zabika.ru 1

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


2012 год
Фонетика. Графика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, различия между ними. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Гласные ударные и безударные.

Обозначение звуков на письме. Способы обозначения мягкости согласных, а также звука [й].
Словообразование. Орфография
Значимые части слова: основа и окончание; корень, суффикс, приставка, соединительная гласная.

Словообразование. Способы словообразования.

Употребление Ь и Ъ. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание НЕ и НИ.

Правописание проверяемых, непроверяемых и труднопроверяемых гласных и согласных в разных значимых частях слов. Правописание сложных слов (слитное и дефисное). Другие случаи употребления дефиса. Слитное и раздельное написания наречий. Употребление прописных и строчных букв.
Морфология
Самостоятельные и служебные части речи. Именные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. Род, число и падеж у именных частей речи. Разряды именных частей речи. Их синтаксические функции.

Глагол: его морфологические признаки и синтаксическая роль. Спряжение глагола как изменение по наклонениям, временам, числам, лицам и родам. Особые формы глагола: неопределенная форма глагола, причастие, деепричастие, их грамматические особенности.

Служебные слова: предлоги, союзы, частицы. Их морфологические признаки и функции. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов.
Синтаксис. Пунктуация
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Способы их выражения.

Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений: назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные.


Полные и неполные предложения.

Способы осложнения простого предложения: однородные члены предложения, обособленные члены предложения, вводные слова и предложения, обращение. Знаки препинания при них.

Употребление тире в простом предложении.

Различия между простым и сложным предложением. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, сложное предложение с разными типами связи.

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

Употребление запятой в сложных предложениях разных типов. Употребление тире и двоеточия в бессоюзном предложении в зависимости от смысловых отношений между его частями.

Предложения с прямой и косвенной речью. Знаки препинания в них. Цитирование. Знаки препинания при цитировании.
Речь
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Стили и функционально-смысловые типы речи. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.
Языковые нормы
Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.
Перечень проверяемых умений
Умение соблюдать в речевой практике орфоэпические, лексические, стилистические, морфологические и синтаксические нормы русского литературного языка.

Умение использовать основные приемы информационной обработки текста.

Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

Умение проводить пунктуационный анализ предложения.

Умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения.


Умение определять функционально-смысловые типы речи.

Умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста.

Умение правильно выделить главную мысль текста и сформулировать ее в виде заголовка.

Умение последовательно излагать собственные мысли.

Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

Умение оформлять письменную речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.