zabika.ru 1

РАССМОТРЕНО:
на методическом совете МКОУ СОШ с. Алтата»


Протокол № ______
«____»___________2012г.


УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ «СОШ с. Алтата»


___________ Р.Р.Абсалямова
«____»___________2012г.

Программа кружка

"Веселый этикет"




Разработал:
учитель

Рахматуллина А.В..

с.Алтата - 2012

Пояснительная записка
Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.

Как известно по работам М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и других авторов, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения.

Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.


К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни . Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст.


Психофизиологические возрастные особенности

детей младшего школьного возраста

Дошкольное детство, от рождения до поступления в школу, является периодом формирования первичных мотивов человека и черт его характера. В это время складываются основные личностные качества, которые в раннем детстве формируются в результате взаимодействия генотипа и среды, а в старшем дошкольном возрасте начинают развиваться уже на основе социально-психологических законов. В дошкольном возрасте оформляются задатки, но период развития на их основе способностей продолжается до окончания школы.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются с 6—7 лет до 9—10 лет. В этом возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка приобретают сверстники (Словарь практического психолога, с.122).

Общие сведения о программе
Программа образовательная.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа: Закон РФ “Об образовании”.

Типовое положение об образовательном учреждении


Цели занятий:

познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения;

развитие коммуникативных способностей школьников.

Основные задачи:


  1. познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

  2. сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

  3. сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

  4. формировать устойчивую положительную самооценку школьников.


Формы и методы организации работы.

В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, беседы.

Длительность курса – 30 академических часов.

Ожидаемые результаты.

Введение в активный словарь детей достаточного количества этикетных стереотипов. Умение выбирать нужную формулу этикетного поведения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Освоение общих правил культурного поведения.

Содержание программы

Занятие 1

Опорные понятия: партнеры общения; общение как речевое воздействие; ролевые позиции; постоянные ролевые позиции (взрослые и дети, отец и мать, знакомый и незнакомый, мальчик и девочка и др.); контакт в процессе общения.

Тема занятия: ЗНАКОМСТВО

Правила речевого поведения во время знакомства, этикетные выражения, принятые в этой ситуации; речевое поведение взрослых и детей; знакомство через посредника, знакомство без посредника или непосредственное знакомство; сопутствующие этикетные выражения и знаки (рукопожатие, вставание, улыбка, поклон); соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о человеке.



Занятие 2

Опорные понятия: этикет – правила поведения и речи, принятые в данном обществе в данное время. Речевой этикет – система устойчивых выражений (этикетных формул), соответствующих различным ситуациям общения (приветствие, прощание, извинение, поздравление пожелание, благодарность, утешение, сочувствие, одобрение, просьба, совет). Этикетная формула: слово (спасибо), сочетание слов (большое спасибо), предложение (Благодарю вас за вкусное угощение), регулярно употребляющиеся в той или иной ситуации общения. Национальный этикет – правила поведения и речи, принятые у данного народа. Русский этикет.

Тема занятия: ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ

Образцовое поведение за столом. Этикетные выражения приглашения, благодарности, извинения. Непринужденная беседа за столом, правила угощения. Понятие о хороших манерах. Сопутствующие сигналы: поза, нерезкие движения, приветливая улыбка.

Занятие 3

Тема занятия: У ТЕБЯ В ГОСТЯХ ПОДРУГА

Разговор с гостем. Начало разговора: формулы приветствия, приглашения, одобрения. Беседа с гостем, совместные занятия (игры, чтение книги, декламация стихов), формулы похвалы. Сопутствующие сигналы: дружелюбный тон, улыбка, общая приветливость, внимание к гостю. Гостеприимство как национальная черта русских.

