражение образ жизни.

Чаще других заражаются люди, которые вступают в беспорядочные половые связи, а также наркоманы, пользующиеся загрязнёнными шприцами при внутривенных инъекциях.

При посещении медицинских учреждений настаивайте на использовании одноразовых шприцев и игл.


Хотя случаев заражения посредством бритвы, помады, зубных щёток не зарегистрировано, необходимо пользоваться личными предметами гигиены. Придя в парикмахерскую, не стесняйтесь проверить, обеззараживает ли мастер инструменты для маникюра.

Избегайте лечения иглоукалыванием вне медицинских учреждений, татуировок и прокалывания мочек ушей нестерильными инструментами.
Вопросы


  1. В чём опасность заболевания СПИДом?

  2. Как передаётся вирус СПИДа?

  3. Каковы меры профилактики ВИЧ-инфекции?


Задание
Подготовьте сообщение о деятельности врачей и учёных в области поиска лекарства против ВИЧ-инфекции.
Что будет, если…
в ближайшее время не будут найдены способы лечения ВИЧ-инфекции?

  1. Итог урока.




  • Каковы особенности разрушающих иммунную систему действий при СПИДе? (1. Попадает в организм человека и никогда уже его не покидает; 2. Долго о себе не даёт знать; 3. 100%-ная летальность.)

  • Каковы пути предостережения СПИДа?

  • Чем может быть спровоцировано заражение СПИДом?

  • Что вы можете сказать о своём отношении к проблемам урока? Насколько они актуальны и интересны для вас?

Домашнее задание: завершить составление таблицы «Возбудители и переносчики инфекционных заболеваний»; составить сообщение на тему «Что будет, если в ближайшее время не будет найдена вакцина против СПИДа?».