Занятие 4

Опорные слова: стилистическая окраска этикетных формул. Формулы нейтральные, употребляемые во всех случаях (до свидания); стилистически окрашенные: разговорные (пока) и книжные (рады вас приветствовать). Устаревшие этикетные выражения (разрешите откланяться) – слова и выражения, которые могут встретиться в речи пожилых людей, а также в речи литературных персонажей.
Тема занятия: ПРОЩАНИЕ С ГОСТЕМ

Правила поведения в минуты прощания. Этикетные выражения прощания и сопутствующие им формулы благодарности, одобрения, обмена любезностями, приглашения в гости, извинения, пожелания. Формулы извинения как нормальная реакция человека, допустившего отступление от этикетных норм. Сопутствующие сигналы: поза, поклон, рукопожатие, нерезкие жесты, приветливая улыбка, доброжелательный тон.

Занятие 5

Тема занятия: ИГРА В ГОСТИ

Повторение и закрепление формул знакомства, приветствия, прощания, благодарности, извинения, приглашения в различных речевых ситуациях. Формирование навыков поведения за столом: обращение с ножом и вилкой, умение передать гостю блюдо, взять порцию из общего блюда, правильно взять в руки чашку, столовую ложку. Умение вести беседу за едой. Традиционное русское угощение. Хлебосольство как проявление русского гостеприимства.
Занятие 6

Тема занятия: ПРОЩАНИЕ ПЕРЕД СНОМ

Речевой этикет в семье. Традиционное пожелание спокойной ночи перед сном. Пожелание добрых снов. Необходимые приготовления ко сну (умывание, чистка зубов). Спокойное поведение перед сном. Колыбельные песни. Сопутствующие сигналы: тихий ровный тон, спокойные манеры, добрая улыбка.


Занятие 7

Тема занятия: УТРЕННЕЕ ПРИВЕТСТВИЕ

Этикет в семье и за ее пределами. Традиционное приветствие в момент пробуждения как знак внимания и любви к близким. Тон утреннего приветствия. Поведение членов семьи перед уходом из дому. Доброе настроение и добрые слова. Приветствие в адрес взрослого соседа; учителя; обмен приветствиями между детьми. Сопутствующие этикетные выражения: обращение к знакомому и незнакомому, формулы привлечения внимания, разговор о погоде, о прошедшей ночи, о планах на день и вечер, о самочувствии.


Занятие 8

Опорные понятия: взаимное уважение, доброта, такт и деликатность, взаимопомощь, сострадание, жалость, сопереживание и другие смежные нравственные понятия.
Тема занятия: ОБ УСТУПЧИВОСТИ

Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Уступчивость как форма поведения в коллективе, в семье, в кругу друзей. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями (уступайте друг другу), между девочками и мальчиками (уступай девочке), между молодыми и пожилыми (уступай пожилому), между сильными и слабыми (уступай слабому). Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение. Сопутствующие сигналы: ровный , приветливый тон, уравновешенность, спокойный взгляд, нерезкие жесты.


Занятие 9

Опорные понятия: вежливость как средство достижения цели. Речевые приемы вежливости: просить, но не требовать; просить, но не унижаться и не клянчить; спорить, но не ссориться.

Тема занятия: ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА

Речевые формы выражения просьбы. Просьба, адресованная старшему знакомому и незнакомому, старшему близкому; ровеснику. Вежливая просьба в разных ситуациях: дома, на улице, в транспорте. Смежные этикетные формулы: обещание, согласие, извинение, благодарность, уступка, совет, предложение, разрешение. Сопутствующие сигналы: ровный, вежливый тон, негромкий голос, нерезкие жесты.

Занятие 10

Тема занятия: ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА (продолжение)

Обращение к незнакомым людям, умение сформулировать суть просьбы. Реализация вежливой просьбы в различных ситуациях (магазин, кафе). Формулы вежливой просьбы в соединении с формулами обращения к незнакомым людям, формулы привлечения внимания. Вежливая интонация. Мера непринужденности в общении с незнакомыми. Формулы разрешения и благодарности.


Занятие 11

Тема занятия: ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Освоение предметной ситуации: автобус, троллейбус, трамвай, метро (умение войти, выйти, оплатить проезд). Правила общения с другими пассажирами. Речевое поведение: просьбы и реакции на них, формулы извинения и благодарности, особые формулы вежливости (как уступить место). Сопутствующие сигналы: негромкость разговора, предупредительность, умение не причинять неудобство тем, кто стоит рядом, не проявлять враждебности, не реагировать на случайную неосторожность пассажира. Жесты помощи.

Занятие 12

Тема занятия: ПОВЕДЕНИЕ У ТЕАТРАЛЬНОЙ КАССЫ

Освоение предметной ситуации: театральный билет, его функции, оплата. Речевое поведение: общение с кассиром (обращение; беседа). Сопутствующие формулы: приветствие, просьба, согласие, отказ, благодарность.


Занятие 13

Тема занятия: В ТЕАТРЕ (КИНО, ЦИРКЕ)

Освоение предметной ситуации: гардероб, фойе, туалет, зрительный зал, буфет. Поведение зрителей до спектакля; во время спектакля; после него. Речевое поведение: общение с билетером, работником гардероба, с другими зрителями (как пройти на свое место), друг с другом во время спектакля и после него (обмен впечатлениями). Освоение новых слов: спектакль, антракт, фойе, билетер, гардероб и др. Беседа о просмотренном спектакле или фильме. Речевые формулы восхищения, одобрения. Параметры поведения: скромность, умение не привлекать к себе внимания окружающих, выражение одобрения с помощью аплодисментов, сдержанность в выражении чувств

Занятие 14

Тема занятия: В ПОЛИКЛИНИКЕ

Освоение предметной ситуации: регистратура, талон к врачу, кабинет врача. Речевое поведение в регистратуре, кабинете врача. Умение точно назвать свой адрес, фамилию, имя в регистратуре. Формулы обращения, просьбы, извинения, благодарности в условиях поликлиники. Параметры поведения: доверие и уважение к врачу, умение преодолеть страх. Освоение новых слов и выражений: пациент, история болезни, рецепт, регистратура и др.

Занятие 15

Тема занятия: В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Освоение предметной ситуации: читательский абонемент, условия выдачи книги на дом, бережное отношение к книге, разговор в библиотеке. Речевое поведение в читательском зале. Умение соблюдать тишину. Сопутствующие этикетные формулы благодарности, приветствия и прощания, адресованные библиотекарю. Рассказ о прочитанной книге, ее оценка.

Занятие 16

Тема занятия: ПОВЕДЕНИЕ В КАФЕ

Освоение предметной ситуации: буфет, буфетчица, официант, самообслуживание, разные виды кафе: кафе-мороженое, семейное кафе, детское кафе. Сопоставление поведения за столом дома, в гостях, в школе и в кафе. Речевое поведение: разговор с буфетчицей, с официанткой. Умение сделать заказ, поблагодарить. Разговор за столом. Закрепление этикетных навыков поведения за столом. Сопутствующие формулы извинения, отказа. Параметры поведения: сдержанность, умение негромко говорить, не быть резким и грубым.


Занятие 17

Тема занятия: В ПАРИКМАХЕРСКОЙ

Освоение предметной ситуации: холл, салон, мастер, клиент, виды услуг. Поведение клиента в ожидании стрижки. Беседа с мастером; обращение к мастеру, просьба, согласие, отказ. Поведение во время стрижки, преодоление возможного страха. Выражение удовлетворения и благодарности. Беседа о женских и мужских прическах, о прическах старинных и современных, о взаимосвязи прически и характера человека. Прическа и этикетный облик человека. Понятие о вкусе и чувстве меры.


Занятие 18

Тема занятия: В ПАРИКМАХЕРСКОЙ (продолжение)

Закрепление навыков речевого поведения в парикмахерской. Поведение детей в играх. Понятие об опасных играх. Чувство меры и ответственности в игре, бережное отношение к товарищу. Игра и реальность.


Занятие 19

Опорные понятия: доброта, сопереживание, сочувствие в противовес ожесточенности, черствости, равнодушию.

Тема занятия: УТЕШЕНИЕ

Речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их употребления (человеку больно, он одинок, ему плохо). Слова ободрения, поддержки. Русские пословицы, передающие утешение. Шутка как способ утешения. Утешение, адресованное взрослому и ребенку. Подбадривание, сочувствие как свидетельство понимания горя, неприятностей друга, знакомого, близкого человека. Как помочь словом и делом. Ситуации утешения в русском фольклоре. Сопутствующие сигналы: добрый, сочувствующий тон, внимательный взгляд, ласковые жесты.


Занятие 20

Опорные понятия: доброта, чуткость, сострадание, польза и вред для здоровья человека, забота о больном.
Тема занятия: У ПОСТЕЛИ БОЛЬНОГО

Беседа у постели больного. Добрые слова и добрые поступки. Начало беседы: вопросы о самочувствии. Выбор темы для беседы. Этикетные запреты и этикетные рекомендации (не огорчать больного, отвлекать его от неприятных мыслей, не акцентировать внимания на признаках болезни и др.). Этикетные формулы приветствия, дружеского обращения, пожелания здоровья, совета, утешения, сочувствия, подбадривания. Дружеская шутка. Поведение у постели больного. Соблюдение правил гигиены. Гостиницы для больного. Спокойные игры. Параметры поведения: нерезкие движения и жесты, негромкий голос, исключение повышенной эмоциональности, приветливая улыбка. Проявление деликатности (не хвастаться своим здоровьем и силой). Поведение в доме, где есть больной. Поведение самого больного.


Занятие 21

Опорные понятия: возрастная дистанция в общении, ролевые позиции старшего и младшего, ответственность старшего за младшего, благородство и милосердие.
Тема занятия: РАЗГОВОР С МЛАДШИМ КАК РАЗГОВОР СИЛЬНОГО СО СЛАБЫМ

Заботливое отношение к младшим членам семьи. Внимательное отношение к младшим незнакомым, помощь им. Слова ободрения, утешения. Шутка как средство утешения. Контактные этикетные формулы совета, просьбы, согласия, разрешения, пожелания. Обращение к младшему знакомому и незнакомому. Знакомство с младшим незнакомым. Формулы внимания. Отношение к малышам и беззащитным животным. Сопутствующие сигналы: дружеский тон при отсутствии фамильярности, сюсюканья.

Занятие 22

Опорные понятия: ролевые позиции (знакомый – незнакомый). Типовые ситуации, в которых возникает необходимость беседы с незнакомым (на улице, во дворе, в транспорте, в магазине, в кафе и др.).
Тема занятия: РАЗГОВОР С НЕЗНАКОМЫМ НА УЛИЦЕ

Начало разговора. Формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому. Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? Где расположен…?). Контактные этикетные формулы извинения, просьбы, благодарности, прощания. Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.

Занятие 23

Опорные понятия: ролевые позиции, степень знакомства, родства, пол, возраст общающихся.
Тема занятия: ОБРАЩЕНИЕ К ВЗРОСЛОМУ ЗНАКОМОМУ

Разговор со знакомым, но не близким взрослым человеком. Обращение по имени и отчеству. Возможный выбор обращения по имени. Выбор темы для беседы по ситуации. Контактные этикетные формулы: выражение радости, благодарность, предложение, просьба, разрешение. Параметры поведения: уважительный тон, умение не вмешиваться в разговор взрослых, внимательно слушать, приветливость, сдержанность.
Занятие 24, 25

Опорные понятия: общение с невидимым собеседником, различные ролевые позиции.

Тема занятий: ВЕЖЛИВЫЙ РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ

Освоение предметной ситуации: как набрать номер телефона, как пользоваться телефонной трубкой, значение звуковых сигналов. Речевое поведение: беседа по телефону, стереотипные реплики начала разговора, выбор формул в зависимости от партнера, заключительные реплики. Освоение некоторых типичных речевых ситуаций (звонок родителям на работу, разговор с подругой или товарищем, разговор с родителями друзей, разговор со взрослым незнакомым). Степень официальности разговора. Некоторые жанры телефонных разговоров: извинение, приглашение, информация о чем-либо, просьба. Этикетные ошибки в телефонных разговорах, шутки и степень их допустимости, умение кратко излагать свои мысли. Сопутствующие сигналы: ровный, вежливый тон, умение найти нужную громкость голоса.
Занятие 26, 27

Опорные понятия: доброта к бессловесному существу; человек и природа.
Тема занятий: РАЗГОВОР О ЖИВОТНЫХ И С ЖИВОТНЫМИ

Беседы о животных: их повадках, их отношении к человеку и роли в жизни человека, отношение к животному, забота о нем, сострадание к бездомному животному, преодоление страха перед животным. Возможность разговора с животными (понимают ли животные человеческую речь?). выбор кличек для различных животных. Уход за животными.

Занятия 28, 29

Тема занятий: ПОЗДРАВЛЕНИЯ И ПОЖЕЛАНИЯ

Поздравление по поводу различных дат. Традиционные праздники (Новый год, 8 Марта), церковные праздники (Рождество, Пасха). Партнеры общения. Индивидуальные и коллективные поздравления. Стиль поздравления. Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры. Использование индивидуальных творческих способностей детей при подготовке поздравлений и подарков. Пожелания ко дню рождения и в связи с праздником. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность. Создание праздничной атмосферы, атмосферы веселья. Традиционные праздничные игры, шутки, розыгрыши. Параметры поведения: умение демонстрировать хорошее настроение, непосредственность, искренность, раскованность, изобретательность.

Занятие 30

Тема занятия: ПРОЩАНИЕ С БЛИЗКИМИ ПЕРЕД ОТЪЕЗДОМ

Разговор близких людей перед отъездом. Добрые чувства и добрые слова. Контактные этикетные формулы: пожелание, совет, утешение, подбадривание. Ситуация расставания: прощание, обещание писать или звонить. Сопутствующие жесты и обычаи (например, садиться перед отъездом). Письма с дороги. Их форма и содержание.


Тематический план

1 класс (30 часов)



№ п\п

Тема


Количество часов


1

Что такое этикет.Знакомство

1

2

У тебя в гостях друг. Поведение за столом

1

3

У тебя в гостях подруга

1

4

Чем занять гостя. Прощание с гостем

1

5

Ролевая игра «Гости»

1

6

Прощание перед сном

1

7

Утреннее приветствие

1

8

Об уступчивости

1

9

Вежливая просьба. Вежливый отказ


1

10

Ролевая игра «Вежливая просьба. Вежливый отказ»

1

11

Поведение в общественном транспорте

1

12

Поведение у театральной кассы

1

13

В театре (кино, цирке)

1

14

В поликлинике

1

15

В детской библиотеке

1

16

Поведение в кафе

1

17

В парикмахерской

1

18

В парикмахерской

1

19

Утешение

1

20

У постели больного

1

21

Разговор с младшим как разговор сильного со слабым

1

22

Разговор с незнакомым на улице

1

23


Обращение к взрослому знакомому

1

24

Вежливый разговор по телефону

1

25

Ролевая игра «Вежливый разговор по телефону»

1

26

Разговор о животных и с животными

1

27

Разговор о животных и с животными

1

28

Поздравление и пожелания

1

29

Ролевая игра «Поздравление и пожелания»

1

30

Прощание с близкими перед отъездом

1

Литература


  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.

  2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 171с.

  3. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия–Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 198с.

  4. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116с.
  5. Крискунова И. Создай свой имидж./ Оформление С. Шикина – СПб.: Лань, 1997. – 176с.


  6. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.

  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 160с. (В помощь психологу.)

  8. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: Организация встреч, приемов, презентаций. – Мн., ПКИП “Асар”, 1994. – 96с.

  9. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)

Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – 272с., с илл. – (Энциклопед)